конспект НОД по грамоте в старшей группе «В гости к бабушке»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Максимченко Елена Вячеславовна

конспект НОД  по грамоте в старшей группе «В гости к бабушке».Журова №6

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_gramote_no6.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

конспект НОД  по грамоте в старшей группе «В гости к бабушке»

Автор Максимченко Е.В.

Интеграция с познавательным, социально-коммуникативным, физическим развитием.

Цель: обучать детей звуковому анализу слова

Задачи:

  1. Закреплять умение детей дифференцировать твердые и мягкие , глухие и звонкие согласные звуки.
  2. Обучать умению сравнивать слова по звуковому составу.
  3. Закреплять умение детей называть слова по определенному фонематическому признаку.
  4. Обучать называнию слов по определенному фонематическому признаку.
  5. Формировать культуру поведения, навыки взаимопомощи.
  6. Развивать координацию движений, организованность, формировать положительные эмоции в ходе совместной двигательной деятельности.

Ход занятия:

1ч. Организационный момент. Давайте поздороваемся. Но не совсем просто. Вспомните пожалуйста какие приветствия вы знаете. Я поздороваюсь вот так: Доброе утро, (Ира) А теперь вы по очереди

«Все в порядке?....»

Ну а теперь поиграем. Сядет тот, кто скажет. У кого в имени есть звук «А»(произносят выделяя звук.)

Введение.

Присаживаемся на ковер. Ой, кто-то плачет, пойду, посмотрю (театр Бибабо: заяц и лиса.) Лиса успокаивает зайца.

Воспитатель: Успокойтесь пожалуйста. Сначала надо поздороваться со всеми. Здороваются. А теперь расскажите что случилось.

Заяц: Меня мама отправила к бабушке и сказала, чтобы я отнес ей морковку. Но я забыл где живет моя бабушка. Знаю лишь то, что на доме написано «Дом». Но я не умею читать.

Заяц плачет.

В-ль: Ребята, давайте успокоим зайца (успокаивают) Не плачь заяц, мы что- нибудь придумаем и поможем тебе. Ребята. А помните Татьяна Викторовна рассказывала вам , как можно прочитать слово по схеме. А давайте мы и зайца научим так читать, тогда он найдет дом бабушки.

2ч. Основная.

Дети садятся за столы на которых открытые рабочие тетради с картинкой  ДОМ, указки, по 4 желтые фишки на каждого На доске картинка дом, схема с 3 мя окошками.

Ребята, посмотрите пожалуйста на картинку это ДОМ, а под рисунком схема этого слова. Вспомните, как вы рисовали схему для звуков слова МАК, сколько в ней было клеточек? Да. три. потому что в слове МАК три звука. А под ДОМ сколько клеточек посчитайте. У него три клеточки, значит сколько звуков в слове ДОМ? три звука. Каждый звук живет в своем домике. А теперь, посмотрите  пожалуйста на доску (читает), вызывает ребенка к доске. Вместе с ним читают, сам ребенок читает. Читают все, воспитатель смотрит. Снова читает сам, выделяя первый звук.

Кто из вас услышал, какой первый звук в этом слове. Только не отвечайте вслух, а скажите мне на ушко. Выбрать правильный ответ и ребенок еше раз прочтет слово и назовет первый звук. Воспитатель берет желтую фишку и говорит, что теперь мы определили первый звук в слове, ставит фишку. Возьмите все одну фишку и поставьте ее в первую клеточку. Скажите пожалуйста звук Д согласный звук? (Когда мы его произносим, встречается преграда – язык упирается в верхние зубы) А он строгий или добрый?(строгий-твердый) У него есть мягкая пара –« ДЬ». А он звонкий или глухой?(звонкий)  А еще есть глухой братец-«Т»

-Произнесём слово «дом» снова (выделяя второй звук).

- Какой второй звук в слове «дом»? (о)

-Как мы его произносим? (свободно, во рту ничто не мешает, его можно петь, тянуть).

- Какой это звук? (гласный)

- Поставим фишку во 2ю клеточку.

-Произнесём слово «дом» ещё раз (выделяя третий звук).

- Какой звук последний? (м)

- Как мы его произносим? (смыкаем губы)

- Какой он? (cогласный)

- Какой он – добрый или сердитый? (сердитый-твердый)

- У него есть мягкая пара –«МЬ».

