Конспект ОД по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Нечеухина Виктория Александровна

Цель:  обобщить и систематизировать знания детей по разделам программы «Обучение  грамоте»

Обучающие задачи:

- закрепить понятия «слово», «слог», «звук», «буква»;

 -закрепить знания о механизме образования звуков (согласный – гласный) их акустических особенностях;

- совершенствовать знания детей о гласных и согласных звуках, выделение первого и звука в словах;

- упражнять в делении слов на слоги;

- упражнять в умении подбирать слова-антонимы;

- продолжать упражнять в классификации предметов;

- продолжать работу над графо моторными навыками.

Развивающие задачи:

- развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления);

 - развивать фонематический слух;

- развивать целенаправленные движения кисти руки.

Воспитательные задачи:

- воспитывать мотивацию к учебной деятельности;

- воспитывать аккуратность в обращении с раздаточным материалом;

- воспитывать доброжелательность, выдержку;

- воспитывать желание говорить правильно и красиво;

- прививать умение слушать и слышать высказывания сверстников, вести диалог.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 97» г. Ярославля

Конспект непосредственной образовательной деятельности

 по подготовке к обучению грамоте в старшей группе.

Подготовила воспитатель:

                                                                        Нечеухина В.А.

Ярославль

2017

Тема: Незнайка и его друзья

Цель:  обобщить и систематизировать знания детей по разделам программы «Обучение  грамоте»

Обучающие задачи: 

- закрепить понятия «слово», «слог», «звук», «буква»;

 -закрепить знания о механизме образования звуков (согласный – гласный) их акустических особенностях;

- совершенствовать знания детей о гласных и согласных звуках, выделение первого и звука в словах;

- упражнять в делении слов на слоги;

- упражнять в умении подбирать слова-антонимы;

- продолжать упражнять в классификации предметов;

- продолжать работу над графо моторными навыками.

Развивающие задачи: 

- развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления);

 - развивать фонематический слух;

- развивать целенаправленные движения кисти руки.

Воспитательные задачи: 

- воспитывать мотивацию к учебной деятельности;

- воспитывать аккуратность в обращении с раздаточным материалом;

- воспитывать доброжелательность, выдержку;

- воспитывать желание говорить правильно и красиво;

- прививать умение слушать и слышать высказывания сверстников, вести диалог.

Интеграция образовательных областей:  социализация, познание, коммуникация, физическая культура.

Оборудование: мультимедийное сопровождение; стрелки с указанием дорог;  две ромашки с лепестками  из предметных картинок; муляжи продуктов; корзинки для продуктов, волшебный сундучок с заданием «штриховка»; шкатулка с угощением.

Предварительная работа: чтение отдельных глав из сказки Н. Носова «Незнайка и его друзья»

Ход НОД.

1.Этап.

Введение в ситуацию.

(дети стоят рядом с воспитателем)

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки. А хотели бы вы очутиться  внутри сказки?

Дети: да!

 Воспитатель: У нас сегодня будет такая возможность. Я предлагаю вам попасть в одну сказку. Хотите?

Дети: да!

Воспитатель: А в какую сказку мы попадем, вы узнаете, если отгадаете мою загадку про главного героя этой сказки.

«В шляпе с круглыми полями,

 И в штанишках до колен.

Занят важными делами,

Лишь учится ему лень.

Кто он быстро отгадай – ка,

Как зовут его?»  

Дети: Незнайка (слайд 2)

Воспитатель: Конечно, это Незнайка. А какой он?

Дети: ленивый, невоспитанный

Воспитатель: К сожалению,  Незнайка бывает иногда груб, немножко не воспитан, потому, что много ленится и не хочет учиться. Вот и сейчас коротышки обиделись на Незнайку. Ребята, а вы часто ссоритесь?

Дети: нет.

Воспитатель: коротышки сказали, что не будут с ним общаться до тех пор, пока он не научится правильно разговаривать и не исправит все свои ошибки. Ребята, а мы сможем помочь Незнайке помириться с коротышками?

Дети: да

Воспитатель: что нам нужно для этого сделать?

Дети: научить незнайку правильно разговаривать и исправить ошибки.

Воспитатель: Выполнив правильно все задания, которые приготовили коротышки, мы поможем ему стать умнее и воспитаннее, и помириться со своими друзьями. Вы готовы? 

Дети: да

Воспитатель: Ну, тогда в путь.

Впереди нас ждут три дороги. Посмотрите на них внимательно. Налево пойдете – попадете к лягушкам в болото. К лягушкам в болото кому попасть хочется?

