Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Буква Аа и звук [а]".
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Смирнова (Поспелова) Ольга Сергеевна

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Буква Аа и звук [а]"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_no1.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

Конспект

организованной образовательной деятельности

«Развитие речи. Обучение грамоте»

«Буква Аа и звук [а]»

Старшая группа

Выполнила:

Поспелова Ольга Сергеевна,

Воспитатель

1 квалификационной категории.

г. Югорск, 2020

Ф.И.О. педагога: Поспелова Ольга Сергеевна.

Приоритетная образовательная область: Развитие речи.

Возрастная группа: Старший дошкольный возраст.

Тема: «Буква Аа и звук [а]».

Цель: Познакомить детей с буквой Аа и звуком [а].

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. Буква Аа и звук [а]. Формирование умения находить букву среди других букв алфавита.

Развивающие задачи:

  1. Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Оборудование:

Палочки, пластилин, пластмассовые объемные буквы, буквы для магнитной доски, предметные картинки для организационного момента, «Мой букварь» и рабочая тетрадь № 1 по числу детей, контейнеры с цветными карандашами, контейнер с песком, лист красного картона, влажные салфетки.

Предварительная работа:

Заучивание двустишия о букве А из книги «Мой букварь», подбор имен на звук [а].

Ход образовательной деятельности:

  1. Организационный момент.

Дидактическая задача: Развитие зрительного восприятия. Совершенствование фонематических представлений.

(На столиках перед детьми лежат предметные картинки, названия которых начинаются с гласных звуков (аист, арка, автобус, индюк, утка, ослик)).

Воспитатель: Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Сначала сядет тот, у кого название картинки начинается со звука [и], потом сядет тот, у кого название картинки начинается со звука [у], затем тот, у кого название картинки начинается со звука [о]. А оставшиеся дети назовут свои картинки.

Дети: Аист, автобус.

Воспитатель: С какого звука начинаются эти слова? Дети. Со звука [а].

Воспитатель: Правильно. Садитесь. Сегодня мы с вами познакомимся с буквой

Аа, которая обозначает звук [а].

  1. Рассказывание двустишия.

Дидактическая задача: Развитие фонематического слуха.

(Педагог раздает детям буквари).

Воспитатель: Посмотрите на картинку и вспомните стихотворение, которое вы выучили. Расскажите его все вместе.

Дети:

Алик с Аллочкой дружил,

Алле астры подарил.

Воспитатель: Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [а]?

Дети: Алик, Аллочка, Алла, астры.

Воспитатель: Какие еще слова на звук [а] вы помните?

Дети: Аист, арбуз, азбука, абрикос.

Воспитатель: Вспомните имена, которые начинаются с этого звука.

Дети: Арина, Алеша, Андрюша, Алина, Алена.

Воспитатель: Отлично! Вы вспомнили много слов, которые начинаются со звука [а]. А что вы знаете про этот звук? Какой он?

Дети: Он гласный. Его можно петь. Мы обозначаем его красным кружком.

Воспитатель: Правильно. Пока закройте буквари.

  1. Упражнение «Лесенка».

Дидактическая задача: Пение звука [а]. Преодоление твердой атаки гласных.

(Педагог предлагает детям встать около стульчиков).

Воспитатель: Давайте споем звук [а], как будто наш голос поднимается, а потом опускается по лесенке.

Дети поют звук [а] вместе с педагогом.

  1. Знакомство с буквой А.

Дидактическая задача: Развитие зрительного гнозиса, конструктивного и пространственного праксиса.

(Педагог помещает на магнитную доску большую букву А, а на столики коробки с красными палочками).

Воспитатель: Это большая буква А. Из скольких палочек она состоит?

Дети: Из трех.

Воспитатель: Обратите внимание на то, что две палочки длинные, а одна — короткая. Возьмите из коробки по три палочки и сложите большую букву А. Какую букву вы сложили?

Дети: Это буква А.

(Педагог помещает на магнитную доску маленькую букву а, а на стол

коробку с красным пластилином).

Воспитатель: А вот это маленькая буква а. Она состоит из полукруга и изо- гнутой палочки. Возьмите пластилин, попробуйте слепить маленькую букву а. Обратите внимание: полукруг расположен слева, а изогнутая палочка — справа. Какую букву вы слепили?

Дети: Маленькую букву а.

Воспитатель: Положите ее справа от большой буквы А. Теперь сложите буквы в контейнер и откройте буквари. В верхнем левом углу страницы написаны две буквы. Какие это буквы?

Дети: Большая буква А и маленькая буква а.

Воспитатель: Обратите внимание: они красного цвета, потому что они обозначают гласный звук [а] и тоже называются гласными. Видите, под ними красный кружок? Это кружок, которым мы обозначаем звук [а]. Теперь посмотрите на картинку в нижней части страницы и найдите на ней все буквы Аа. Покажите их.

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: Переверните страницу. Что вы видите?

Дети: Большую букву А из палочек и маленькую букву а из пластилина.

Воспитатель: А еще вы видите картинки. Назовите их.

Дети: Аист, астра.

Воспитатель: А вот эти большие ворота называются аркой, музыкальный инструмент — арфой. Постарайтесь запомнить эти слова. Давайте произнесем их вместе.

Дети: Арка, арфа.

Воспитатель: С какого звука начинаются эти слова?

Дети: Со звука [а].

