Конспект НООД в таблице "Звуки (х'-х) и буква Х"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Зеленцова Светлана Алексеевна

Конспект НООД по обучению грамоте в таблице " (х'-х) и буква Х"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО педагога –

  • Зеленцова Светлана Алексеевна.

Возрастная группа воспитанников –

  • подготовительная группа общеразвивающей направленности.

Наименование образовательной организации –

  • Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение города Шарьи «Детский сад № 5»

Тема непосредственно организованной образовательной деятельности –

  • «Звуки (х-х’) и буква Хх»

Программные задачи

  • Формировать навыки звукового анализа.
  • Закрепить навыки различения и правильного произношения звука «х»
  • Развивать фонематический слух, память, логическое мышление и внимание.
  • Познакомить детей с буквой «Хх»
  • Воспитывать уважительное отношение к высказываниям товарищей.

Интегрируемые образовательные области –

  • «Познавательное развитие»
  • «Речевое развитие»
  • «Физическое развитие»
  • «Социально-коммуникативное развитие»

Материал и оборудование –

  • Иллюстрации с различными предметами со звуком (х) в начале, в середине и в конце слова, ноутбук, волшебная палочка, буква «Х» разного шрифта, указка, схема звуков, ручки синего цвета, карточки с заданиями, счетные палочки, зеркала по количеству детей.

Методы и приемы -

  • Наглядные, словесные, практические, создание игровой ситуации.

Планируемый результат

  • В результате работы дети должны иметь навыки звукового анализа, правильного произношения звука (х), различать букву «Х» от других пройденных букв.

Предварительная деятельность с воспитанниками –

  • Дидактическая игра «Один-много», игра «Сломанный телевизор»

Части НООД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы

поддержки

детской

инициативы

1 часть – вводная

Цель: Заинтересовать детей на предстоящую деятельность.

- Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

- Я предлагаю вам сейчас поиграть в музыкальную игру «Здравствуй, друг!» Вы согласны?

- Вы знаете, еще вчера ко мне подошла Таня Масалитина из старшей группы и рассказала мне о том, что они начали знакомиться со звуками и буквами. Ей очень интересно узнать о звуках и буквах больше.

- Чем мы можем ей помочь?

- Я предлагаю нам отправиться в путешествие для новых знаний. Вы согласны?

- Но для этого нужно превратиться в путешественников, мы ведь не раз с вами это делали с помощью нашей волшебной палочки. Повторяйте все за мной:

- Вправо, влево повернись,

В путешественников превратись!

Дети стоят в кругу вокруг воспитателя.

Дети здороваются.

Ответы детей.

Дети играют.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети выполняют движения.

Положительный настрой.

Интерес к предстоящей деятельности.

Звучит аудиозапись к игре «Здравствуй, друг»

Волшебная палочка.

2 часть – основная

Цель: Формировать навыки звукового анализа.

Познакомить детей с буквой «Хх»

- Вы готовы узнать о каком звуке и букве сегодня пойдет речь? Тогда я вам прочитаю веселое стихотворение, а вы постарайтесь угадать.

- Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

«Ха-ха-ха да хе-хе-хе!

Хи-хи-хи да бух-бух!

Хо-хо-хо да хе-хе-хе!

Хинь-хинь-хинь да трюх-трюх!»

- Какие звуки вы чаще всего слышали?

- С этим звуком мы и будем сегодня знакомиться ближе.

- Подойдите, пожалуйста, к столу с зеркалами. Давайте возьмем зеркала и проговорим звук (х)

- Ребята, при произнесении звука (х) губы «улыбаются», зубы сближаются, воздушная струя идет спокойно, а голосовые связки вибрируют очень слабо.

- Раз, два, три,

Зеркала все убери.

- Подскажите мне, пожалуйста, звук (х) гласный или согласный?

- А почему вы решили, что он согласный?

- Давайте проверим и приготовим свои «заборчики»

- Молодцы. А каким цветом определяют звук (х-х’)?

- Подойдите, пожалуйста, к доске.

- Найдите на доске слова, в которых звук (х) стоит в начале слова?

- Назовите слова, в которых звук (х) стоит в середине слова?

- Подумайте, в каких словах звук (х) стоит в конце слова?

- Молодцы.

- А теперь я предлагаю вам присесть за столы.

- Не забывайте – ноги стоят плотно на полу, спины прямые, глаза смотрят вперед, руки на столе.

