Конспект НООД по грамоте в подготовительной группе "Буква А и звук а"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Зайцева Мария Николаевна

Конспект НООД по грамоте  в подготовительной группе "Буква А и звук а"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvuk_i_bukva_a.docx30.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно - организованной образовательной деятельности                            

 с воспитанниками подготовительной группы

общеразвивающей направленности

по образовательной области «речевое развитие»

на тему: «Звук [а] и буква Аа»

 

Цель: Закреплять правильное произношение звука [а], познакомить с буквой А. 

Программные задачи:

формировать умение выделять звук [а] в начале слова;

начать знакомить детей с гласными звуками;

упражнять в выразительном произнесении слов, в умении определять последовательность звуков в звукоподражательных словах;

развивать фонематический слух, память, мышление;

познакомить детей с буквой «А»;

воспитывать уважительное отношение к высказываниям товарищей.

Интегрируемые образовательные области – речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Вид детской деятельности, лежащий в основе организации НООД: познавательная, коммуникативная, двигательная.

Методы и приемы:
Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; педагогическая оценка, поощрения;
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций
Практические:  решение проблемной ситуация; поисковые действия; дидактические игры; здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика).
Оборудование:
Иллюстрации с изображением предметов со звуком [а], волшебная палочка, буква «А» разного шрифта, карточки с заданиями, цветные красные карандаши, буква «А» вырезанная из картона на каждого ребенка, ножницы на каждого ребенка, зеркала по количеству детей

Части НООД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы

поддержки

детской

инициативы

1 часть – вводная

Цель: Заинтересовать детей на предстоящую деятельность.

- Ребята, какое у вас сейчас настроение? Почему вы так решили?

 - Давайте мы начнем занятие с нашего приветствия:

Вот и мы, и ты и я.

Мы - одна семья.

Улыбнись тому, кто слева.

Улыбнись тому, кто справа.

Мы - одна семья!

- Вы знаете. Я сегодня, когда пришла утром на работу, то ко мне подошла девочка из старшей группы, Маша. Она рассказала мне о том, что они начали знакомиться со звуками и буквами. Ей очень интересно узнать о звуке (а) и букве «А» - Чем мы можем ей помочь?

- Я предлагаю нам с вами отправиться в путешествие для новых знаний. Вы согласны? Но для этого нужно превратиться в путешественников. Повторяйте все за мной:

Вправо, влево повернись,

В путешественников превратись!

Дети стоят в кругу вокруг воспитателя.

Дети выполняют.

Ответы детей

Дети высказывают свои предположения. (самим больше узнать об этом звуке и букве)

Создан положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность

.

2 часть – основная

Цель: Формировать навыки звукового анализа.

Закрепить навыки различения и правильного произношения звука «А»

Развивать фонематический слух, память, логическое мышление и внимание.

Познакомить детей с буквой «Аа»

Воспитывать уважительное отношение к высказываниям товарищей.

Мы с вами оказались на планете Знаний. Первая наша станция .

Я расскажу вам про одну собаку. Она искала себе друга. Собака брела по улице и заглядывала прохожим в глаза. Но никто не обращал на неё внимание. Мимо пробежала девочка с букетом астр. Один цветок упал. Девочка торопилась и не заметила пропажу. Собака взяла цветок в зубы, догнала девочку и положила астру перед ней. Девочка улыбнулась и сказала: «Идём со мной!» Собака обрадовалась и побежала за девочкой. Так бездомный пёс нашёл себе друга.

Девочку звали А-ня. Собачку она назвала А-лый, потому что а-стра, которую подня пёс , была а-лая.

Все эти слова: А-ня, А-лый, а-лая, а-стра – начинаются с одного звука. Когда я произносила слова, я выделяла этот звук.

Назовите этот звук. (звук [а])

Повторите слова со звуком [а]

Когда мы произносим звук [а], то рот широко открыт, язык лежит за нижними зубами. Звук произносится с голосом. Воздушная струя не встречает на своем пути преград.

