Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Буква Уу и звук [у]"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Поспелова Ольга Сергеевна

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Буква Уу и звук [у]"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_no2.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

Конспект

организованной образовательной деятельности

«Развитие речи. Обучение грамоте»

«Буква Уу и звук [у]»

Старшая группа

Выполнила:

Поспелова Ольга Сергеевна,

Воспитатель

1 квалификационной категории.

г. Югорск, 2020

Ф.И.О. педагога: Поспелова Ольга Сергеевна.

Приоритетная образовательная область: Развитие речи.

Возрастная группа: Старший дошкольный возраст.

Тема: «Буква Уу и звук [у]».

Цель: Познакомить детей с буквой Уу и звуком [у].

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. Буква Уу и звук [у]. Формирование умения находить новую букву среди других букв. Чтение слияний Ау, уа.

Развивающие задачи: 

  1. Развитие фонематических представлений, зр тельного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации ре« с движением, творческого воображения.

Воспитательные задачи: 

  1. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование: Конверты с картинками, маленький посылочный ящик, игрушечный волчонок, палочки, пластмассовые объемные буквы, «Мой букварь» и

«Тетрадь для обучения грамоте № 1», цветные карандаши, бассейн с водой утята двух цветов, салфетки.

Предварительная работа: Заучивание двустишия о букве У из книги «Мой букварь».

Ход занятия

  1. Организационный момент. 

Дидактическая задача: Развитие фонематических представлении дифференциация звуков [а]—[у] в словах (начальная ударная позиция).

Педагог приветствует детей. Дети проходят к столу, на котором лежа маленькие разноцветные конверты.

Воспитатель: Сегодня рано утром почтальон принес вам письма. Откройте конверты, достаньте и рассмотрите картинки. Сначала сядут те дети, у которых названия картинок начинаются со звука [а], потом — те, у кого названия начинаются со звука [у].

Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу.

  1. Звук и буква Уу. 

Дидактическая задача: Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики, фонематического слуха.

Педагог достает маленький почтовый ящик.

Воспитатель: Утром я сходила на почту и получила посылку для вас. Давайте посмотрим, что в ней.

Педагог достает игрушечного волчонка.

Воспитатель: Кто это?

Дети: Это волчонок.

Воспитатель: Какую песенку умеет петь волчонок?

Дети: У-у-у!

Воспитатель: Правильно. Волчонок умеет петь звук [у]. Какой это звук?

Дети: Это гласный звук.

Воспитатель: Давайте споем этот звук еще раз, как будто наш голос сначала поднимается, а потом — опускается по лесенке.

Педагог вместе с детьми поют звук [у] с повышением и понижением тона.

Воспитатель: Какое стихотворение вы выучили вчера с воспитателями?

Дети:

Уля сварила уху для утят,

Только утята ухи не хотят.

Воспитатель: Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [у]?

Дети: Уля, уху, утят, утята, ухи.

Воспитатель: Верно. Звук [у] обозначают гласной буквой У. Посмотрите на нее.

Педагог достает букву из почтового ящика.

Воспитатель: Из скольки палочек она состоит?

Дети: Из двух палочек.

Воспитатель: Какие это палочки?

Дети: Одна длинная, а другая короткая.

Воспитатель: С какой стороны прикреплена маленькая палочка к большой?

Дети: С левой стороны.

Педагог достает из почтового ящика палочки.

Воспитатель: Возьмите по две палочки и сложите букву У.

Дети выкладывают букву, педагог оказывает им необходимую помощь.

Воспитатель: Какую букву вы сложили?

Дети: Букву У.

Воспитатель: Давайте откроем буквари и рассмотрим странички с буквой У. Почему буква У красного цвета?

Дети: Это гласная буква.

Воспитатель: Кого вы видите на верхней картинке?

Дети: Это Уля и утята.

Воспитатель: С какого звука начинаются эти слова?

Дети: Со звука [у].

Воспитатель: На нижней картинке найдите и обведите пальчиком все буквы У.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: А теперь переверните страничку. Найдите на картинке предметы, названия которых начинаются со звука [у].

Дети: Утка, удочка, улей, уши.

Воспитатель: Покажите букву У в словах под картинкой.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: А теперь посмотрите на следующую страницу. Какие буквы перепутаны?

Дети: У, А, а.

Воспитатель: Кого вы видите на картинке?

Дети: Малыша.

Воспитатель: Прочитайте, что написано под картинкой.

Дети: У а ! У а ! У а !

Воспитатель: Кого вы видите на второй картинке?

Дети: Это девочка. Она заблудилась в лесу.

Воспитатель: Прочитайте, что написано под картинкой.

Дети: А у ! А у ! А у !

Воспитатель: Вы очень хорошо читали сегодня. Молодцы!

Педагог убирает буквари.

  1. Физкультурная пауза «Утки».

Дидактическая задача: Координация речи с движением. Педагог приглашает детей поиграть на ковре и вспомнить упражнение «Утки».

Ути-ути-утки, Уточки-малютки  

На волнах качались,

Брызгались, плескались.

Вперевалку идут по кругу друг за другом.

Приседают.

Встают, машут руками, как крылышками.

  1. Работа в тетради. 

Дидактическая задача: Развитие тонкой моторики. Формирование графомоторных навыков.

