Конспект НОД по формированию грамматического строя речи и звуковой культуры речи в старшей группе "Путешествие в необычную страну"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

НОД "Путешествие в необычную страну"раскрывает разнообразие развивающих игр по формированию

грамматического строя речи и звуковой культуры речи с детьми старшего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи и звуковой культуре речи в старшей группе

«Путешествие в необычную страну».

                                                        Воспитатель: Домбровская М.А.                                

Цель: Упражнять детей в образовании однокоренных слов.

Совершенствовать умения образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных. Упражнять в подборе прилагательных к существительному. Закреплять правильное и отчетливое произнесение звуков «С», «З». Учить различать на слух и находить слова в тексте со звуками З-С. Помогать детям замечать неправильную постановку  «потерянных» слов в стихотворении «Путаница», предоставляя возможность детям самостоятельно ее исправить. Способствовать усвоению норм и ценностей, принятых в обществе через общение ребенка со взрослым и сверстниками.

Оборудование: Солнышко, лучики, картина «Зима», сорока, лиса, Корзинка с предметными  картинками, мнемотаблица, фломастеры, гелевые шарики, письмо.

                                        Ход занятия

Открывается дверь и влетает шарик с письмом.

Воспитатель: Ребята, а к нам письмо прилетело.

«Дорогие, любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали все, что есть у нас; и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речку, и солнышко. Помогите нам расколдовать нашу страну!»

Воспитатель: Как быть? Поможем?(Да)

Тогда в путь! Так как страна необычная, то и попасть в страну можно необычным образом.

 Дети выполняют упражнение:

-Закрываем все глаза, начинаем чудеса!

Будьте честными друзья, открывать глаза нельзя!

Пролетаем над страной, покружили над рекой.

Потихоньку приземлились, на поляне на лесной!

Отгадайте загадку:

Среди поля голубово

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тот ходит,

Землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Догадались это…Солнце.

Воспитатель: Только почему то оно грустное? ( У него нет лучиков)

Злые волшебники заколдовали его, а лучики разбросали в разные стороны. Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить разные задания. Вы готовы?

1. Лучик-задание

Воспитатель: Местный художник нарисовал картину, а как называется послушайте загадку.

           Кто поляны белит белым

           И на стенах пишет мелом,

           Шьет пуховые перины,

           Разукрасил все витрины?  (Зима)

Переворачивается картина с зимним пейзажем.

-Как зиму можно назвать ласково зиму? (Зимушка)

-А как называют птиц, которые не улетают в теплые страны, а остаются зимовать? (Зимующие)

Послушайте слова: Зима, зимушка, зимующие – это слова родственники. Какое слово повторяется в каждом слове?

 А какой звук слышится часто в этих словах? (Зь)

Послушайте скороговорку и скажите, какие слова со звуком «Зь» вы слышите?

Ребенок: Зимним утром от мороза

                 На заре звенят березы.

Назвали, проговорили скороговорку в разном темпе.

Воспитатель: Мы с вами нашли и  расколдовали первый лучик. Дети прикрепляют к солнышку лучик.

2. Лучик-задание

А давайте мы с вами внимательно рассмотрим картину и подберем-отгадаем  слова – родственники к слову «Снег».

 Дети отгадывают слова, а ребенок рисует отгадки в таблицу.

 Рисование мнемотаблицы «Родственные слова»

-Как называется комок из снега, который бросают, играя? (снежок)

-А звездочка из снега? (Снежинка)

-А когда много снежинок падает? (Снегопад)

-Кого лепят дети зимой из снега? (Снеговика)

-Как называют внучку Деда Мороза, снежную девочку? (Снегурочку)

-А цветы, которые первые вырастают из- под снега? (Подснежники)

Проговариваем с детьми слова- родственники по нарисованной таблице.

Воспитатель: Вот еще один лучик солнца мы расколдовали.

 Дети прикрепляют к солнышку.

3. Лучик-задание

Обращаю внимание детей на сороку.

Ребенок: Сидела сорока на старой сосне,

                 Смеялась сорока прекрасной зиме.

                 Всем весело стало в просторном лесу,

                 А солнце сияло, сияло во всю.

-Какой звук слышится часто в этом стихотворении? (Сь)

-В каких словах мы слышим этот звук?

В: Что же рассмешило сороку???