Давайте возьмем зеркала и проговорим еще раз звук [а]

- Раз, два, три,

Зеркала все убери.

Звуки, которые произносятся с голосом и не встречают во рту преград, будем называть гласными. Эти звуки можно пропеть. Ааааааа. Эти звуки обозначают красным цветом.

- Подскажите мне, пожалуйста, значит звук [а] гласный или согласный?

-Молодцы. А каким цветом определяют звук [а]?

- Скажите, пожалуйста, какие слова со звуком [а]  вы запомнили из этой истории?

- Назовите слова, в которых звук [а] стоит в начале слова?

- Назовите слова, в которых звук[а] стоит в середине слова?

- Назовите слова, в которых звук [а] стоит в конце слова?

- А теперь я вам предлагаю объяснить значение слов полным ответом.

август – это месяц.

астра – это цветок.

Ананас – это фрукт.

Аня – это имя.

- Вот и следующая наша станция.

Наш Алый лаял по – особенному. Его лай всегда начинался со звука [а]. Угадайте, как он лаял: тяв, ав, гав.

Какой первый звук здесь слышится?

Каким цветом мы обозначим этот звук?

- А сейчас мы с вами добрались к третьей станции.

Собаки лают по-разному: одни громко, другие тихо, одни жалобно, другие весело.

 Покажите, как лаял Алый в следующих ситуациях:

когда радовался Ане (громко)

когда боялся разбудить хозяев (тихо);

когда ленился (медленно)

когда гонял соседских собак (громко и часто)

- А теперь я вам предлагаю подойти к магнитной доске и выполнить еще одно задание. Встаньте так, чтобы вам было всем видно, что находится на доске.

Что изображено на картинках? Вам сейчас нужно будет определить место звука [а] в словах. (В слове арбуз звук [а] расположен в начале слова. В слове рак звук [а] расположен в середине слова. В слове ёлка звук [а] расположен в конце слова. Отвечайте, пожалуйста, полным ответом.

- Давайте присядем за столы. Потому, что следующая станция «Буквенная» Не забывайте – ноги стоят плотно на полу, спины прямые, глаза смотрят вперед, руки на столе.

- Посмотрите, пожалуйста, на магнитную доску на ней изображение буквы «Аа» - это символ звука[а].  Все буквы будут жить в нашей группе, в своём домике. (Показ панно букв). В этом домике 6 этажей, на каждом этаже 5-6 квартир. Буква «Аа» живет по адресу: шестой этаж (самый верхний ряд), квартира № 1. Дети с помощью педагога находят нужную клетку на панно и крепят к ней букву.

Ваня, посели, пожалуйста, букву «Аа» в буквенный дом.

- Давайте посмотрим еще раз на букву «Аа»

- Возьми три палочки для  "А".

 Наклонились две сперва.

Ну, а третья, посмотри,

Третья спряталась внутри.
- Сколько элементов в букве «А»?

Какие элементы?

Все ли палочки одинаковые?

 Давайте в воздухе прорисуем букву «А»

- А теперь я предлагаю вам взять букву «А», которая лежит перед вами и разрезать ее на элементы из которых состоит буква «А».

Какие у вас получились элементы?

Какие палочки у вас получились?

А теперь попробуйте из этих палочек составить букву «А»

- А теперь давайте немного отвлечемся и поиграем с нашими пальцами.

- Мы делили апельсин.                

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа.                      

Эта долька для стрижа.

Эта долька для утят.

Эта долька для котят.

Эта долька для бобра.

А для волка кожура.                      

Он сердит на нас – беда.

Разбегайтесь кто куда!                

 

- Ну. Что, продолжим? У вас у каждого есть на столах листы с заданиями. И первое задание будет таким. Заштрихуйте букву «А» красным карандашом

- Для вас еще одно задание. Вам нужно вместо точек написать букву «И» Сережа прочитай, пожалуйста, что получилось. Затем подчеркните  все буквы «А».

