Конспекты по звуковой культуре речи в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте

Макаренкова Вера Олеговна

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полно ценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kultura_rechi.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты по звуковой культуре речи в старшей группе детского сада.

 

Звуковая культура речи.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полно ценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Самым распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения.

Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно различают четыре основных этапа: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешение их – этап дифференциации.

Основной формой работы по исправлению звукопроизношения являются занятия, чаще индивидуальные, иногда с подгруппами. Продолжительность занятия колеблется от15 до 30 минут в зависимости от  возраста детей, вида и уровня нарушения звукопроизношения, индивидуальных особенностей дошкольников (внимание, память, работоспособность и др.). Каждое занятие состоит из нескольких частей, подчинённых общей теме и задачам. Каждая часть имеет  конкретную  цель (чего хочет добиться воспитатель), содержание (игры, упражнение и т.п.) и заканчивается  подведением ребёнком итога по вопросам воспитателя.

Надо учитывать, что абсолютно одинаковых занятий не бывает, так как и дефекты речи у детей, и их личностные качества различны, Поэтому при одном и том же содержании (упражнения для артикуляционной гимнастики, слова для автоматизации и т.д.) методы и приёмы работы разные. Таким образом, каждое занятие требует от педагога тщательной подготовки с учётом речевых, умственных, психологических и характерологических особенностей ребенка. Я предлагаю несколько занятий по звуковой культуре речи для детей старшей группы.

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе.

Тема: «Воспитание правильного произношения звука [й] в активно речи».

Цель:

  1. Закреплять навыки правильно произносить и различать звук [й].
  2. Отрабатывать умение удерживать нужные позы при произнесении  звука [й]:

а) губы приближены к зубам;
б) зубы на расстоянии 2- 3 мм;
в) кончик языка с силой упирается в нижние резцы, спинка языка поднимается к средне части нёба и образует узкую щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха;
г) мягкое нёбо поднято и прижато к заднее стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;
д) голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
3. Развивать память, внимание, мышление, фонематический слух.

Материал:

  1. Картинки: попугай, улей, сайка, майка, лейка, зайка, йод, Незнайка.
  2. Зеркала на каждого ребёнка.

                          Ход занятия.

  1. Сообщение цели.
  2. Воспитатель вносит большого медведя. «Дети, какой  большой медведь – ой, ой, ой!» (Дети повторяют). «Какие у медведя грязные лапы – ай, ай, ай!» (Дети повторяют).
  3. Какой второй звук в словах: ай, ой?  (Какой одинаковый звук в словах: ай, ой?)  Произнести звук й, посмотрев в зеркало.
  4. Что делают губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [й]? Как выходит воздух, когда произносим звук й? Есть ли голосок в горлышке, когда мы произносим звук [й]?
  5. Какой это звук?  (согласный, звонкий, мягкий). Докажите, почему звук Й согласный, почему этот звук звонкий.
  6. Дидактическая игра «Без ошибки повтори».

         Ай – ой – уй – ый и т.д.
     Физминутка:
Ну-ка зайка, поскачи, поскачи,
Лапкой, лапкой постучи, постучи,
Ты на травку упади, упади,
Полежи и отдохни, отдохни.
Прыгать снова начинай!
Быстро к ёлочке беги
И скорей назад скачи.
Назовите слова со звуком [й], которые встречались в нашей физминутке.
Скажи, где находится звук [й] в этом слове: в начале, в середине или в конце.
Я раздала вам картинки, рассмотрите их внимательно и зачеркните картинки, в названии которых нет звука [й]. (карточки на каждого ребёнка).
Мишка принёс картинки. Дидактическая игра «На картинку посмотри, её верно назови». Назвать, где находится звук [й] в слове. Можно предложить составить предложения по этим картинкам.
Дидактическая игра «Запомни, повтори» - воспроизведение ряда слов (балалайка – скамейка – кофейник).

Выучить потешку:

        Холода не бойся,
        Сам по пояс мойся.

Дидактическая игра: «Измени слово».