- А теперь я вам предлагаю сделать звуковой анализ слова «Халат»

- Маша скажи мне пожалуйста, какой первый звук в слове «халат»? Он какой гласный или согласный? Как ты узнала, что он согласный? Какой фишкой мы его определим?

- Давайте все вместе проверим какой это звук с помощью наших «заборчиков»

- Поставьте, пожалуйста, каждый в своем звуковом домике первую фишку.

- А Маша поставит на доске.

- Молодец.

- Скажи, пожалуйста, Кристина, какой второй звук в слове «Халат»? Он какой гласный или согласный? Как ты узнала, что он гласный? Какой фишкой мы его определим?

- Давайте приготовим опять наши заборчики.

- Поставьте, пожалуйста, каждый в своем звуковом домике вторую фишку.

- Кристина, поставь фишку на доске.

- Молодец.

- Скажи, пожалуйста, Сережа, какой третий звук в слове «Халат»? Он какой гласный или согласный? Как ты узнал, что он согласный? Какой фишкой мы его определим?

- Давайте приготовим опять наши заборчики.

- Поставьте в звуковом домике третью фишку.

- Сережа, поставь фишку на доске.

- Молодец.

- Скажи, пожалуйста, Аня, какой четвертый звук в слове «Халат»? Он какой гласный или согласный? Как ты узнала, что он гласный? Какой фишкой мы его определим?

- Давайте приготовим наши заборчики.

- Поставьте, пожалуйста, каждый в своем звуковом домике четвертую фишку.

- Аня поставь, пожалуйста, на доске.

- Молодец.

- Скажи, пожалуйста, Настя, какой пятый звук в слове «Халат»? Он какой гласный или согласный? Как ты узнала, что он согласный? Какой фишкой мы его определим?

- Давайте проверим с помощью наших заборчиков.

- Поставьте, пожалуйста, каждый в своем звуковом домике пятую фишку.

- Настя поставь, пожалуйста, на доске.

- Молодец.

- Давайте теперь все вместе прочитаем слово, которое у нас получилось.

- Леша, я предлагаю тебе сейчас выйти к доске и провести звуковой анализ слова «Халат»

- Молодец.

- А теперь я предлагаю поиграть в игру «Какого звука не стало?»

- Раз, два, три глазки закрой.

Раз, два, три глазки открой.

- Молодцы.

- Уберите, пожалуйста, со своих звуковых домиков звук «Т»

- Уберите, пожалуйста, со своих звуковых домиков звук «Л»

- Уберите, пожалуйста, со своих звуковых домиков звук «А» Сколько фишек со звуком «А» вы убрали?

- Уберите, пожалуйста, со своих звуковых домиков звук «Х»

- Молодцы.

- Положите, пожалуйста, все на край стола.

- Я вам предлагаю немного поиграть, согласны. Тогда выходите на ковер. Встаньте, как вам удобно.

- Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками)

Хома раненько встает, (потягиваются)

Щечки моет (тереть щёки руками)

Лапки трёт (движения мытья рук)

Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)

И выходит на зарядку (маршируют)

Раз (руки вперед)

Два (руки вверх)

Три (руки в стороны)

Четыре, пять (трясут кистями рук)

Хомка хочет сильным стать! (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).

- Отдохнули? Присаживайтесь опять за столы.

- Мы с вами не раз уже говорили о том, что у каждого звука есть свой образ – буква. И у звука (х) тоже она есть. Это буква Х.

- Посмотрите, пожалуйста, на доску на ней изображение буквы «Хх»

- Х на ножницы похожа, но в работе, а не лежа.

Хочешь - порешь, хочешь - шьешь,

Хочешь – сам себя стрижешь!

- Из скольких элементов состоит буква Х?

- Правильно, из двух. Две линии пересекаются между собой.

- А теперь я предлагаю вам составить букву Х из счетных палочек.

- Молодцы.

- Посмотрите, как пишется буква Х. Из правого верхнего угла мы ведем к левому нижнему, а из левого верхнего – к правому нижнему. Давайте прорисуем в воздухе нашу букву. Молодцы.

- Буква «Хх» живет по адресу: этаж, квартира №.

- Дима. Посели, пожалуйста, букву «Хх» в буквенный дом.

- Прежде, чем мы начнем с вами писать нашу букву в тетрадях, я предлагаю вам подготовить пальцы к письму.

- Мы делили апельсин.                 Сжимаем и разжимаем кулак.