Педагог приглашает детей к столикам, раздает тетради, просты и цветные карандаши.

Воспитатель: Посмотрите на левую страницу. Что вы видите на ней?

Дети: Уток, удочку, две буквы У.

Воспитатель: Давайте обведем буквы У по точкам и раскрасим их. Какой карандаш вам для этого потребуется и почему?

Дети: Мы возьмем красный карандаш, потому что буква У — гласная.

Воспитатель: Уток и удочку вы раскрасите вечером, а сейчас мы попробуем написать палочки, из которых состоит буква У. Посмотрите на правую страничку. Найдите верхнюю строчку палочек. Это длинные палочки. Мы их будем писать сверху вниз. Обратите внимание: они наклонены справа налево (Посмотрите, как я делаю это на доске). Возьмите карандаши, попробуйте написать две палочки по точкам. Дети выполняют задание, педагог оказывает им необходимую помощь.

Воспитатель: Теперь давайте попробуем написать короткие палочки. Мы будем писать их сверху вниз. Обратите внимание: они наклонены слева направо (Посмотрите, как я напишу палочку на доске). Возьмите простой карандаш и напишите две палочки по точкам. Если дети не устали и проявляют живой интерес к работе, можно «написать» с ними по точкам букву У сначала в воздухе, потом в тетради. Всю, остальную работу целесообразно выполнить с каждым ребенком на индивидуальных занятиях, закрепив навыки чтения и печатания. Картинки в тетради дети могут раскрашивать в вечернее время или дома.

  1. Упражнение «Веселые утята». 

Дидактическая задача: Развитие физиологического дыхания: зрительного внимания. Формирование навыка чтения слияний гласных.

Педагог приглашает детей к столу, на котором стоит бассейн с водой в бассейне плавают пластмассовые утята, на спинах которых закреплен, буквы А, У.

Воспитатель: Посмотрите, какие веселые утята. Они тоже учатся читать. Что вы видите у них на спинках?

Дети: У них на спинках буквы А, У.

Воспитатель: Подуйте на желтого утенка, чтобы он отплыл на середину бассейна.

Дети выполняют упражнение.

Воспитатель: Подуйте на белого утенка, чтобы он отплыл на середину бассейна.

Дети выполняют упражнение.

Воспитатель: Теперь утята стоят рядышком. Прочитайте, что получилось из букв А, У. Читайте слева направо. Вот так.

Педагог показывает, в каком направлении читать.

Дети: АУ.

Воспитатель: Правильно. Теперь подуйте на белого утенка, чтобы утята поменялись местами.

Дети выполняют упражнение.

Воспитатель: Прочитайте, что получилось.

Дети: У А .

Воспитатель: Правильно. Молодцы.

  1. Упражнение «Подарки для утят». 

Дидактическая задача: Развитие фонематических представлений.

Педагог предлагает детям достать утят из бассейна, обтереть их салфеткой, протереть руки.

Воспитатель: Давайте поможем утятам разобрать картинки, которые лежат вот в этом красном конверте.

Педагог высыпает на стол картинки.

Воспитатель: Рассмотрите и назовите их.

Дети: Удочка, улитка, астра, арбуз, утюг, ананас.

Воспитатель: Выберите картинки, названия которых начинаются со звука [а].

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Какому утенку вы их отдадите? Почему?

Дети: Мы отдадим их желтому утенку, потому что у него на спинке буква А, которая обозначает звук [а].

Воспитатель: Какие картинки остались на столе?

Дети: Удочка, улитка, утюг.

Воспитатель: Какому утенку вы их отдадите? Почему?

Дети: Мы отдадим их белому утенку, потому что у него на спинке буква У, которая обозначает звук [у].

Воспитатель: Молодцы! Вы помогли утятам.

  1. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии.

Воспитатель: С какой буквой вы сегодня познакомились?

Дети: С буквой Уу.

Воспитатель: Какая это буква?

Дети: Гласная.

Воспитатель: Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить букву Уу?

Дети: Две палочки.

Воспитатель: Какие слова на звук [у] вы запомнили?

Дети: Утка, утята, Уля, уха, улей, уши, удочка.

Воспитатель: Что мы делали на занятии?

Дети: Читали, писали, играли.

Педагог оценивает деятельность каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Коррекционно-образовательная:уточнить и  закрепить правильное произношение звуков  С и...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Дифференциация звуков [г - к]"

«Дифференциация звуков [г – к]»Коррекционно-образовательные цели. Совершенствование навыков звуко – буквенного и звукового анализа и синтеза, навыка чтения слогов.Коррекционно-развивающие цели. Развит...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Буква и звук А".

В конспекте сказочный герой знакомит с новой буквой, дети дают характеристику звуку, подбирают слова с буквой А, выкладывают букву из палочек....

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы, тема: «Согласный звук "Р" (Р’). Буква "Р"»

Познакомить со звуком Р. Закреплять умения детей на слух определять место звука в словах. Расширять словарный запас детей, составление предложений. Развивать фонематический слух детей....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «У» и буквой «У»

Цели занятия:Коррекционно-образовательные:- вырабатывать навык четкого произношения звука «у»;-  учить выделять звук «у» из ряда гласных;- формировать умение согласовывать...