Заяц – зайка.
      Осень – осенний.
      Лето – летний.
      Зима – зимний.
      Весна – весенний.
      Зелень – зелёный.
           Синева – синий и т.д.

Итог занятия:

Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?
Назовите слова со звуком [й] в начале, в середине и в конце слова.
(предложить картинки).

 

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе.
Тема: «Воспитание правильного произношения звука [л] в активной  речи детей.

Программное содержание:

  1. Закрепить навыки правильно произносить и различать звук [л].
  2. Следить за правильным положением органов артикуляции:

а)  губы в улыбке, зубы видны;
б) зубы сближены;
в) широкий кончик языка прижат к альвеолам (бугоркам за верхними зубами);
г) участвует голос.                                                                                               Положив тыльную сторону руки к горлу, мы ощущаем вибрацию голосовых связок;
д) если у ребёнка не получается звук л при описанном выше положении органов артикуляции, то надо вызвать у таких детей [л] межзубное, при этом меняется лишь положение языка – широкий кончик языка зажимается зубами. Такой звук закрепляется в словах и играх, Когда ребёнок хорошо говорит л межзубное, то надо предложить ему перевести язык за верхние зубы, с чем обычно дети легко справляются.
3. Развивать внимание, мышление, память, фонематический слух.

Материал:

  1. Картинки к упражнениям.
  2. Зеркала на каждого ребёнка.
  3. Картинки: лампа, ласточка, ландыш, юла, пила, халат, лошадь, ложка, лук, лужа, луна, тулуп, желудь, голубь, малыш, вилы, бокалы, столы, клубок, клубника, пенал, волк, флакон, плот, слон, клумба, булка, бутылка, ёлка, сёл, дятел, козёл,  индюк.

Ход занятия:
Сообщение цели
Загадка:
Характер мой гадкий,
Я вырос на грядке.
Куда ни приду
Всех до слёз доведу. (Лук).
С какого звука начинается слово лук?
Сказка «Весёлого язычка».
Однажды Язычок сидел дома. Открыл он свой домик и стал смотреть во двор. На дворе важно гулял большой индюк, а Вова его дразнил (показ картинки). Он махал перед индюком красным флажком. Вдруг индюк надулся и сердито заклокотал: «бл-бл-бл» (воспитатель показывает клокотанье индюка: надувая щёки, быстро делает лакательные движения с включением голоса), Вова испугался индюка и убежал.
Попробуйте вместе со мной поклокотать.

Артикуляция звука.
«Попробую я тоже спеть песенку индюка» -  сказал Язычок. Он надул щёки, забегал взад-вперед и заклокотал, как индюк: «бл-бл-бл».
Потом Язычок перестал бегать, надул щёки, крепко прижал широкий хвостик к верхней дверке и звонко запел: «л-л-л». Эта песенка похожа на песенку индюка, сказал Язычок, Такая песенка слышится в речи людей, Она звучит твёрдо.
     
Споём вместе «л-л-л» и посмотрим в зеркало,  что делают губы. Зубы, язычок, когда мы произносим звук л. Как проходит воздух, когда произносим звук л? Есть ли в горлышке голосок, когда произносим звук л? Закрепление произношения звука л  в играх «Пароход» и «Самолет летит».
Какой звук л? (Согласный, звонкий, твёрдый). Почему звук л согласный? (Потому что воздух не проходит свободно, встречает преграду язычок). Почему звук л звонкий?  (потому что в горлышке есть голосок).
Дидактическая игра «Поймай звук».
Хлопнуть в ладоши на звук л.
Выделение звука [л] среди звуков. Р, н, л, р, л, л, й и т.д.

Дидактическая игра «Без ошибки повтори».
Ла-ло-лу, лу-ло-лы, лы-ла-ло, клу-клы-кла, пла-плу-плы, сла-сло-слу и т.д.

