НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Звук [Ы] и буква Ы»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

НОД по обучению грамоте  в подготовительной к школе группе Тема: «Звук [Ы] и буква Ы»

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon obuchenipe_gramote.pdf886.6 КБ
Файл obuchenie_gramote.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте

в подготовительной к школе группе

Тема: «Звук [Ы] и буква Ы»

Цель: формирование умения выделять звук Ы в начале и в середине слов, выделять его из текста.

Задачи:

I Коррекционно – образовательные:

  1. Познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы».
  2. Закрепить навыки произношения звука [ы], в слогах, словах, предложениях.
  3. Учить различать окончания существительных в единственном и множественном числе.
  4. Упражнять в составлении предложений.

II Коррекционно – воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение к занятиям, чувство взаимопомощи.

III Коррекционно – развивающие:

1.Развивать фонематический слух.

  1. Развивать зрительную память, устойчивое внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Оборудование:  презентация, буква «Ы», фишки для звукового анализа,  мяч, картинки для составления предложений, игрушка Мышонок, карточки для звукового анализа слова, звуковые линейки, полоски для составления схемы предложения.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Слайд 1.

Воспитатель:        Раз, два, три, четыре, пять.

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить.

Не вертеться, не шалить.

Воспитатель: Скажите, ребята, мы с вами живем в мире звуков? А какие звуки мы слышим каждый день (шелест листьев, чириканье птиц, гул автомобилей, стуки, грохоты, разговор людей, музыку и т. д)

Воспитатель: Кто скажет, для чего мы учим буквы? (Для того, чтобы научиться читать).

Воспитатель: Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить. Давайте вспомним, с какими гласными звуками мы познакомились? (А, О, У, И)

Воспитатель: Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой. А чем этот звук так интересен, хотите узнать?

Внимание на экран.

Слайд 2.

Воспитатель: Про какой звук была песенка? (про звук Ы)

Молодцы, ребята.

  1. Основная часть

Воспитатель: Отгадайте загадки.

Слайд 3 (по щелчку мыши появляются картинки с правильным ответом)

  1. Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки. (Мышь) (появляется картинка)

  1. Живет она в глухих лесах,

На ушках – кисти, при усах.

Большая кошечка, однако,

Размером, прямо, как собака.

Такой уже не скажешь: «Брысь!».

А это значит: кошка -… (Рысь) (появляется картинка)

  1. Творожку я брат,

Сметанке - сват,

Маслу - племянник,

А молоко - моя мать. (Сыр) (появляется картинка)

  1. Вьется, взвивается,

В небо устремляется. (Дым) (появляется картинка)

Воспитатель: Какие слова мы отгадали? (Мышь, рысь, сыр, дым). Какой одинаковый звук в этих словах? (ы) Какой это звук? (гласный) Как вы это определили? (Воздух выходит изо рта спокойно, не встречает преграды).

При произношении звука Ы - губы и зубы приоткрыты, не напряжены, воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград, голосовые связки вибрируют. Давайте вместе его произнесем.

Слайд 4.

Воспитатель: Звук [ы] – гласный, он поётся.

Я вам покажу букву, которой обозначается звук – это буква ы (показ буквы).

Эта буква всегда маленького роста, живет она в красном домике.

На что похожа эта буква?

Из каких элементов состоит?

Давайте пальцем в воздухе напишем эту букву, а теперь на столе указательным пальцем: вертикальную линию, затем полукруг и еще одну вертикальную линию.

Воспитатель:                 Ну-ка, ушки на макушке,

Будем мы играть в послушки!

Хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Ы] среди других звуков: [У] [О] [И] [Ы] [А] [Ы] [И] [У] [А] [С] [О] [И] [Э] [Ы] [А]

В слогах: МЫ, НИ, РЫ, ВИ, КИ, ДЫ, ПУ, СИ, ФИ, ТЫ

В словах: сыр, мыло, куст, дым, лук, индюк, пыль, утка.

Слайд 5.

Воспитатель: А теперь посмотрите на картинки и выберите слова, в которых есть звук [ы] (показывает картинку с изображением разных предметов). Какое слова вы не назвали? Правильно, кот, рак, кит и дом, потому что в этих словах нет звука[ы].

Дыхательная гимнастика

Воспитатель: Встаньте возле столов, немного разомнемся.

Вокруг себя обернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в березы. Дует сильный ветер «Ы-Ы-Ы», раскачивая деревья, низким голосом протягивайте звук. Ветерок стих, стал легким (высоким голосом).