Воспитатель: Посмотрите на слова внизу страницы. Там написано: аист, астра, арка, арфа, айсберг, ангел. Покажите все буквы а в этих словах. Дети показывают буквы.

Воспитатель: Молодцы! Закройте буквари.

  1. Физкультурная пауза. Упражнение «Живой конструктор».

Дидактическая задача: Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Педагог приглашает детей на ковер.

Воспитатель: А теперь я хочу предложить вам очень интересное задание. Оно называется «Живой конструктор». Сейчас Аня, Вадик и Саша пройдут на ковер, а Даша скажет им, как нужно лечь, чтобы сложить большую букву А.

Даша: Вадик ляжет слева, а Саша ляжет справа.

Воспитатель: Они будут изображать большие палочки. Вы помните, что с должны лежать с наклоном?

Даша: А Аня ляжет посередине, поперек.

Воспитатель: Она будет изображать перекладину. Какая буква получилась.

Дети: Большая буква А.

Воспитатель: А теперь все встаньте на ковер, потянитесь на носочках, вверх подняв руки. Сделайте вдох. Расслабьтесь, опуститесь на всю ступню, опустите руки, сделайте выдох.

(Упражнение выполняется три-четыре раза, затем педагог рассыпает на ковре пластмассовые буквы).

Воспитатель: А сейчас быстро соберите в ведерко все буквы А, которые лежат на ковре.

  1. Работа в тетради.

Дидактическая задача: Развитие тонкой моторики.

(Педагог приглашает детей к столикам и раздает им тетради, ставит на столики контейнеры с цветными карандашами).

Воспитатель: Сегодня вы получаете новые тетради, в которых будете учится писать буквы. Какую букву вы видите?

Дети: Это буква Аа.

Воспитатель: Какой карандаш вам нужен, чтобы ее раскрасить?

Дети: Красный.

Воспитатель: Почему?

Дети: Эго гласная буква.

Воспитатель: Возьмите красный карандаш и раскрасьте большую букву А, а потом обведите и раскрасьте маленькую букву а. Аиста и астру вы можете раскрасить вечером с воспитателями. А сейчас мы попробуем написать букву А. Но для этого сначала напишем палочки. Посмотрите на верхнюю строчку палочек. Они прямые, высотой в две клеточки. Мы будем писать их сверху вниз. Посмотрите, как я делаю это на доске. Напишите две палочки по точкам.

(Дети выполняют задание. Педагог оказывает им помощь).

Воспитатель: Теперь давайте напишем наклонные палочки. Они наклонены вправо и высотой тоже в две клетки. Мы будем писать их снизу вверх. Посмотрите, как я делаю это на доске. Напишите две палочки по точкам.

(Дети выполняют задание, педагог оказывает им помощь. Аналогично проводится работа по написанию палочек с наклоном влево и горизонтальных перекладин).

Воспитатель: А вот теперь мы можем попробовать «написать» букву А в воздухе. Посмотрите, как я это делаю. (Педагог поворачивается к детям спиной и «пишет» букву А в воздухе).

Воспитатель: «Напишите» букву А в воздухе вместе со мной.

(Дети выполняют задание вместе с педагогом).

Воспитатель: Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу палочку с наклоном вправо снизу вверх, потом пишу палочку с наклоном влево сверху вниз, наконец, я пишу перекладину. Попробуйте по очереди написать букву А на доске, а потом мы напишем по две буквы А по точкам.

(Целесообразно закончить работу в тетради с каждым ребенком на индивидуальном занятии).

  1. Игровое упражнение «Волшебная буква».

Дидактическая задача: Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия.

(Педагог приглашает детей к столу, на котором стоит контейнер с сухим песком. В песок заранее зарыт лист красного картона, смазанный клеем. Не смазан клеем только контур заглавной буквы А).

Воспитатель: Опустите ладони в песок, поиграйте с песком, поищите, что в нем спрятано. (Дети нащупывают лист картона).

Воспитатель: Это не простой лист картона, а волшебный. Давайте осторожно достанем его и стряхнем с него песок. (Дети выполняют действия).

Воспитатель: Что вы видите?

Дети: Это буква А.

(Педагог предлагает детям стряхнуть песок с рук и протереть руки влажными салфетками).

  1. Организация окончания занятия.

Педагог предлагает детям рассказать о том, чем они занимались на занятии, что нового узнали, а потом положительно оценивает работу каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Коррекционно-образовательная:уточнить и  закрепить правильное произношение звуков  С и...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Дифференциация звуков [г - к]"

«Дифференциация звуков [г – к]»Коррекционно-образовательные цели. Совершенствование навыков звуко – буквенного и звукового анализа и синтеза, навыка чтения слогов.Коррекционно-развивающие цели. Развит...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Буква и звук А".

В конспекте сказочный герой знакомит с новой буквой, дети дают характеристику звуку, подбирают слова с буквой А, выкладывают букву из палочек....

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы, тема: «Согласный звук "Р" (Р’). Буква "Р"»

Познакомить со звуком Р. Закреплять умения детей на слух определять место звука в словах. Расширять словарный запас детей, составление предложений. Развивать фонематический слух детей....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «У» и буквой «У»

Цели занятия:Коррекционно-образовательные:- вырабатывать навык четкого произношения звука «у»;-  учить выделять звук «у» из ряда гласных;- формировать умение согласовывать...