Конспект НОД : «Щенячий патруль. Звук Щ. Буква Щ.»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Лычкина Надежда Викторовна

Уточнить артикуляционную и акустическую характеристику звука Щ, закрепить правильное произношение звука Щ в словах и фразах,

знакомство с буквой Щ. Совершенствовать звуко-слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов, умение составлять схемы слов и

предложений. Развивать внимание, память, графомоторные навыки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_shchenyachiy_patrul.docx181.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности

 по формированию звуковой стороны речи и обучению грамоте

на тему: «Щенячий патруль. Звук Щ. Буква Щ.»

Возрастная группа – подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)

Тема НОД: «Щенячий патруль. Звук Щ. Буква Щ»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: Создать условия для активизации познавательной и речевой деятельности детей.

Задачи: 

1.Уточнить артикуляционную и акустическую характеристику звука Щ, закрепить правильное произношение звука Щ в словах и фразах, знакомство с буквой Щ.

2.Совершенствовать звуко-слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов, умение составлять схемы слов и предложений.

3. Развивать внимание, память, графомоторные навыки.

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Формы организации:  индивидуальная, подгрупповая

Формы реализации детских видов деятельности: словесные игры и упражнения, дидактические игры, физминутка, графомоторные упражнения.

Предварительная работа: Знакомство с основами звукового анализа и синтеза. Составление схемы предложения. Постановка звука Щ. Выкладывание букв с помощью счетных палочек, фасоли, ниточек и других элементов. Работа с графическими раскрасками.  Разучивание физминутки.

Оборудование: Плоскостные фигурки командира Райдера и щенка Гонщика из мультфильма «Щенячий патруль», картинка-символ буквы Щ, зеркала на подгруппу детей, предметные картинки с липучками, ковролин 60х90, дидактическое пособие «Умная пирамидка», карточки с буквами, «умная» ручка, на каждого ребенка элементы букв, простые карандаши, тетради  и графические раскраски.

Ход   НОД:

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

  1. Вводная часть

1.Познакомьтесь, сегодня у нас в гостях командир Райдер и его помощник. Вы узнали их?

Выставляются фигуры героев.

  C:\Users\Пользователь\Pictures\good_id806.jpg     Гонщик с нагрудным значком     

 Райдеру нужны ещё помощники - знатоки. Он предлагает вам, ребята, вступить в его отряд.

Дети стоят полукругом на ковре и отвечают:

Да, это щенок по имени  Гонщик из мультфильма «Щенячий патруль»

Дети повторяют девиз:

Отряд знатоков к делу готов!

Садятся за столы.

2.Внимательно послушайте скороговорку и выполните первое задание:

«Два щенка, щека к щеке,

щиплют щетку в уголке».

О каком звуке мы сегодня будем говорить?

Посмотрите на картинку. (Показ картинки-символа “Щетка”.)  Щеткой  почистим вещи: Щ-Щ-Щ.

– Итак, звук [щ] – губы  рупором, кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубам, голоса нет, выдыхаемый воздух – теплый.  Посмотрите правильность выполнения движений в зеркало.


Давайте дадим характеристику звука Щ.

  • Он согласный или гласный?
  • Звонкий или глухой?
  • Твердый или мягкий?

 Согласный звук Щ – глухой, всегда мягкий.

 О звуке [щ]

Дети проговаривают звук Щ изолированно, контролирую артикуляцию звука с помощью зеркала.

Дети отвечают: Звук  Щ мы не можем пропеть, значит он согласный. Дети кладут руку на горло и определяют, что звук  Щ глухой.

Звук Щ мягкий.

3.Ребята, звук Щ на письме обозначается буквой Ща. Назовем её правильно.

Показ буквы Щ.

На расчёску ща  похожа —

Три зубка всего. Ну что же.

На что похожа буква Ща?

А чем отличаются буквы от звуков?

За ваши правильные ответы Райдер вручает вам первый значок «Щенячьего патруля».

Буква Ща (индивидуально повторяют  3-4 ребенка)

Буква Ща похожа на щетку, расческу, заборчик…

Буквы можно увидеть и написать, а звуки нет.

  1. Основная часть

 4.Первое задание: «Постройте домик для щенят» (игра на ковролине)

Вам нужно взять любой  «кирпичик», правильно назвать картинку и построить дом.

Задание выполнено!

За правильный ответ дети получают значок. 

Вперёд патруль!

Дети  выбирают по желанию «кирпичики», называют картинки (щука, щавель, щит, щетка, овощи, щенок…)   и самостоятельно строят из них домик для щенят.

Отряд знатоков к делу готов!

5.Райдер и щенок Гонщик  предлагают вам, ребята,  собрать  необычную пирамидку. Собирать её необходимо сверху вниз.

Логопед  выставляет перед детьми дидактическое пособие «Умная пирамидка» и предлагает одному ребенку выбрать картинку.

Какой первый звук в слове щука? Дайте характеристику звуку, какой фишкой его обозначим?

Какой звук второй? После звука Щ  слышится звук Ю, потому что он всегда мягкий звук, а пишется буква У.

Назовите третий звук?

