Сценарий непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе «Дифференциация звуков [Г], [К]»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Сэротэтто Анине Дмитриевна

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе «Дифференциация звуков [Г], [К]»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_g.docx42.26 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе «Дифференциация звуков [Г], [К]»

Цель: формировать умение различать близкие по акустико-артикуляционным признакам звонкие и глухие согласные звуки [Г-К] в слогах, словах.

Задачи: коррекционно-развивающие: формировать дифференцированное произношение звуков [Г-К]; развивать фонематическое восприятие, слуховую память, зрительное восприятие; развивать координацию речи с движениями.

Коррекционно-образовательные: учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Г-К] ; расширять словарный запас.

Коррекционно-воспитательные: развивать умение работать в группе; воспитывать умение выслушивать ответы товарища, внимательно слушать и слышать воспитателя и других детей.

Оборудование: предметные картинки, в названии, которых присутствуют звуки [Г], [К] карточки из азбуки буквы «Г»«К».

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Отгадайте загадки.

1) Даже по железной крыше

Ходит тихо, тише мыши.

Часто спит, а после сна

Умывается она.

2) Может в яблоко залезть,

А потом его же съесть:

Все, что вкусно, выедает

И обратно выползает.

Ответы детей: кошка, гусеница. После правильного ответа на доске появляются картинки с изображением кошки и гусеницы.

-Ребята, а теперь давайте назовем первые звуки в этих словах. Но сначала мы должны вспомнить, что такое звуки? (Звуки - это то, что мы произносим и слышим).

-Молодцы!

-Какой первый звук в слове кошка? (В слове кошка первый звук [К]).

-Какой первый звук в слове гусеница? (В слове гусеница первый звук [Г]).

-Кто догадался, какая тема занятия? (Будем учиться различать звуки [К-Г]).

-Молодцы!

-Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки [К-Г].

2. Акустико-артикуляционный образ звуков. Сравнительная характеристика.

-Давайте сравним эти звуки. Какие звуки [К-Г] - гласные или согласные? В словах кошка и гусеница звуки [К-Г] твердые или мягкие?

(Звуки [К-Г] согласные, твердые).

-Почему они называются согласными? (Потому, что при произношении этих звуковмы во рту встречаем преграду).

-Произнесите звук [К]. Проверим, работает ли горлышко (ладонь на горле).

Горлышко не работает. Значит, звук [К]- глухой.

-Произнесем звук [Г]. Горлышко работает. Значит, звук [Г] - звонкий.

Логопед дает сравнительную характеристику звуков (опираясь на таблицу).

Звук [К] - согласный, твердый, глухой.

Звук [Г] - согласный, твердый, звонкий.

-Чем различаются звуки [К-Г]? (Звук [К]-глухой, а звук [Г]-звонкий).

3. Развитие фонематического слуха.

-А теперь мы с вами представим, что мы «Охотники».

Упражнение «Охотники»

-Я буду произносить звуки, слоги и слова со звуками [К-Г]. Девочки будут ловить (хлопают в ладоши, если услышат звук [К], мальчики, если услышат звук [Г].

Звуки:[п], [к], [т], [м], [г] и т. д.

Слоги: па, во, го, пу, ок, ул, ак, ка и т. д.

Слова: калач, дом, гости, лук, волк, молоко, тигр, кол, сено, луг, машина, гол и т. д.

4. «Закончи слово».

Дети добавляют слог ка или га и называют слово: игруш-ка, кни-га, но-га, игол-ка, погремуш-ка, ро-га, гармош-ка, гор-ка, матреш-ка, руч-ка, лампоч-ка, книж-ка.

5. «Слова наоборот»

- Ответы должны начинаться на звук [Г] или [К]:

Холодный - горячий. Чистый - грязный.

Тихий - громкий. Сладкий - горький.

Веселый - грустный. Длинный- короткий.

Редкий- густой. Мелко- глубоко.

Шершавый- гладкий. Начало- конец.

Умный- глупый. Звонкий- глухой.

Прямая- кривая. Продать- купить.

Страшный- красивый.

6. Игровое упражнение «Где находится звук?»

- Вы называли слова, в которых заданный звук находится в начале слова.

- Где ещё может находиться звук?

Воспитатель размещает на доске звуковую линейку.

- Определите, где находится звук [Г] или [К] в словах: бумага, гусь, лук, нога, собака, цыпленок, коза, гном.

7. Физминутка «Девочки и мальчики»

Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,

Прыгают, как мячики:

прыг-скок, прыг-скок.

Ножками топчут: топ, топ, топ!

Весело хохочут: ха, ха, ха!

Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз,

После отдыхают (приседают, руки свободные).

Разбор слов книга

10. Итог занятия и оценка деятельности детей. Наше занятие подошло к концу. Вспомните, какие звуки мы учились различать? Чем различаются звуки [К-Г]?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе «Прогулка в зимний лес»

Конспект непосредственно – образовательной деятельностив старшей группе «Прогулка в зимний лес» Цели и задачи: 1. Закрепить с детьми изученные звуки и буквы. Продолжать учить читать буквы, слоги,...

Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте в старшей группе по теме "Звук А"

Материал представляет из себя конспект НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звук А" и презентацию к ней. Будет полезен логопедам  и воспитателям логопедических групп....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей старшей группы с общим недоразвитием речи "Знакомство со звуком Б"

Поможет познакомить детей со звуком Б и научить характеризовать его с опорой на различные виды контроля;продолжать закреплять навыки проведения звукового анализа слов с использованием фишек;совершенст...

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы

Цель: уточнить и закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, о предложении....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе на тему: «В стране Гласных звуков»

Задачи:систематизировать знания детей о гласных звуках «А», «О», «У»,закреплять умение четко артикулировать гласные звуки, продолжать определять место положени...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе «В поисках клада. Звуки [М] - [М\']»

Цель: Закрепление навыков правильного произношения звуков [М-М']. Знакомство со звуками [М-М'] с использованием ИКТ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР на тему «Знакомство детей со звуком [п] и с буквой «П

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамотев старшей группе для детей с ТНРна тему «Знакомство детей со звуком [п] и с буквой «П...