Логопедические досуги
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Соловьёва Ольга Васильевна

Предварительный просмотр:

Логопедический досуг для детей

старшего дошкольного возраста по обучению грамоте

«Путешествие в Буквоград»

Цель: развитие фонематического восприятия, формировать звуко-буквенный анализ и синтез, развитие связной речи, совершенствование навыка письма и чтения.

Методические приемы:

  1. « Вставьте, пропущенный звук»
  2. «Угадай звук и напечатай» (характеристика звука и печатание буквы)
  3. «Телеграф» (деление слов на слоги)
  4.     Конкурс капитанов «Звуковая птичка» (звуковой анализ слов)
  5. «Слово рассыпалось»
  6.  «Шифровщик» (угадай слово по первым звукам слов)
  7. «Разгадай и прочитай» (отгадывание кроссворда)
  8. «Не знаешь- научим, не умеешь – подскажем»

Оборудование: фишки, доска, предметные картинки, схема кроссворда, сундучок, карточки со слогами, предметы, игрушки на звуки Т, Д, эмблемы.

Ход занятия

Ведущий: Здравствуйте, ребята,  взрослые. Сегодня у нас много гостей и я  предлагаю наш досуг начать с весёлой нотки. Ребята нам подготовили номер (дети старшей группы танцуют танец).

Ведущий:  И так мы начинаем. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в город  «Буквоград», где нас ожидают много интересных заданий.

Но чтобы отправиться в путешествие, нужны ребята, которые не боятся трудностей. Есть такие? (Выходят дети, уже разделенные на две команды).

Предлагаю путешествие совершить соревнуясь двумя командами. Вы согласны?

Предлагаю вам одну из команд назвать «Знайки», а другую – «Умники» (эмблемы).

Ведущий: Кто отгадает загадку и тогда мы узнаем кто пришёл к нам в гости. О чём загадка?

Большой, просторный, светлый дом.

Ребят хороших много в нём.

Красиво пишут и читают.

Рисуют дети и считают.

                      (Школа)

Ведущий: Кто работает в школе и учит  читать и писать детей и их любит. (Учитель).Вот и сегодня к нам пришли гости ваши будущие учителя. Которые будут возможно вашими любимыми, ведь они самые первые учителя в вашей жизни. Поприветствуем учителей.

Ведущий: Как известно, в каждой команде должен быть капитан. Посовещавшись, и общим голосованием команды, выбраны капитаны.

Приветствуем капитанов:

- Капитан команды «Знайки»

- Капитан команды «Умники»

Ведущий: Команды сформированы, капитаны выбраны, кого не хватает для соревнования? (Жюри.)

Выбор жюри.

Ведущий: Поприветствуем жюри. Уточним правило оценки команд.

Правило: За каждый правильный ответ,  команда получает по 1 баллу, за невыполненное задание 0.

Ведущий: В городе Буквограде живут звуки и буквы и они ждут нас к себе в гости. Предлагаю вам их навестить и отправиться в увлекательное путешествие. Вы не против?

Играет весёлая музыка и вбегает Незнайка.

Незнайка: Кто здесь путешествовать собрался? Я тоже очень люблю путешествовать. Я даже на Луну летал. Вот как-то раз…

Ведущий: Подожди, Незнайка, ты даже позабыл поздороваться с ребятами. Ты что, не знаешь, что нужно быть вежливым?

Незнайка: Знаю. А разве я не поздоровался? Здравствуйте, ребята!

Ведущий: Здравствуй, Незнайка! Но мы сегодня собрались в путешествие не на Луну, а в город «Буквоград»

Незнайка: Да, да, я слышал. В этом городе нужно всё знать о буквах и звуках. А я, то не учил, не занимался, не старался вот и … ничего не знаю (вздыхает). Ну, мне вообще-то пора. Я спешу к друзьям на Луну, и за вами буду наблюдать оттуда в подзорную трубу. Понравится мне, как вы отвечаете и с заданиями справляетесь, вернусь к вам и угощу вкусными громадными плитками шоколадными. Ну, все пока, полетел. (Улетает на  «ракете».)

Ведущий: Ну что ребята, вы то не боитесь побывать в городе Буквограде?

Дети :Нет!

Ведущий:  Предлагаю полететь вам на ковре- самолёте. Готовы?  

Занимайте места. И в путь! (музыка)

Ведущий: Полетим мы над морями, океанами, странами, городами.