Какой звук последний?

Сколько всего звуков в слове ЩУКА?

Сколько слогов в этом слове? Почему?

Предлагает ребенку отметить количество слогов в третьем кармашке.

Какой слог  в слове ЩУКА ударный?

Давайте звуки обозначим буквами.

Сколько букв  в слове ЩУКА?

А теперь придумайте предложение со словом ЩУКА.

Аналогично проводится звуковой, слоговой, буквенный анализ слова ЩАВЕЛЬ. Уточнить правописание ЩА.

Ребенок выбирает любую картинку и вставляет её в верхний кармашек, называет что изображено.

Например, картинка с изображением щуки.

Дети отвечают на вопросы и составляют звуковую схему слова:

Первый звук в слове щука звук Щ.  Он согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленой фишкой.

Второй звук в слове щука У. Этот звук гласный, обозначается красной фишкой.

Третий звук – К. он согласный, глухой, твердый, обозначается синей фишкой.

Последний звук в слове щука – звук А. он гласный, обозначается красной фишкой.

В слове щука 4 звука.

В слове щука два слога, потому что в слове два гласных звука. Ребенок с помощью прищепки отмечает количество слогов. Первый слог ЩУ ударный.

Дети по очереди выкладывают буквы в четвёртом кармашке.

Первый звук щ обозначим буквой Ща. Второй звук у обозначим буквой У. Звук к обозначим буквой Ка. Звук а обозначим буквой А.

В слове щука всего 4 буквы.

Дети придумывают предложения: Щука плавает в реке. У щуки острые зубы. Щука хищница. Схему предложения выставляют  в пятом кармашке.

За выполненное задание дети получают значок.

6.Физминутка

Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
Раз – прыжок и три кивка,


Два – направо голова.
Три – налево поворот,
И помчался до ворот.
Вдруг он встал, вздохнул и сел,
И на всех вокруг глядел.

Стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

Прыжок на месте, три кивка головы вперёд.

Поворот головы направо.

Поворот головы налево.

Бег на месте.

Остановиться, поднять руки вверх, сделать вдох – выдох, присесть и посмотреть друг на друга.

7.У вас на столах лежат элементы букв, соберите из них букву Ща.

Дети собирают из элементов букву Ща и проверяют задание друг у друга.

За выполненное задание дети получают значок.

8.Посмотрите внимательно на доску, у нас в гостях очень умная ручка, которая умеет писать все-все буквы. Сегодня она нам покажет, как правильно пишется буква Ща.

Возьмите в руки карандаш и в воздухе попробуйте написать букву Ща.

Рейдер и щенок Гонщик предлагают вам написать букву Ща в тетрадях.

Вперёд, патруль!

Дети смотрят последовательность написания буквы Ща.

Дети выполняют движения в воздухе.

Пишут букву Ща в своих тетрадях.

За выполненное задание дети получают значок.

9.И ещё одно задание от Райдера: «Закрасьте облачка с буквой Щ и узнайте, что получится».

http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1131/d-1130050/7z-docs/12_html_27cd69f0.jpg

Дети выбирают цветной карандаш (оранжевый или коричневый) и раскрашивают облачка.

Получился щенок.

За выполненное задание дети получают значок.

  1. Заключительная часть

Итог. Рефлексия.

С каким звуком мы сегодня познакомились?

 Что вы о нем узнали?

Какой буквой он обозначается?

Что вам сегодня показалось наиболее интересным?

Какое задание было трудно выполнять?

Вашему отряду вручаю значки. (Раздать детям). Теперь вы настоящий патруль! Молодцы!

Мы сегодня познакомились со звуком Щ.

Звук Щ согласный, глухой, всегда мягкий.

Звук Щ обозначается буквой Ща.

Дети рассказывают, что было интересным и самым трудным.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по логоритмике "Звук и буква С"

Интгерированное  занятие для детей подготовительного возраста, чтобы совершенствовать нормализацию речи и двигательные функции в упражнениях под музыку и слово; развивать фонемати...

Конспект совместной образовательной деятельности "Звук и буква «Ч»".

Занятие в старшей группе.В занятии используются технологии В.Ф. Базарнова(экологическое пано,коромысла)        Цель занятия:Воспитывать доброжелательность к сказочным персонажам.Ут...

Конспект логопедического занятия :Гласные звуки и буквы

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте на тему :Гласные звуки и буквы.Задачи:Коррекционно – образовательные: - закреплять понятие «гласный звук»; - закреплять навы...

Формирование звукопроизношения и обучение грамоте (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звук и буква - А -".

Формирование звукопроизношения и обучение грамоте (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звук и буква - А -"....

Конспект фронтального занятия Тема: «Звук и буква М».

Конспект фронтального занятия  Тема: «Звук и буква М». Цели:1.        Познакомить с буквой «М».2.        Закреплять...

«Информационно-коммуникационные технологии дистанционного образования детей логопедической группы. План-конспект занятия «В стране звуков и букв. Звук и буква - В».

laquo;Информационно-коммуникационные технологии дистанционного образования детей логопедической группы.План-конспект занятия «В стране звуков и букв. Звук и буква - В»....