Дидактическая игра «Что я видел?»
На числовую лесенку воспитатель ставит 4-5 картинок (лампа, ласточка, ландыш, юла). Вызванный ребёнок смотрит и говорит в каком, порядке стоят картинки, поворачивается лицом к детям и говорит: «Я видел лампу, ласточку, ландыш, юлу. Дети проверяют, правильно ли он назвал. Потом педагог вызывает другого ребёнка и меняет порядок картинок. Можно постепенно заменять одни картинки другими.
Физминутка.
Дети садятся на пол друг за другом и гребут вёслами.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла, лодка весело плыла.
Ло-ло-ло, ло-ло-ло, поднимаем мы весло.
Лы-лы-лы, лы-лы-лы, наши песни всем слышны.
Дидактическая игра «Я начало, ты словечко».
Ла – лапа, лу –лужа, лы – лыко и т.д.

Дидактическая игра «Пила».
Дети парами взявшись руками крест-накрест, «пилят дрова», декламируя в такт движениям:
Запилила пила,
Отпилила кусок,
Наскочила на сучок,
Лопнула и стала,                                                                                                                    Начинай сначала.
Образовав новые пары, дети продолжают игру.
Заучить:
Мышка весело жила,
На пуху в углу спала.
Ела  мышка хлеб и сало,
Но всё мышке было мало.
Итог занятия.

  1. Какой звук мы учились правильно произносить?
  2. Что вы узнали про звук [л]?
  3. Назовите слова, где звук [л] в начале, в середине, в конце слова (выставлены картинки).

 

Конспект занятия по звуковой  культуре речи в старшей группе.

Тема: «Воспитание правильного произношения звука [ж] в активной речи детей».

Цель:

  1. Закрепить правильное произношение звука ж изолированно, в слогах словах, во фразе.
  2. Отработать правильное положение органов артикуляции для хорошего произнесения  звука ж:

 а) губы округлены и слегка выдвинуты вперёд;
 б) зубы сближены;
  в) широкий кончик языка приподнят к переднему краю нёба, но не        прижат;
   г) посередине языка идёт не сильная теплая воздушная струя, которая        легко ощущается ладонью руки, поднесённой ко рту;
    д) участвует голос.
3.Развивать внимание, фонематический слух, память, мышление.

Материал:

  1. Зеркала на каждого ребёнка.
  2. Картинки: жаба, жакет, жасмин,  пижама, ежата, медвежонок, жук, ежевика, дождик, желудь, лыжи, ножи, одежда.
  3. Картинки для упражнений.

Ход занятия:

  1. Сообщение цели.
  2. Загадка

Жу-жу, жу-жу,
Я на вешке сижу,
Букву «ж» всё твержу.
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
         3. Какой звук поёт жук? С какого звука начинается слово жук?
         Дидактическая игра «Улей». Дети – пчёлы жужжат сначала громко, а          потом затихают, произносить звук ж перед зеркалом.
         Артикуляция звука. Что делают губы, зубы, язык, когда произносим          звук ж?  Как проходит воздушная струя? (Воздух не проходит          свободно, встречает преграду – зубы, язык) – значит этот звук                   согласный.
         Звонкий или глухой этот звук? (Звонкий потому, что в горлышке             работает моторчик). И этот звук всегда твёрдый.
         Какой звук ж? (согласный, звонкий, твёрдый).

  1. Дидактическая игра «Телеграф» (повторить слоговую таблицу)

Жа-жо-жу-жи, жда- ждо- жду- жди и т.д.
5. Назови картинку, назови, где находится звук ж? (в начале, в середине или в конце).
6. Дидактическая игра «Измени слово». (измени слово так, чтобы  появился звук ж. Сапог – сапожок, луг, утюг, шаг, флаг, снег, долг.
Физминутка:
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь
Низко-низко наклоняюсь.
Назовите слова со звуком ж, которые встречались в физминутке.

  • Дидактическая игра «Кому, что нужно?»

Ножницы нужны девочке, Где находится звук [ж]в слове ножницы? Кому нужны лыжи, ежи, медвежата, одежда, пижама? (Определить позицию звука ж в этих словах).
Предложить назвать со словом еще (этот медвежонок низкий, а этот ещё ниже), слова – близкий, узкий, молодой (аналогично).