Дети: никому

Воспитатель: Направо пойдете – угодите прямо к Бабе – Яге. Здесь в конце дорожки ждет она вас. Хотите к Бабе-Яге?

Дети: нет

Воспитатель: Прямо пойдете – в сказочную страну попадете. Какую из дорог выбираем?

Дети: прямо.

Воспитатель: как мы можем добраться до сказочного города?

Дети: поехать, полететь.

Воспитатель: давайте полетим на самолете.

Дети изображают полет, садятся на ковер.
       
2. этап.

Актуализация знаний и умений.

       Воспитатель: в какой город мы попали?

       Дети: Цветочный город. (Слайд №3)

Воспитатель: Посмотрите, нас уже кто-то встречает. Вам знаком этот малыш? Кто это? (Слайд  №4)

Дети: Знайка

Воспитатель: Этот умный коротышка, прочитал уже все книжки. Он и вправду много знает, никого не обижает.
Правильно, ребята, этот малыш самый умный среди коротышек, и конечно хотел научить всему, что он знает и Незнайку. Знайка предложил ему поиграть в игру «Доскажи словечко». Как вы думаете, Незнайка справился?

Дети: нет

Воспитатель: Незнайка на каждый вопрос только пожимал плечиками и отвечал «не знаю». Но мы, то с вами много что знаем, ответим на вопросы Знайки и заодно поможем Незнайке. (Слайд №5)

Все что мы говорим – это (речь).

Наша речь состоит из (предложений).

Предложения состоят из (слов).

Слова можно разделить на (слоги).

Слог состоит из (звуков и букв).

Звуки мы слышим и (произносим).
       Буквы мы видим, читаем и (пишем).

Звуки бывают гласные и согласные.

Какие звуки мы называем гласными? (звуки, которые тянуться, поются голосом).

Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным).

Какими бывают согласные звуки? (твердыми и мягкими).

Каким цветом обозначаются твердые звуки? (синим).

Каким цветом обозначаются мягкие звуки? (зеленым).

Молодцы! Вы рассказали Незнайке, что мы знаем о звуках и буквах. Теперь он помирится со Знайкой?

Дети: да!

Воспитатель: а мы с вами будем путешествовать дальше по Цветочному городу и по дороге заглянем в гости к прелестной девочке.  На чем мы можем отправится по Цветочному городу?

Дети: на велосипеде

Воспитатель:  мы оказались у подружки Незнайки Кнопочки (Слайд № 6)

 Но что такое, она очень обижена на Незнайку, потому что он оторвал все лепестки от ее любимых цветов. Помирим друзей?

Дети: да.

Воспитатель: что нам нужно для этого сделать?

Дети: поможем  ему собрать цветы.

Воспитатель: Лепестки первого цветка – с картинками, в названии которых первый звук – гласный. Лепестки второго цветка – картинки, названия которых начинаются с твердого согласного звука.

Игра «Собери цветы»

Воспитатель: как вы думаете, Кнопочка и Незнайка помирились?(слайд 7)

Дети: да.

Воспитатель: что мы для этого сделали?

Дети: собрали цветы.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, а мы продолжаем наше путешествие по цветочному городу. На чем поедем?

Дети (предполагаемый ответ).

Воспитатель: Ребята, а вы догадались, к кому мы пришли? (Слайд №8)

Дети: мы пришли к Пончику.

Воспитатель: А что больше всего любит делать Пончик?

Дети: кушать.

Воспитатель: А Пончик как раз собирается идти в магазин за продуктами. Незнайка хочет помочь Пончику сложить в корзинки продукты. В первую корзинку надо сложить продукты,  названия которых состоят из одной части, то есть из одного слога. Во вторую корзинку, продукты, названия которых состоят из двух слогов, а в третью – из трех слогов. Но как их разложить Незнайка не знает. Поможем?

Дети: поможем.

Воспитатель: как мы определяем, сколько слогов в слове?

Дети: сколько гласных, столько слогов.

Воспитатель: Вы готовы? Начнем!

(Продукты: сок, хлеб, конфеты, торт и т.д.)

 Воспитатель: Вот и все продукты мы разложили, вы не сделали ни одной ошибки, и Пончик очень доволен вами и Незнайкой. Попрощаемся с Пончиком и отправимся дальше. На каком транспорте поедем?

Дети (предполагаемые ответы)

Воспитатель: Ребята, а вы узнали этих малышей? (Слайд № 9)

Дети (предполагаемые ответы).

