Конспект НООД "Знакомство с буквой"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

"Знакомство с буквой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Знакомство с буквой"37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Буква Т

Цель: знакомство с буквой Т.

Задачи: развивать зрительное и тактильное восприятие, фонематический анализ и синтез, оптико-пространственные представления, мелкую моторику, логическое мышление;продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- С какой последней согласной буквой мы познакомились? (К- клюв.)

II. Основная часть занятия.

1. Игра «Узнай букву».

Узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве.

2. Игра «Доскажи словечко».

По небесам оравою

Бредут мешки дырявые,

И бывает иногда:

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше

От дырявой… (тучи).

Почему-то не до игр,

Если рядом бродит… (тигр).

Она бывает глубока,

Она бывает мелка.

Однако это не река.

Зовут её… (тарелка).

Быть должны всегда в порядке

Твои школьные… (тетрадки).

   - Повторите слова, которые мы добавили. (Тучи, тарелка, тигр, тетрадки.) С каких звуков начинаются эти слова? (Т),(Т). Какие слова начинаются со звука (Т) ? (Тучи, тарелка.) Какие слова начинаются со звука(Т)? (Тигр, тетрадки.)

3. Пальчиковая гимнастика (см. Приложение 1).

- Посмотрите, как можно пальчиками показать трубу. Давайте вместе сделаем упражнение «Труба».С какого звука начинается слово труба? (Т)

4. Характеристика звука.

- Поднесите руку ко рту и произнесите звуки (т),(т). Как выходит воздух?  (Толкается, несвободно.) Что является преградой воздуху? (Язык.) Если воздуху что-то мешает, значит это какой звук гласный или согласный? (Согласный.) Положите руку на горлышко, произнесите (т),(т). (Горло не дрожит.) Значит, голоса нет. Звуки (т), (т) – глухие.

5. Знакомство с темой занятия.

- На письме звуки (т) и (т) обозначают буквой Т. Посмотрите, на что похожа буква Т? (На топорик.) Про букву Т есть двустишие, послушайте его:

   Т- топорик у туриста,

   По горе идет он быстро.

- А теперь давайте повторим его вместе ( повторяют 3 раза).

6. Анализ буквы.

- Посмотрите, из каких элементов состоит буква Т. (Из палочек.) Сколько их? (2.)

7. Конструирование и реконструирование буквы.

- Ребята, давайте слепим букву Т из синего пластилина? (Т- согласна буква.) Сколько палочек в вашей букве? (Две.)

- Если добавить ещё одну палочку, в какую согласную букву может превратится буква Т? (В буквы Н. К.) Слепите эти буквы.

8. Ощупывание объёмной буквы.

- Возьмите в руки плсастмассовую букву Т и ощупайте её, закройте глазки м запомните на ощупь, какая она.

9. Нахождение буквы в печатном тексте.

- Возьмите приготовленные тексты. Найдите все буквы Т и обведите их.

10. Физминутка « Дворни».                

Подметаю я свой двор,                        (Движения метлой.)                          

Собираю в кучу сор.                            (Движения руками.)

Понемножку, понемножку

Всю я вычищу дорожку.                     (На корточках щипать траву.)

Будут все меня хвалить,                      (Широкий жест руками.)

« Молодец!» мне говорить.                 (Гладить себя по голове.)

11. Зарисовка в тетради буквы и картинки-образа.

- Откройте тетради, зарисуйте букву Т и её образ. Буква Т может обозначать твердый и мягкий звуки. Произнесите звуки (т), (т). Посмотрите на картинке и скажите, в каких словах звук (т) звучит твердо, в каких – мягко. (Торт, танк, трамвай – (т); тюлень, телефон, телевизор – (т).

        Нарисуйте под буквой два кружка: синий и зеленый.Синий показывает нам, что (т) бывает твердым, а зеленый – мягким. Положите руку на горло и произнесите звуки (т), (т). (Горло не дрожит.) Значит, голоса нет. Нарисуйте под буквой звоночек и зачеркните его – это обозначает, что звук глухой.

12. Игра «Поймай звук».

- Я буду говорить слова, а вы закроете глаза и будите внимательно их слушать. Если вы услышите их (т), хлопните в ладоши (тапочки, кот, компот, слон, туфли, молоток, бегемот, апельсин, топор, пальто, кот, курица, трос, автобус, сметана). Если вы услышите звук (т), топните ногой ( тигр, Катя, плавать, роза, тепло, котёнок, щипать, мыло, тюльпан, Витя, крякать, сор, тюлень,  телёнок, мурлыкать).

13. Работа со слоговой таблицей.

«Читаем на букву» - чтение строчки на букву Н (С, К, Т), чтение по порядку столбиков с пройденными гласными.

«Найди такой же слог».

14. Чтение слов.

Кот, котик, кто, окуни, Никита, как, окно, сук, сок, сон, сын, сынок, носок, носи.

III. Итог.

- С какой буквой мы сегодня познакомились? На что она похожа? Кто запомнил двустишие про букву Т? Давайте его повторим вместе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Конспект НОД "Поссорились буквы Ш и Ж"

конспект  по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...

конспект занятия "Путешествие буквы Р и капитана Рыка"

Занятие рассчитано на детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Проводится с использованием интерактивных технологий Мимио....

Конспект "Знакомство с буквой Ц"

Конспект для проведения занятия по теме "Знакомство с буквой Ц"...