- А он звонкий или глухой?(звонкий)  А вот глухого братца у него нет.

Воспитатель: Сколько звуков в слове «дом»?

              Назовите первый звук. (д)

              Назовите второй звук.  (о)

              Назовите третий звук   (м)

(на доске показать указкой)

 Физминутка.

Вы, наверное, устали?

 Ну тогда все дружно встали.

 Ножками потопали,

Ручками похлопали.

 Покрутились, повертелись

И на место  все уселись.

 Глазки крепко закрываем,

 Дружно до пяти считаем.

 Открываем, поморгаем

 И работать продолжаем.

Садятся за столы. Игра с заданиями «Живые звуки». 

1. – Ангелина будет звуком «д». Возьми свою фишку. В какой клетке она стоит?

Ира будет звуком «о». Возьми свою фишку. В какой клетке она стоит?

Костя будет звуком «м». Возьми свою фишку. В какой клетке она стоит?

Дети-звуки составляют слово «дом».

Воспитатель подзывает звуки по порядку и вразбивку. Дети каждый раз составляют слово. Остальные «читают» слово.

- Звук Д, поставь фишку на место.

- Звук М, поставь свою фишку на место. Где твоя клеточка?

- Какой звук остался? Поставь фишку на место и «прочитай» слово.

Можно ли прочесть слово, если звуки стоят не по порядку? (нет)

Воспитатель вешает рядом с таблицей «Дом» таблицу «Рак»

Дети, а давайте найдем в этих словах одинаковые звуки. Последовательно, с выделением сначала первого звука (при следующем чтении — второго звука и т. д.) читает слово «дом» по схеме и ищет в слове «рак» такие же звуки. Дети приходят к заключению, что в этих словах нет одинаковых звуков.

Воспитатель убирает таблицу «Рак» и вывешивает таблицу «Мак», вновь просит детей найти в этих словах одинаковые звуки. Поиск проводится так же, но сначала необходимо подождать: может быть, дети самостоятельно назовут звук «м». В этом случае все равно нужно провести разбор звукового состава слова — так, как в случае со словом «рак», — чтобы все дети поняли принцип поиска одинаковых звуков в словах. Звук «м» необходимо обозначить фишками на обеих схемах.

Игра «Назови слово». Дети называют слова со звуком «д» — первым звуком слова «дом». Потом задание меняется: называются слова с не звонким «товарищем» звука «д» — звуком «т».

Отлично. Ну что заяц сможешь прочитать надпись на доме? Да, спасибо я сегодня учился вместе с вами.

Прощаются с зайчиком.

Воспитатель.: А вам нравится учиться? А вам было сложно? А какая игра вам больше всего понравилась?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения в старшей группе: "В гости к бабушке Яге"

Конспект зимнего спортивного развлечения в старшей группе детского сада....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе « В гости к нам пришла Бабушка Арина»

Программное содержание: Учить детей отгадывать загадки построенные на описании и сравнении, интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые потешки.Учить детей выбирать  содержание ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "В гостях у бабушки Федоры". Лексическая тема "Посуда".

В конспекте занятия представлен материал по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий языка детей старшего дошкольного возраста. В структуру занятия включена презентация &q...

Конспект логоритмического занятия в старшей группе: " В гостях у бабушки".

Цель занятия: Коррекция речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом. Развитие артикуляционной и мелкой моторики, закрепление звукоподражаний. Формировать мотивац...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ для детей старшей группы "В гости к бабушке"

Конспект занятия по теме «В гости к бабушке» предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Проводится в игровой форме.  Дети выполняют различные задания на закреплен...

План-конспект по ФЭМП в старшей группе «В гостях у бабушки»

План-конспектпо ФЭМП  в старшей группе «В гостях у бабушки»Цель: - знакомство с нулемЗадачи:- упражнять в счете в пределах пяти;- формировать умение различать количественный и по...

Конспект логопедического занятия в старшей группе : « В гостях у бабушки Тани и дедушки Вани».

Цели: Развивать  речевое  дыхание, мелкую , общую и артикуляционную моторику, мимику, внимание; расширять словарный запас, закреплять навыки согласования прилагательных с существительны...