- Пожалуйста, кто справился – помогите соседу по столу.

- Молодцы! Вот и закончилось наше путешествие. Положите аккуратно все на край стола, задвиньте аккуратно стулья и подойдите, пожалуйста ко мне.

- Вот мы и вернулись обратно в нашу группу.

- Вправо, влево повернись.

В детей превратись!

Дети смотрят на магнитную доску.

Дети отвечают.

Дети берут зеркала.

Дети проговаривают.

Ответ детей.

Гласный, его можно пропеть.

Красным.

Аня, Алый, астра, алая.

Аня, астра, Алый

Глаза, собака

Девочка, астра, собака

Дети отвечают полным ответом.

Ав.

звук [а]

Красным цветом

Дети лают громко

Дети лают тихо.

Дети лают медленно

Дети лают громко и часто

Дети подходят к магнитной доске

Ответы детей.

Молодцы.

Дети проходят за столы.

Ваня ставит букву в нужную квартиру.

Три.

Палочки

Нет. Две палочки – длинные, одна – короткая

Дети прорисовывают.

Дети берут ножницы и буква «А» вырезанную из картона и расстригают ее на элементы.

Палочки.

Две длинные и одна короткая

Дети составляют букву «А»

Сжимаем и разжимаем кулак.

Загибаем пальцы, начиная с большого.

Машем пальцами

Стучим пальцами по столу.

Дети выполняют задание.

 Максим читает, что.

Дети выходят из-за столов и встают на ковер.

.

Вопросы

Положительная оценка

Вопросы

Положительная оценка

3 часть – заключительная

Цель: Подвести общий итог НОД, провести плавный переход деятельности детей.

- Скажите, пожалуйста, с каким звуком и буквой мы с вами сегодня познакомились? (ответы детей полным ответом)

- Что вы сегодня для себя узнали нового?

- Вы хотели бы дальше продолжать знакомиться со звуками и буквами?

- А скажите, пожалуйста, можем мы теперь рассказать Маше и ее друзьям о звуке [а] и букве «А»?

- Вы знаете, вы хорошо сегодня занимались (отметить, кто именно) (отметить и тех, кто не очень хорошо занимался) У меня для вас есть подарок - игра. После сна мы познакомимся с правилами и поиграем, сходим в старшую группу и расскажем ребятам о звуке и букве, с которой сегодня познакомились.  

Мы познакомились со звуком  [а] и буквой «А»

Когда произносим звук [а],  то рот широко открыт.

Буква «А» состоит из трех элементов. Мы научились писать букву «А»

Дети отвечают.

Ответ детей.

Положительная оценка

Вносится новая настольно-печатная игра.

Включается музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД с детьми подготовительной группы образовательная область «Здоровье», "Познание" ( для родителей) Тема: «Сохрани свое здоровье сам»

·        дать четкие представления о духовно-нравственных основах здоровья;·        учить детей самостоятельно следить за своим зд...

Конспект НООД "Голубь мира" (подготовительная к школе группа)

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности "Голубь мира" (подготовительная к школе группа)...

Конспект занятия по обучению грамоте(подготовительная логопедическая группа). Дифференциация звуков Р-Л . Путешествие в сказку- Золушка".

В процессе занятия дети  учатся дифференцировать  звуки Р-Л в слогах,в словах,в предложениях. Учатся образовывать сложные слова, Развивают фонематический слух,звуковой анализ и синтез....

Методическая разработка. Конспект по обучению грамоте.Занимательная азбука. «Знакомство со звуком и буквой К»

Цели: Цель: познакомить со звуком и буквой К и научить детей правильно произносить детей звук К.Задачи:·         познакомить со звуком и буквой К·...

конспект по обучению грамоте подготовительная группа Звуки г, гь и буква Г

конспект по обучению грамоте  подготовительная группа...