  • Работа с текстом.

Заучить потешку: Жук упал, и встать не может,
                                Ждёт он, кто ему поможет.

  • Дидактическая игра: «Жуки».

Дети изображают жуков, сидят в своих домиках (на стульях) и говорят:
                           «Я жук, я жук,
                             Я тут живу,
                              Жжужу, жужжу».
По сигналу воспитателя «жуки» полетели на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат «ж-ж-ж…». По сигналу «дождь» «жуки» летят в домишки (на стулья).
Итог занятия.
Какой звук мы учились сегодня правильно произносить? Что вы узнали про звук [ж]? Какой он?
Назовите слова, в которых звук [ж]в начале, в середине, в конце слова.

 

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе.
Тема: «Воспитание правильного произношения звука [ч] в активной речи детей».

Программное содержание:

  1. Закрепить правильное произношение звука[ ч]
  2.  изолированно, в слогах, в словах, во фразе.
  3. следить за правильным положением органов артикуляции:

а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;
б) зубы на расстоянии 2мм;
в) широкий кончик языка ударяется в передний край нёба;
г) посередине языка идёт сильная короткая воздушная струя, которая ощущается как толчок воздуха ладонью руки, поднесённой ко рту;
д) если у ребёнка звук ч не получается, надо при описанном выше положении органов артикуляции говорить слитно тш, всё, убыстряя темп, пока не получится хороший звук [ч].

Материал:

  1. Зеркала на каждого ребёнка.
  2. Куклы Тонечка, Валечка, Анечка, Леночка, Лидочка.
  3. Картинки: тачка, бабочка, удочка, девочка, квочка,  мяч, ключ, меч    , печка, яичко, чайник, чайка, чашка, бычок, паучок, печенье, качели.

Ход занятия:
Сообщение цели.

Загадка.                           Закипит, исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит:
-Эй, сними меня! – кричит (чайник).
С какого звука начинается слово чайник?

Артикуляция (с зеркалом).
Что делают губы, зубы, язык, когда произносим звук ч?
Как воздух выходит изо рта?
Есть ли в горлышке голосок?
Какой это звук? – согласный. Почему звук ч согласный? (потому, что воздух не проходит свободно, встречает преграду, воздуху пройти мешает пройти язычок). Звук ч глухой потому, что в горлышке нет голоска. Этот звук всегда мягкий.

Дидактическая игра «Поезд». Дети садятся в вагоны (на стулья, поставленные друг за другом). Выбирается машинист, который садится на первый стул. Он даёт сигнал отхода поезда: «У-у-у…». Поезд поехал. Дети, делая движения руками, произносят «ч-ч-ч…». По сигналу воспитателя «остановка» поезд останавливается и дети замолкают. Потом выбирается новый машинист и игра продолжается.

Дидактическая игра «Телеграф».
Воспроизведение слоговых рядов
Ач-оч-уч-ич.
Ча-чо-чу-чи.
Чня-чнё-чню-чни и т.д.
Выделение звука [ч]. Дидактическая игра «Поймай звук».
а) в слогах: ча, тя, ач, ти, ать, ся, чм, ись, си, ти,ить и т.д.
б) в словах: ситец, чаша, гречиха. Петь, читальня, печь, ночь, сирень, теперь, щека, червяк, терпеть, мечта, просить, прощать, чудо.

Работа со словом.
Дидактическая игра «Скажи ласково».
Подушка – подушечка, кувшин, палец, избушка, птица, шапка, ваза, утка, вода и т.д.

Физминутка.                      Чики-чики-чикалочки
Едет гусь на палочке.
Уточка на дудочке,
Петушок на будочке.
Зайчик на тачке.
Мальчик на собачке.
Назовите слова со звуком [ч], которые встречались в нашей физминутке.