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа.                      Загибаем пальцы, начиная с большого.

Эта долька для стрижа.

Эта долька для утят.

Эта долька для котят.

Эта долька для бобра.

А для волка кожура.                      Машем пальцами.

Он сердит на нас – беда.

Разбегайтесь кто куда!                  Стучим пальцами по столу.

- А теперь я предлагаю вам написать в ваших тетрадях букву Х.

- На первой строчке пишем заглавную букву Х. Кристина, подскажи, пожалуйста, сколько клеточек мы берем в высоту?

- На второй строке напишите, пожалуйста, строчную букву х (маленькую)

- Маша. Подскажи, сколько клеточек мы берем в высоту?

- Не забывайте про осанку. Сядьте прямо, ноги плотно поставлены на пол, рука должна полностью лежать на столе, кончик ручки должен смотреть на плечо.

- Молодцы! Вот и закончилось наше путешествие. Положите аккуратно все на край стола, задвиньте аккуратно стулья и подойдите, пожалуйста ко мне.

- Вправо, влево повернись.

В детей превратись!

- Вот мы и вернулись обратно в нашу группу.

Дети отвечают.

Ответы детей.

Дети берут зеркала.

Дети проговаривают звук.

Дети отвечают полным ответом.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети присаживаются за столы.

Выполнение задания детьми.

Выполнение задания детьми.

Выполнение задания детьми.

Выполнение задания детьми.

Выполнение задания детьми.

Выполнение задания.

Выполнение задания детьми.

Дети играют.

Дети отвечают.

Дети выполняют.

Дети прорисовывают.

Ребенок ставит букву в нужную квартиру.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.

Выполнение задания детьми.

Дети выходят из-за столов и встают на ковер.

Положительная оценка.

Вопросы детям.

Положительная оценка.

Вопросы детям.

Положительная оценка.

Вопросы.

Положительная оценка.

Вопросы детям.

Положительная оценка.

Положительная оценка.

Иллюстрации с изображением буквы «Х»

3 часть – заключительная

Цель: Подвести общий итог НООД, провести плавный переход деятельности детей.

- Скажите, пожалуйста, с каким звуком и буквой мы с вами сегодня познакомились?

- Что вы сегодня для себя узнали нового?

- В чем было затруднение?

- А что показалось вам легким?

- Вы хотели бы дальше продолжать знакомиться со звуками и буквами?

- А скажите, пожалуйста, можем мы теперь рассказать Тане и ее друзьям о звуке (х) и букве «Х»?

- Я очень довольна сегодняшним нашим путешествием с вами. Вы хорошо сегодня занимались (отметить кто именно) (отметить и тех, кто не очень хорошо занимался) У меня для вас есть подарок - игра. Сейчас мы с вами попрощаемся с нашими гостями, а сами будем знакомиться с правилами игры и играть. А после сна сходим в старшую группу и расскажем ребятам о звуке и букве, с которой сегодня познакомились.

Дети отвечают.

Ответ детей.

Ответ детей.

Ответ детей.

Дети прощаются с гостями.

Вносится новая настольно-печатная игра.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 5»

городского округа город Шарья Костромской области

        

Конспект

непосредственно - организованной образовательной деятельности                            

 с воспитанниками подготовительной группы «Солнышко»

общеразвивающей направленности

по образовательной области «речевое развитие»

на тему: «Звуки (х – х’) и буква Хх»

                                                                                                                                                               Автор-разработчик:

                                                                                                                                                               Зеленцова Светлана Алексеевна

                                                                                                                                                               воспитатель

г. Шарья, 2021 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД "Звук и буква Ы"

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР...

Конспект НООД по грамоте в подготовительной группе "Буква А и звук а"

Конспект НООД по грамоте  в подготовительной группе "Буква А и звук а"...

Конспект НООД в подготовительной группе по обучению грамоте "Звук (й) и буква Йй"

Конспект НООД по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук (й) и буква Йй"...

Конспект НООД по обучению грамоте ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ С

Конспект НООД  по обучению грамоте ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ С...

Конспект НООД по речевому развитию с детьми старшей группы, по теме «Буква Р, р. Письмо буквы Р, р»

Конспект НООД по речевому развитию с детьми старшей группы,по теме «Буква Р, р. Письмо буквы Р, р»Цель: Ознакомление с согласным звуком [р, р,], буквой Р,р.Целевые ориентиры:Умет...