Ведущий:  Вот мы и приземлились в красивом, умном городе Буквограде. Почему то сегодня здесь не весело, как то даже страшно (играет тревожная музыка, темно)

Слышится голос: Кто вы такие? Зачем пожаловали?

Ведущий: А ты кто ?

Голос: Я, злой волшебник Буквоежка.

Ведущий: А мы ребята из детского сада прилетели к тебе в гости.

Буквоежка: В моём городе карантин. Все буквы заболели.

Ведущий:  Мы с ребятами вылечим буквы, чтобы здесь так же было красиво, весело. Мы не боимся тебя Буквоежка.

Буквоежка: Ну, посмотрим. Ха, ха, ха! Выполните мои задания?

Ведущий: Выполним,  ребята?

Дети: Да.

Буквоежка: Ищите их в  предметах, которые вы найдёте  по плану- схеме.

Дети с ведущим смотря план схему.

Задание № 1 « Вставьте пропущенный звук» (карточки с пропущенными звуком, дети должны правильно вписать букву Слова: м..к, б…нт, б…нт и т.д.)

Задание № 2 «Угадай звук и напечатай» (с закрытыми глазами)

Ведущий:

а) любой глухой согласный, который произносится только твердо (Ц, Ш, Ж).

б) любой согласный, который произносится только мягко (Ч, Щ, Й).

Задание № 3 «Телеграф» (деление слов на слоги

1 фраза – Опять в школу. (1-ой команде)

2 фраза – Мы идем в цирк. (2-ой команде)

Ведущий. Слово жюри.

Задание № 4 Конкурса капитанов «Звуковая птичка» (звуковой анализ слова)

Задание № 5 «Слово рассыпалось»

Правило: нужно как можно больше собрать слов из слогов и записать.

ША, СОК, НО, КУ, РЫ (куры, шары, норы, носок, кусок, сок)

НО, ТОК, СЫ, КА, РЫ, ША (носы, каша, норы, каток, ток, ноша)

Ведущий: Пока капитаны работают и команды, послушаем музыку 

Задание № 6 «Не знаешь – научим, не умеешь – подскажем» (соревнуются команды)

(2 корзинки, на стульях предметы, игрушки, картинки на звуки Т, Д)

Правило: команда друг за другом добегает до стола, берет предмет, картинку со звуком и бежит к корзине, складывая в нее)

Задание № 7 «Шифровщик» (расшифровать слово по первым буквам слов – картинки шапка, кошка, осень, ласточка, арбуз – ШКОЛА;  кошка, нитки, иголка, гусь, аист – КНИГА)

Задание № 8 «Разгадай и прочитай» (кроссворд)

Ведущий: Нам нужно отгадать загадку,

И слово впишутся в пустые клетки кроссворда.

А затем прочесть ключевое слово по вертикали.

  1. Крашеное коромысло над рекой повисло. (Радуга)
  2. Кланяется, кланяется,

Прийдетдомой – растянется. (Топор)

3) А вот кто-то важный

На беленькой ножке,

Он с красною шляпкой,

На шляпке горошки. (Мухомор)

4) Его просят, его ждут,

А как придет -

Прятаться начнут. (Дождь)

5) Дом по улице идет,

На работу всех везет,

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус)

6) Это старый наш знакомый.

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками в болото. (Аист)

      РАДУГА

ТОПОР

       МУХОМОР

    ДОЖДЬ

АВТОБУС

          АИСТ

Ведущий: Давайте все вместе прочтем слово по вертикали. (Дружба.)

Дружба – это крепкое слово, с дружбой раз и готово

Ребята, сегодня мы  командами, благодаря дружбе и  сплоченности, вашим стараниям и знаниям,  прошли все задания Буквоежки.

Ведущий: Буквоежка, ты за нами наблюдал? Видишь, какие молодцы наши ребята всё знают и всё умеют. Признаёшь  своё поражение?

Буквоежка: Дааа! Признаю своё поражение. Больше я не буду обижать буквы. Спасибо вам ребята за ваше старание. Ухожу я из этого города. До свидания.

Ведущий: До свидания Буквоежка, а нам пора возвращаться домой. Усаживайтесь на ковёр самолёт и полетели (музука)

Ведущий: Летим  мы с вами над горами, над  реками, над городами. Смотрите вон в каком то городе девочка исполняет песенку. Давай те послушаем.  

 Ведущий: Вот мы и в детском саду. А теперь слово жюри, ведь нам надо определить победителей. (Вручаются дипломы за I и II места.) (музыка)

Ведущий: Незнайка говорил, что вернется к нам со сладкими призами (музыка)

Незнайка: Лечу, лечу!