 Это Винтик и Шпунтик. Они неразлучные друзья, и всегда играют вместе. Вот и сейчас затеяли новую игру «Скажи наоборот». Как вы думаете, Незнайка справится с этим заданием?

Дети: нет.

Воспитатель: Хотите с ними поиграть? Винтик  будет предлагать слова, а мы будем помогать Шпунтику подбирать слова, противоположные по смыслу.

Игра «Наоборот» (с мячом)

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь…(низко).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь…(близко).

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь…(пол).

Скажу я слово «потерял»,

И скажешь ты…(нашел).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты….(храбрец).

Теперь «начало» я скажу –

Ну, отвечай….(конец).

Воспитатель: отлично справились! Незнайка  подружился с малышами?

Дети: да

Воспитатель: А нам пора отдохнуть.

Физкультминутка (Слайд 10)

Раз – подняться, потянуться, два – согнуться, разогнуться

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка

На четыре – руки шире, пять – руками помахать

Шесть на место всем опять и Незнайке помогать.

Воспитатель: Незнайка приглашает нас к местному поэту. (Слайд № 11)

Как его зовут?

Дети: его зовут Цветик.

Цветик как раз сочиняет новые стихи про свой Цветочный город, и попросил Незнайку помочь подобрать нужные слова для рифмы. Незнайка растерялся, давайте ему поможем.

Выберите  лишнее и объясните почему оно лишнее.

Игра «Четвертый лишний»

Словарный материал: мандарин, яблоко, морковь, груша (морковь – овощ) (слайд 12)

Жираф, верблюд, слон, медведь  (медведь) (слайд 13)

Самолет, корабль, вертолет, ракета (корабль) (слайд 14)

Квадраты и круг (слайд 15)

Грибы (слайд 16)

А, б, о, у (б – согласный звук) (слайд 17)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли Незнайке, и Цветик с большим увлечением продолжил писать стихи, а мы отправимся дальше вместе с Незнайкой гулять по Цветочному городу и заглянем в мастерскую художника… как его зовут? (Слайд № 18)

Дети: Тюбика.

Он как раз собрался заштриховать картинки, которые Незнайка нечаянно стер, когда баловался ластиком. Помогите Незнайке закончить штриховку.

Д/игра «Штриховка».

Задания лежат в волшебной коробочке.  На коробке замок. Для того, чтобы открыть замок надо сделать пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
- Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
- Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
- И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны. 

Вот наша волшебная коробочка открылась. Выполняем задание.

Молодцы, справились!

Воспитатель: а тем временем Незнайка пошел к себе домой (Слайд №19), а там его ждал сюрприз - все его друзья коротышки, которые простили Незнайку. (Слайд №20)

Сегодня он помирился со всеми коротышками, а помогли ему в этом вы. С вашей помощью он справился со всеми заданиями, вы показали ему, что учится совсем не скучно, а даже очень интересно. Друзья предложили Незнайке отправиться всем вместе в Солнечный город, где их ждут новые приключения, но это уже другая история и другая книжка.

А нам пора возвращаться в детский сад, там вас ждет подарок от Незнайки. Кто помнит дорогу назад? Куда мы пойдем: направо, налево или прямо? (прямо)
(Ребята идут на палас)

3. Осмысление

Воспитатель: Понравилось вам путешествие в сказку? А что именно понравилось? Какое задание вызвало у вас затруднение? А с каким заданием вы справились легко? Мне очень понравилось, что во время путешествия вы были дружны, умели слушать друг друга, поэтому справились со всеми трудностями в Цветочном городе. Молодцы! Получите в подарок от Незнайки сладкие призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

Для успешной подготовки детей к обучению грамоте необходимо не только качественно проводить работу с детьми в ДОУ, но и осуществлять взаимодействие с родителями, поэтому одним из главных направлений с...

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте. Анализ предложения.

Работа над предложением в дошкольном возратсе способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без неё представление о слове у дошкольника носит не...

Планирование образовательной деятельности по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

Методическая разработка по планированию образовательной деятельности по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....

методические рекомендации Планирование дидактических и развивающих игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

Представленные дидактические и развивающие игры по подготовке детей старшего дошкольного возраста воспитатели могут использовать как в организованной образовательной деятельности , так и в свободной д...

Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

представлены дидактические игры по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте с указанием цели и хода игры....

«Особенности построения НОД по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте» для воспитателей ДОУ

Цель моего выступления, продемонстрировать систему  приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.Грамота – это овладение умение...

Развитие фонематических процессов в подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематическое восприятие -ум...