Игра «Путаница» с рифмами.

Заблудились слова, надо их поставить в стихотворении на места.

Я колол дрова и …КЕПКА

Отлетела от бревна.

Я надел скорее …ЩЕПКУ

Целее будет голова!

Вот так рыба, вот так …МУКА

На крючок попалась мне!

Тяжело, ну просто …ЩУКА

Удочку держать в руке!

В океане, в океане

Плавает огромный …ЩИТ.

Воина от стрел закроет

Крепкий и широкий …КИТ!

Все колдуньи злые …ЩЕТКИ,

Любят рыскать по домам.

Любят брать чужие …ТЕТКИ

И летать по злым делам.

Еще один лучик мы расколдовали.

Дети прикрепляют к солнышку.

4. Лучик-задание

 Смотрите кто то корзинку оставил, а в ней картинки.

Игра «Кузовок»

Вот тебе кузовок,

Клади в него что на – ОК.

Дети передают корзинку и кладут картинки с уменьшительно-ласкательным наименованием, со словами:

- Я положу в кузовок: Сучок, сапожок, сахарок, воротничок, колпачок, утюжок, башмачок, коробок, клубок, замок, листок ит.д.)

Вот мы еще один лучик расколдовали.

 Дети прикрепляют к солнышку.

5. Лучик-задание

Дидактическая игра «Угадай слово».

Воспитатель: Я задумала слово.

-Какое?

-А вот как раз у меня и надо выяснить, задавая мне разные  вопросы:

-Это живое?

- да

-Растение?

-Нет

Это животное?

-Да

-Дикое животное?

-Да

…... и т.д. (ЛИСА)

Еще один лучик нашли.

Дети прикрепляют к солнышку.

6. Лучик-задание

Игра «Закончи предложение»

Как то раннею порой вдруг полился дождь …грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился …грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для …грибов.

Долго шел он в глушь лесную – поляну там искал …грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький …грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый грибник.

Послушайте отгаданные слова, какие они? Чем похожи? Как называются похожие слова?

Еще один лучик расколдовали.

Дети прикрепляют к солнышку.

Дети встают в хоровод и расколдовывают  солнышко:

Приди, приди, солнышко, под моё оконышко.

Засвети щедрее, всех согрей скорее.

Лей щедрее солнышко золото в оконышко.

Деточки играют, тебя ожидают.

И солнышко поднимается (на гелевых шариках)- светит.

Воспитатель: Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательной необычной  стране. Какое оно? (ласковое, теплое, красивое, волшебное…)

Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и мы стали теплыми, добрыми и ласковыми.

Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали всю сказочную страну.

Жители благодарят вас и говорят вам «Огромное спасибо!»

- Отправляемся домой, закрываем глаза и представляем, что мы летим на Воздушном шаре сквозь облака.

-Вот и прибыли мы в детский сад и наше путешествие закончилось.

Что вам больше всего понравилось? Что было особенно трудно?

Рассуждения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи. Средняя группа. Тема. Маленькая страна.

Учить образовывать существительные уменьшительно–ласкательной формы при помощи суффиксов ЕК, ИК....

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи. Тема: Два брата ИК, ЕК.

Практическое использование слов с ласкательным и увели­чительным значением: ИК, ИЩ....

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи. Тема: Согласование местоимений МОЙ, МОЯ с существительными

Обучение согласованию местоимений «мой», «моя» с именем существительным в роде. Закрепление практических навы­ков согласования местоимений с существительными. Подбирать к местоимению существительные с...

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи. Средняя группа. Тема. Образование относительных прилагательных (какой по материалу).

формировать навыки словообразования, учить образовывать относительные прилагательные от существительных (какой по материалу).развитие слухового и зрительного внимания и памяти. Развитие понимание речи...

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в старшей группе по теме "Зима"

Цель: формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.ЗадачиОбразовательные:·  Уточнить и расширить представления детей зиме;· Совершенствовать граммат...

Методическая разработка конспекта занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе

Данное занятие по формированию грамматического строя речи разработано для детей старшей группы с целью закрепления умений согласовывать прилагательные с существительными, формировать умение прави...

План - конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи и развития связной речи в старшей группе по лексической теме «Посуда»

План - конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи и развития связной речи в старшей группе по лексической теме«Посуда»...