Формируем понятие "предложение".
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая группа)

Обучение грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlozhenie.docx14.31 КБ

Предварительный просмотр:

В методическую копилку. Обучение грамоте.

Знакомство с предложением

Цель

Обобщить знания детей о понятиях «слово», «предложение». Учить составлять предложения по сюжетным картинкам, увеличивать (наращивать) предложение. Развивать навыки выделения из предложения слов по порядку; умение их подсчитывать. Знакомить детей со схемой составления предложения, с его структурой. Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, память.

Объяснение понятия «слово»

Дид. игра «Чудесный мешочек». Дети достают по очереди игрушки из мешочка, пытаясь угадать их на ощупь, и называют.

Дети, вы называли игрушки, произнося разные слова. Все, что мы видим вокруг нас, можно назвать словами. Этими словами мы обозначаем различные предметы. (Слова-предметы.)

Всему название дано -

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

И все, что может видеть глаз -

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас, -

Обозначай словами.

Они слышны и здесь, и там,

На улице и дома:

Одно – давно привычно нам,

Другое – не знакомо. (А. Шибаев)

А есть слова-действия. угадайте, что я делаю? Изобразить действия (петь, плыть, нюхать, вышивать), дети отгадывают.

Дети, приведите примеры слов, которые обозначают предметы, действия.

Учимся составлять предложение

Показать мяч, уронить его на пол.

Дети, скажите, что случилось с мячом? (Мяч упал.) сколько слов мы сказали о мяче? (Два.) Назовите первое слово. Назовите второе слово. Скажите два слова сразу. (Мяч упал.) Получилось предложение из двух слов.

Света, подними мяч. Что сделала Света? (Света подняла мяч.) Сколько слов мы сказали? Назовите первое слово; второе слово, третье слово. Каждое слово обозначаем полоской, выкладываем схему предложения.

Составление предложений по сюжетным картинкам

Дети рассматривают три картинки «Чем занимаются дети?» составляют предложения по каждой картинке. Например, «Маша лепит кулич». Называют первое слово; второе слово, третье слово.

Выкладывают схему предложения, используя полоски по количеству слов. (Три полоски.) Называют первое слово; второе слово, третье слово («Читают» предложение.)

Закрепление материала

1.Называется набор слов. Например, «Маша, цветы, поливать». Эти слова не «дружат» друг с другом. Поэтому не понятно, что я сказала. Давайте их «подружим», составим предложение. «Маша» поливает цветы.» О ком вы узнали? (О Маше.) Что она делает? (Поливает цветы.) Мы подружили слова и стало все понятно, мы составили предложение.

2.Кивнуть головой утвердительно, если прозвучит предложение; покачать отрицательно головой, если набор слов.

Игровое задание с загадками

Слушаем загадки, с отгадкой придумываем предложение; подсчитываем сколько в нем слов.

Игра с мячом.

Дети учатся составлять предложение, подбирая слова по смыслу.

Дети встают в круг. Первый участник бросает мяч соседу и говорит любое слово будущего предложения. Далее каждый ребенок по очереди прибавляет по смыслу по одному слову в это общее предложение.

Проверка знаний.

Что мы можем называть (обозначать) словами? (Предметы и действия.)

Что вы знаете о предложении? (В предложении все слова «дружат».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формируйте правильную самооценку ребенка

Консультация для родителей...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

ПОЧЕМУ У РЕБЕНКА РЕЧЬ ФОРМИРУЕТСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ?

ПОЧЕМУ У РЕБЕНКАРЕЧЬ ФОРМИРУЕТСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ? Признаки благополучного развития речи у ребенкаФизическое развитие ребенка соответствует возрасту.У ребенка нет никаких неврологических заболев...

Игры, формирующие правильную осанку.

Картотека игр, формирующих правильную осанку....

Как формировать основы музыкальной культуры дошкольника

Материал для родителей, который поможет им в формировании правильного отношения к миру музыки, что в свою очередь положительно отразится на формировании у дошкольника музыкальных способностей и музыка...

Как формируется речь.

В статье рассматриваются признаки благополучного развития речи у ребёнка на разных этапах онтогенеза, а так же отклонения, на которые родителям стоит обратить внимание....