Дидактическая игра «Чудесный сундучок».
Этот сундучок не простой, чудесный, потому что в нём много лежит интересного. Каждый может узнать, что в нём лежит, только надо сказать такие слова: «сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок. Дети по очереди достают из сундучка картинки и называют их.

Работ с фразой.
Дидактическая игра «Угостим кукол чаем».
Дети дают куклам ласковые имена: Танечка, Валечка, Анечка, Манечка. Воспитатель предлагает детям налить чай из чайника в чашки.
Я взял чайник и налил чай в чашку Танечке. Даю Танечке печенье.
Что делал Саша?
Налил Танечке в чашку чай из чайника, Дал ей печенье.
Заучить потешку.         Чащи чаще в нашей пуще,
В нашей пуще чащи чаще.
Итог занятия.
Какой звук мы учились правильно произносить?
Какие слова со звуком [ч] вы запомнили, где находится этот звук?

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе.
Тема: «Воспитание правильного произношения звука [щ] в активной речи детей.

Программное содержание:
1.Закрепление правильного произношения звука изолированно, в слогах, словах, во фразе.
2.Следить за правильным положением органов артикуляции:
         а) губы в легкой улыбке, зубы видны;
         б) зубы сближены;
         в) широкий кончик языка поднят к альвеолам;
         г) посередине языка идёт сильная воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесённой ко рту;
д) если у ребёнка звук [щ]  не получается, надо при открытом рте поднять широкий кончик языка к верхним альвеолам и, не опуская его, длительно произносить шь-шь-шь, получится звук [щ]. Или при том же положении органов артикуляции слитно произносить [шч].
3. Развивать внимание, мышление, фонематический слух.

Материал:

  1. Зеркала на каждого ребёнка.
  2. Картинки: щавель, щёки, щит, лещи, ящик, овощи, щенок, лещ, вещи, плащ, щука.
  3. Картинки для упражнений.

Ход занятия.
Сообщение цели

Загадка:
Полосатая злодейка,
Съест любого малыша –
Пескаря, плотву, уклейку,
Не проглотит лишь ерша. (щука).
С какого звука начинается слово щука?

Дидактическая игра «Кто наблюдательный?»
Артикуляция: предложить детям произнести звук [щ] и посмотреть в зеркало. Что делают губы, зубы, язык, когда произносим звук[ щ]? Как проходит воздух, когда произносим звук [ щ]? Есть ли голосок в горлышке? Какой звук  [щ] (согласный или гласный)? Звук [щ] согласный потому, что воздух не проходит свободно, встречает преграду зубы и язык. Почему звук [щ]  согласный? Звук [щ] звонкий или глухой? Звук [щ] глухой потому, что в горлышке нет голоска.
Дидактическая игра «Разведчики»(хлопнуть в ладоши, если услышишь звук [щ]из ряда звуков): ч, щ, ш, ж, ч, щ, щ, и т. д.; из ряда слогов: ча, щу, шу, жи и т.д.; из ряда слов: щенок, стол, вещи, врач, щенок, шапка, клещи, честный, шоколад, ищейка.

Работа со слогами.
 Дидактическая игра «Без ошибки повтори»
Ща-щу-ще,
Ща-щи-ще,
Ащ-ощ-ущ-ыщ и т.д.

Физминутка:                            Щука в омуте жила,
Щеткой мела,
Щи готовила гостям,
Угощение лещам.

Работа со словами.
Дидактическая игра «Чего не стало?»
На доске вывешиваются по четыре картинки со звуком [щ]. Появляется гном и убирает картинку. Дети закрывают глаза. Ребёнок должен назвать убранную картинку и назвать, где находится этот звук в данном слове.
Дидактическая игра «Разведчики». Воспитатель прячет картинки : щетку, щепку, щенка, ящик, клещи в разных местах комнаты. Для поисков выделяют группу «Разведчиков», каждый должен принести найденный предмет и назвать его. Когда разведчик принесёт предмет и назовёт предмет, можно повторить с детьми название предмета хором. А потом попросить повторить тем детям, которым надо закрепить этот звук в речи.