Я поймал за хвост комету

И несу вам радость эту.

Та комета не простая,

В ней начинка вот какая!

Я шоколадки вам дарю,

За знания вас благодарю.

Шоколад не бесполезен,

Для ума он вам полезен.

Но а мне уже пора,

До свиданья, детвора!

Вручение призов и угощения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в город Букваград !

Слайд 10

КРОССВОРД «РАЗНОЦВЕТНЫЙ СУНДУЧОК »

Слайд 12

Р А Д У Г А

Слайд 13

Р А Д У Г А Т О П О Р

Слайд 14

Р А Д У Г А Т О П О Р М У Х О М О Р

Слайд 15

Р А Д У Г А Т О П О Р М У Х О М О Р Д О Ж Д Ь

Слайд 16

Р А Д У Г А Т О П О Р М У Х О М О Р Д О Ж Д Ь А В Т О Б У С

Слайд 17

Р А Д У Г А Т О П О Р М У Х О М О Р Д О Ж Д Ь А В Т О Б У С А И С Т

Слайд 23

Успехов в учёбе!



Предварительный просмотр:

Логопедический досуг

«В гостях у бабушки Азбуки»

Цель: закрепление навыков чтения слов, развитие фонематических представлений, развитие мыслительной деятельности, расширение словарного запаса.

Оборудование: предметы (самовар, чайник, бычок, березка, наборы пластмассовых букв, валенки, карточки-ребусы).

Ход занятия

1.Ведущий:

Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам побывать в гостях у бабушки Азбуки. Она для вас приготовила интересные задания и хочет проверить,  как вы хорошо знаете буквы и умеете ли вы читать.

Я предлагаю вам проверку пройти, соревнуясь двумя командами (по 6 человек)

Одну команду мы назовем «Умники», а другую команду «Знайки».

Проведем жеребьевку ( вытягивают фишки соответствующую цвету: красная-«Умники», зеленая-«Знайки».

Команды сформированы. Но у каждой команды должен быть капитан.

Выбор капитанов.

Ведущий: Приветствуем капитана команды «Умники», капитан команды «Знайки».

Вед: команды сформированы, капитаны выбраны, но не хватает для соревнования жюри.

Выбор жюри.

Вед: Приветствуем жюри. Правило оценивания команд. За правильный ответ команда получает по 1 баллу, за невыполненное задание -0.

Начинаем!

Ребята подготовительной группы подготовили для вас танец. (Дети исполняют танец с кубиками. В конце танца дети выстраиваются в одну линейку,  где получается слово АЗБУКА) .

Выходит Бабушка Азбука.

Бабушка Азбука: Ой, ой, ой! Кто это меня звал? Иду!!!

Вед: Здравствуй, бабушка, Азбука!

Б.А.: Здравствуйте, ребята!

Вед: Бабушка азбука, мы с ребятами как раз собрались к тебе в гости показать свои знания и умения. Чему мы научились в детском саду и школе.

Б.А.: Вот я сейчас проверю, чему же вы научились. Мои задания спрятаны в предметах. Я буду загадывать загадку о предмете, а вы  угадайте о чем загадка  и тогда найдете задание от бабушки Азбуки.

И так первая загадка.

1.Из горячего колодца

Через нос водица льется.  (Самовар, чайник)

Б.А.: Правильно, самовар. Читаем первое задание:

Подмосковная ворона мне доставила пакет.

Что ни строчка - то секрет!

«Кар!» «Дар!»- а рядом в клетке пусто

Поразмыслим, посидим,

И с вороньего  - на русский

Все слова переведи.

Придумай как можно больше слов к словам (кар и пар)

Команды выполняют задания.

Вед:  Слово жюри.

Б.А.: Вторая вам загадка

2.Встал он прямо у дорожки:

Не идут со страха ножки.

И мычит бедняжка «Му!»

Шаг я сделать не могу.  (Бычок)

Б.А.: Правильно, бычок.

Вед: Давай бабушка Азбука я прочту, что за задание. Задание называется «Цепочка слов».

На какой звук слово заканчивается с того звука и новое слово начинается.

Начинает одна команда, продолжает другая. (Например: Морс-сок)

Вед:  Слово жюри.

Б.А.: Молодцы ребята! Следующая загадка:

3.Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза)

Б.А.: Правильно ребята -  береза.

