Звуковой анализ слова "Лиса"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Болатчиева Фатима Айсаевна

для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lisa.docx99.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»F:\Эмблема детского сада.png

Подготовка к обучению грамоте в подготовительной группе.

«Согласный звук Л (Л), буква Л.

Звуковой анализ слова «лиса».»

                                                                  Воспитатель: Болатчиева Ф.А

Тема:

Согласный звук Л (Л), буква Л.

Звуковой анализ слова «лиса».

Цель: Познакомить с согласными звуками Л (Л), буквой Л.

Задачи:

  • учить точно, обозначать ситуацию, подбирать синонимы и антонимы;
  • развивать фонематический слух, внимание;
  • закреплять соотношение «звук - буква»;
  • развивать мелкую моторику руки;
  • пополнять активный словарный запас детей.

Пособия: картинка Лунтика, карточки с буквами, картинки лисы и лука. Раздаточный материал: «найди дорожку», полоски – слоги, карточка-поезд, простые карандаши.

Ход занятия

Однажды на Луне родился необычный малыш. Родился и прилетел на Землю. Когда он летел, то упал прямо в пруд на лугу. Давайте нырнем вместе с ним в пруд и поможем ему вынырнуть.

Дыхательная гимнастика «Ныряльщики»: делаем глубокий вдох носом, зажимаем нос и ныряем под воду, задержали дыхание, выныриваем и выдыхаем ртом. (2-3 раза).

Этот малыш пока еще ничего не знает. Мы будем помогать ему узнавать все новое. Мы научим его подбирать в речи другие слова.

1.Игровое упражнение «Найди другое слово»

Педагог рассказывает детям:

-Папа решил сделать детям качели. Миша принёс ему верёвку. «Нет, эта верёвка не годится – она оборвётся». Миша принёс ему другую. «А вот эта ни за что не оборвётся».

- Какую верёвку сначала принёс Миша? (Тонкую, ветхую.)

- А затем? (Крепкую прочную.)

Папа делал качели летом, Но вот наступила зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным). Вышел он покататься  на коньках и почувствовал под ногами крепкий лёд. Как сказать по - другому? (Прочный, нехрупкий)

Мороз крепчал (становился сильнее)

- Как вы понимаете выражение «крепкий орешек»? (Его трудно разбить, сломать.) Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: «крепкий духом». Значит – сильный, стойкий человек.

2.Повторение пройденного

Ребята, Лунтик нашел вот такие листочки. И не может понять, что на них изображено. Что это? ( Буквы)

- Какая еще есть сестренка у буквы? (Звук)

- Чем буква отличается от звука?

(Букву – видим и пишем, а звук – слышим и говорим)

Переворачивают лист и называют букву.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА

3.Фонетическая зарядка

1.Как зовут кота – друга двух мышей? (Леопольд.)

2.В кого превратил свою дочь Василису Премудрую Кащей Бессмертный? (В лягушку.)

3.Кого из зверей, несмотря на хитрость и плутовство, в русской народной сказке называют «сестричка»? (Лису.)

4.Что бывает на земле после дождя? (Лужи.)

5.Сидит дед, во сто шуб одет.

 Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук.)

- Какой звук вы слышите в начале слова?

Где находится звук л в словах: полка, лампа, белка, стол, апельсин, липа, дятел, лейка, пол.

4.Звуковой анализ слова ЛИСА

(У доски и индивидуально на карточках.) Сопоставление звуков в слове лиса и слове лук.

- Как вы думаете, почему лиса находится в зелёной рамочке, а лук в синей?

(в слове лиса звук л- мягкий, а в слове лук –твёрдый)

Знакомство со звуками Л (Л)

ФИЗМИНУТКА «Буквой Л расставим ноги»

Буквой Л расставим ноги, Словно в пляске — руки в боки. Наклонились влево, вправо, влево, вправо... Получается на славу. Молодцы!

 (Расставили ноги, руки на поясе; наклоны влево, вправо.)

5.Знакомство с буквой Л

Педагог показывает детям картинку «На что похожа буква Л», сопровождая показ словами:

*Алфавит продолжит наш

Буква Л – Лесной шалаш.

*Люди, видите слона?

Хобот есть. Нога видна.

*Дрессировщик буквой машет.

Перед ним лошадка пляшет.

*Клоун с бантом стал гигантом.

Он в толпе ходил и пел.

Мы взглянули на ходули –

Увидали букву Л.                            Показ буквы с помощью рук.

6.Игровые задания по карточкам

*Помоги лисе дойти до ёлки по дорожке из буквы л. 

7.Анализ занятия

Чему мы сегодня научили Лунтика?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра "Звуковое домино" на формирование навыков выполнения звукового анализа слова.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение д...

Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»Задачи:закреплять у детей умение произносить слово в соответс...

Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)

Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...

Знакомство со звуковым рядом, как подготовительный этап к звуковому анализу слова с детьми ОНР в компенсирующей группе

Знакомство со звуковым рядом, как подготовительный этап к звуковому анализу слова с детьми ОНР в компенсирующей группе...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты»  (схемы для звукового анализа слов)...