Работа с фразой.
Составление предложений по картинкам (щука, клещи, щётка, щенок).
Например: Мне нужны клещи, поспеши их отдать.
Заучивание чистоговорки.
Щёголь щетку уважает,
Щёткой щёголь пыль счищает.
Если вещь не вычищать
Не в чем будет щеголять.

Итог занятия.
Какой звук мы учились сегодня правильно произносить?
Назови слова, в которых звук  [щ] в начале, середине, в конце слова
(выставлены картинки)

 

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе.
Тема: «Воспитание правильного произношения звука [р] в активной речи».

Программное содержание:
1.Закрепить навыки правильно произносить и различать звук р.
2. Следить за правильным положением органов артикуляции:
а) губы находятся в положении следующего гласного;
б) зубы на расстоянии нескольких миллиметров;
в)  кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует:
г) посередине языка идёт сильная воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесённой ко рту.
3. Развивать память, внимание, мышление, фонематический слух.

Материал:

  1. Зеркала на каждого ребёнка.
  2. Картинки со звуком р.

Ход занятия.
Сообщение цели.
Загадка:
              Это что за зверь таёжный
              Полуночный любит мрак.
              И, как все на свете кошки
              Ненавидит злых собак! (Тигр).
Как рычит тигр?

Артикуляция звука [р].
Язычок сидел в своём домике. Ему захотелось научиться петь песенку мотора самолёта. Он улыбнулся, показал все зубки, широко открыл домик, включил голос быстро подбросил хвостик к верхней дверке и пустил холодный ветерок. Язычок запел «р-р-р» и почувствовал, что у него задрожал хвостик (показ). Язычок подставил бумажку и снова запел «р-р-р». Бумажка отклонилась (показ), язычок подставил пузырёк и опять запел: «р-р-р». Ветерок в пузырьке загудел (показ). Язычок обрадовался и сказал: «Вот я и научился петь песенку мотора самолёта. Ведь это самая трудная песенка».
Что делают губы, зубы, язычок, когда произносим звук р? Как проходит воздух, когда произносим звук [р]? Есть ли голосок? Какой это звук? (Согласный, звонкий, твёрдый). Почему звук р согласный? Почему этот звук звонкий?

Дидактическая игра «Телеграф».
(повторить слоговую таблицу).
Ра-ро-ру,    бра-бро-бру,
Ро-ру-ры,    бро-бру-бра,
Ор-ур-ыр,    бру-бра-бро,
Ир-ар-ор,      бры-бро-бра и т.д.
Физминутка : «Вороны».
Вот под ёлочкой зелёной
Скачут весело вороны
Кар-кар (громко)
Целый день они кричали
Спать ребятам не давали,
Кар-кар-кар (громко)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают
Кар-кар-кар (тихо).
Вспомните слова со звуком [р] из физминутки.

Дидактическая игра «Что прибавилось?».
Воспитатель ставит на числовую лесенку 4 картинки со словами, в которых есть звук р. Дети называют эти слова и определяют позицию звука в слове. Потом кто-то отворачивается, а в это время добавляется ещё одна картинка. Затем ребёнок поворачивается, смотрит и говорит, что прибавилось. Картинки частично заменяют, и игра продолжается.
Работа с фразой
 Выучить чистоговорки. ( Можно выборочно)
Ра-ра-ра – высокая гора.
Ро-ро-ро-новое перо.
Ру-ру-ру- коза грызёт кору.
Ры-ры-ры – летят комары.
Ар-ар-ар – летит комар.
Ор- ор- ор - у Ромы топор.
Ур-ур-ур – не гоняй кур.
Ир-ир- ир-  мы за мир.
Орка-орка-орка – крутая горка.
Ара-ара-ара – идёт Тамара.
Гра-гра-гра – хорошая игра.
Тро-тро-тро – едем на метро.
Итог занятия.

  1. Какой звук мы сегодня научились правильно произносить?
  2. Что вы узнали про звук [р]?
  3. Назовите слова со звуком [р] в начале, в середине, в конце слов.