Вед: Читаем задание:

Какие слова спрятались в  словах КОЛЕСО и МОЛОТОК.

Собери как много больше слов, переставляя буквы.

Вед:  Молодцы, ребята! Слово жюри.

Вед: Бабушка Азбука, тебе нравится, как отвечают ребята?

Б.А.: Хорошо работают ребята. А я хочу посмотреть, как работают капитаны.

Вед:  Объявляем конкурс капитанов.

Б.А.: Капитанам  нужно допечатать элемент букв, которые съел Букваежка,                  чтобы получилась буква.

Вед:  Пока работают капитаны, поиграем с болельщиками. Игра «доскажи словечко».

1)Сшил себе котенок тапки,

Чтоб зимой не мерзли….(лапки)

2)Ну давай играть в футбол,

Забивай скорее…(гол)

3)Молодчина эта Лина

Лепит все из…..(пластилина)

4)Тихо-тихо снег идет,

Белый снег мохнатый,

Мы расчистим снег и лед

Во дворе …(лопатой)

5)Елочка, ёлочка,

 колкая….(иголочка)

6)А возле этой ёлки

Бродили злые …(волки)

7)Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю,

 Скучно, скучно мне одной

А зовут меня …(луной)

8)Он соло пел среди ветвей,

Его звали …(соловей)

9)Лейся ,дождик, веселей,

Мы с тобою дружим!

Хорошо нам бегать

Босиком по ….(лужам)

10)На ветке не птичка-

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка

Кто же это? ... (белка)

11)Крошка-сын к отцу пришел,

   И сказала кроха:

   -Что такое хорошо

   И что такое…(плохо)

12)На одной ноге кружиться,

Беззаботна, весела

В пестрой юбке танцовщица,

Музыкальная …(юла)

13)Заглянула в дверь коза,

Очень грустные…(глаза)

14)нам темно. Мы просим маму.

Нам включить поярче  …(лампу)

Вед:  Давайте проверим работу капитанов.

Б.А.: Пока вы были заняты, я приготовила вам задание.

Нужно отобрать одной команде гласные буквы, а другой  – согласные за минуту времени.

Вед: Слово жюри.

Б.А.: Ну и последняя загадка:

Не ботинки , не сапожки,

Но их тоже носят ножки,

В них мы бегаем зимой:

Утром - в садик, днем - домой (Валенки)

Б.А.: Правильно, валенки. Никак мне без них не обойтись.

Вед.  «Ребусы».

Вед: Пока работают команды, мы послушаем песенку в исполнении детей старшей группы.

Вед: А теперь последнее заключительное слово жюри.

(Вручение дипломов за I и II место)

Б.А.: Молодцы, ребята! Вижу не зря, вы ходите в детский сад и в школу. Много знаете и умеете. Я очень вами довольна. За это я вас угощу печеньем в виде букв.

Спасибо за игру. Успехов вам в нелегком труде - учебе. До свиданья!

Вед: Спасибо тебе, Бабушка Азбука. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-логопедический досуг "Муха - Цокотуха"

Занятие для подготовительной группы...

Интегрированный логопедический досуг "Ловкие и любознательные искатели" (основная логопедическая задача - дифференциация звуков Л - ЛЬ)

Конспект совместной интегрированной деятельности в форме досуга учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей и детей подготовительн...

Логопедический досуг с использованием ИКТ в старшей логопедической группе для детей с ОНР по лексической теме «Насекомые».

Тема: "Праздник Пчелы" Цель: Обобщение  знаний детей о насекомых. Задачи: Уточнять и расширять словарь по теме: «Насекомые», совершенствовать грамматический строй речи.Закреплять ...

Логопедический досуг с участием детей старшей логопедической группы и родителей "Наш семейный КВН"

Логопедический досуг позволяет:Вызвать живой интерес у детей и родителей;Раскрепоститься и преодолеть барьер в общении со взрослыми;Развивать творческие возможности, познавательную активность, коммуни...

Логопедический досуг для детей подготовительной логопедической группы « Ключи к чтению. Подсказки из сказки»

Цель: Активизация высших психических функций, повышение  мотивации к  обучению, развитие познавательных интересов, профилактика дисграфии и дислексии...

Логопедический досуг в подготовительной логопедической группе «Путешествие в сказку «Золушка»

Занятие относится к разряду логопедических досугов,  которые проводятся как итоговые. В занимательной игровой форме обобщаются и закрепляются навыки фонематического анализа и синтеза, начальные н...