Присаживайтесь на стульчики.

Слайд 6.

Воспитатель: Я хочу рассказать вам секрет. Буква Ы ходит всегда с палочкой, увы. Буква Ы старенькая бабушка, которая ходит, опираясь на палочку, поэтому, когда другие буквы быстро встают друг за другом в слове, буква Ы никогда не успевает стать первой, становится либо в середину, либо в конец слова. Так, звук [Ы] мы можем услышать только в середине, либо в конце слов.

Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы]. Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова.

Давайте ребята поищем слова с этим звуком.

На столе у вас разложены картинки со звуком [ы] и без него. Выберите картинки со звуком ы, а остальные отложите в сторону.

Самостоятельная работа детей

Воспитатель: Назови (Ваня) какие картинки ты выбрал, выделяя нужный звук.

Ребята, правильно Ваня справился с заданием? (Ответы детей)

А теперь давайте расскажем о наших картинках стихами. Сочинять будем вместе. Я буду произносить фразу стихотворения, а вы будете называть недостающее слово. Подсказкой вам будет служить картинка на экране. Будьте внимательны.

Слайд 7.

Воспитатель: В поле выросли…

Дети: Цветы

Воспитатель: Звенят над нами…

Дети: Комары

Воспитатель: На полянку под…

Дети: Берёзы

Воспитатель: Вышли прогуляться…

Дети: Козы

Воспитатель: Стоят старые…

Дети: Дубы

Воспитатель: Собираем мы…

Дети: Грибы

Воспитатель: Вот какие замечательные стихи у нас получились! Молодцы!

Выходите все ко мне, немножко разомнемся.

Физкультминутка

Жили-были прыгуны                         Дети ходят по кругу.

Прыг, прыг, прыг, прыг                         Прыжки на двух ногах.

Мы допрыгнем до Луны                 Ходьба по кругу.

Прыг, прыг, прыг, прыг                        Прыжки на двух ногах.

Воспитатель: Вставайте в полукруг, поиграем в игру.

Игра называется «Один - много» Я кидаю вам мяч, называю один предмет, а вы – когда поймаете мяч, называете слово, обозначающее множество этих предметов.

Слон-слоны, стол-столы, столб-столбы, лев-львы, зонт-зонты, коза-козы, коса-косы, пила-пилы, лента-ленты, крокодил-крокодилы, бегемот-бегемоты, жираф-жирафы, обезьяна-обезьяны, телефон-телефоны, акула-акулы.

Воспитатель: Ребята, где мы с вами слышали звук ы? (В конце слов) Отлично справились с заданием. Присаживайтесь за столы.

Слайд 8.

Воспитатель: Внимание на экран.

Какое слово мы видим? (СЫР)

Выйди, Маша, к доске, расскажи нам, сколько слогов в слове сыр? (1)  

Сколько звуков? (3) 

Назовите первый звук. (С)

Какой он? (согласный, глухой, твёрдый)

Каким цветом обозначим? (синим)

Назовите второй звук. (Ы)

Какой он? (гласный)

Каким цветом обозначим? (красным)

Назовите третий звук (Р)

Какой он? (согласный, звонкий, твердый)

Каким цветом обозначим? (синим)

Таким же образом проводится работа со словом СЫН. Слайд 9

Воспитатель: Молодцы, верно.

  1. Заключительная часть

Слайд 10.

Воспитатель: С каким звуком мы познакомились? (Мы познакомились со звуком Ы).

Дайте характеристику звуку Ы (Звук ы – гласный - он поется, обозначается красным цветом).

Назовите слова со звуком Ы?

Как вы думаете, мы хорошо потрудились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового занятия по обучению грамоте с использованием моделей (подготовительная к школе группа) Тема: «Звуки [х], [х’]. Буква Х».

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении,     логопеду    приходится     искать...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Коррекционно-образовательная:уточнить и  закрепить правильное произношение звуков  С и...

План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе). Тема: «Звук и буква Ш»

План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе).Тема: «Звук и буква Ш»...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте (подготовительная к школе группа) Тема: «Грамотейка».

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте(подготовительная к школе группа)Тема: «Грамотейка».Цель: закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Коррекционно...

Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной к школе группе. Тема: "Звуки Р, РЬ. Буква Р".

 Выбранная тема " Звуки Р, РЬ. Буква Р" соответствует календарно-тематическому планированию и содержанию адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образов...