Картотека упражнений по фонетической ритмике
картотека по обучению грамоте (старшая группа)

Блинова Светлана Вениаминовна

Одним из средств развития произносительной стороны речи у детей с ОНР является фонетическая ритмика.

Фонетическая ритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

Фонетическая ритмика стимулирует формирование и закрепление навыков произношения. Работа над дыханием и слитностью речи - основное направление в работе логопеда. Эти упражнения с применением элементов фонетической ритмики использую на фронтальных и индивидуальных занятиях.

https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-po-uprazh...

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_uprazhneniy.docx14.39 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека упражнений

по фонетической ритмике

Звук «А».

Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а.», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.

Интонация радости.

Звук «О».

Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.

Интонация удивления.

Звук «У».

И. п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.

Интонация угрозы.

Звук «Э».

И. п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч. Локти опущены (поза хирурга, одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком.

Интонация укора.

Звук «И».

И. п.: руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласный «и-и-и…», дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.

Интонация удивления и радости.

Звук «Ы».

И. п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», дети с усилением отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).

Звук «Ы» произносится сердито.

Обычно к 4 - 5 годам произношение практически выправляется, но бывает, что проблема держится намного дольше.

Используя упражнения фонетической ритмики, можно помочь ребенку скорее освоить трудные звуки, а затем закрепить достигнутые успехи.

Кроме того, подобные речевые игры способствуют развитию слухового внимания и памяти («Запомни и повтори», формированию первичного навыка звукового анализа («Угадай, сколько звуков я произнесла. Пропой первый звук; второй.).

Попробуем «приручить неподдающихся» с помощью гимнастики.

Звук «С»

«Надуть шарик»

Поднести к губам пальцы, сжатые в щепотку. Коротко и ритмично произнося «с-с-с…», дети плавно поднимают руки вверх и соединяют их в лицо над головой (имитируют надувание воздушного шарика).

Звук «З».

«Ловля комаров»

Вариант 1. Произнося звук «з-з-з…», дети имитируют ловлю комаров.

Вариант 2. дети встают парами лицом друг к другу. Руки согнуты в локтях. Малыши касаются ладошками ладоней друг друга. Произнося «з-з-з…», поочередно и ритмично сгибают и разгибают руки с легким нажимом на ладони партнера, совершая движения, похожие на движение педалей. Данное движение можно использовать для проговаривания слогов -за-. -зо-, -зу-, -зы-.

Звук «Ц»

Произнося звук «Ц», дети подносят указательный палец к губам, как бы призывая к тишине.

Звук «Ш».

Вариант1. Произнося «ш-ш-ш…», быстро трут ладошки друг о друга.

Вариант 2. Шарик лопнул.

Дети соединяют руки в кольцо над головой, изображая воздушный шарик. Хлопают в ладоши над головой (шарик лопнул, затем произнося «ш-ш-ш…», медленно и плавно опускают руки и соединяют их в замок на уровне груди (шарик сдулся).

Звук «Ж».

И. п.: руки, сжатые в кулачки, перекрещены перед грудью. Произнося «Ж-ж-ж…», дети совершают быстрые, мелкие, дрожащие движения руками. Повторяют движение с разжатыми пальцами.

Звук «Щ».

«Щетки автомобиля»

И. п.: руки согнуты на уровне груди, локти внизу, ладони от себя. Коротко и многократно произнося звук «Щ», дети ритмично двигают руками вправо-влево, имитируя работу щеток автомобиля.

Звук «Л».

Фонарики.

Произнося «ла-ла-ла», дети вращают кистями рук над головой, делают «фонарики». Это же используется при произнесении слогов -ло, -лу-, -лы-.

«Неваляшки»

И. п.: ноги на ширине плеч, руки в положении «фонарики». Дети покачиваются влево-вправо,переступая с ноги на ногу и нараспев произносят слоги -ла-, -ла-, -ла-, изменяя высоту голоса на каждый слог. Словно шагая по лестнице вверх и обратно. Упражнение повторяется на слоги -ло-, -лу-, -лы-.

Звук «Р».

«Моторчики»

И. п.: произнося «р-р-р-…», дети делают вибрирующие движения кулачками. Движения быстрые, мелкие, напряженные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с использованием элементов фонетической ритмики и пальчиковых игр на основе деятельностного метода

Конспект логопедического занятия с использованием элементов фонетической ритмики и пальчиковых игр на основе деятельностного метода. Цель: закрепить знания детей по развитию речи и обучению...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)

Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие.  p1010388.jpg...

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...

«Фонетическая ритмика».

Статья для педагогов, логопедов, психологов, родителей для работы с  детьми у которых есть проблемы со звукопроизношением и некоторые психологические проблемы....

Консультация для воспитателей «Фонетическая ритмика как эффективное средство речевого развития у дошкольников».

Фонетическая ритмика - система специальных упражнений, сочетающая речь и движение. Детям предлагают для подражания различные движения, которые сопровождаются произнесением звуков, звукосочетаний, слов...