Конспект НООД в подготовительной группе по обучению грамоте "Звук (й) и буква Йй"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Зеленцова Светлана Алексеевна

Конспект НООД по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук (й) и буква Йй"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

                                                                            в подготовительной группе МБДОУ «Детский сад № 5»

ФИО педагога –

  • Зеленцова Светлана Алексеевна.

Возрастная группа воспитанников –

  • подготовительная группа общеразвивающей направленности.

Наименование образовательной организации –

  • Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение города Шарьи «Детский сад № 5»

Тема непосредственно организованной образовательной деятельности –

  • «Звук (й) и буква Йй»

Программные задачи –

  • Формировать навыки звукового анализа.
  • Закрепить навыки различения и правильного произношения звука «й»
  • Развивать фонематический слух, память, логическое мышление и внимание.
  • Познакомить детей с буквой «Йй»
  • Воспитывать уважительное отношение к высказываниям товарищей.

Интегрируемые образовательные области –

  • «Познавательное развитие»
  • «Речевое развитие»
  • «Физическое развитие»
  • «Социально-коммуникативное развитие»

Материал и оборудование –

  • Иллюстрации с различными предметами со звуком (й), презентация «Звук (й) и буква Йй», ноутбук, волшебная палочка, буква «Й» разного шрифта, указка, схема звуков, мяч, карточки с заданиями, счетные палочки, зеркала по количеству детей.

Методы и приемы -

  • Наглядные, словесные, практические, создание игровой ситуации.

Планируемый результат –

  • В результате работы дети должны иметь навыки звукового анализа, правильного произношения звука (й), различать букву «Й» от других пройденных букв.

Предварительная деятельность с воспитанниками –

  • Дидактическая игра «Один-много», игра «Сломанный телевизор»

Части НООД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы

поддержки

детской

инициативы

1 часть – вводная

Цель: Заинтересовать детей на предстоящую деятельность.

- Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

- А как ещё можно поздороваться?

- Какое у вас сейчас настроение? Почему вы так решили?

 - Давайте мы начнем занятие с нашего приветствия:

Вот и мы, и ты и я.

Мы - одна семья.

Улыбнись тому, кто слева.

Улыбнись тому, кто справа.

Мы - одна семья!

- Вы знаете. Я сегодня, когда пришла утром на работу, то ко мне подошла девочка из старшей группы, Юля. Она рассказала мне о том, что они начали знакомиться со звуками и буквами. Ей очень интересно узнать о звуке (й) и букве «Й»

- Чем мы можем ей помочь?

- Я предлагаю нам с вами отправиться в путешествие для новых знаний. Вы согласны? Но для этого нужно превратиться в путешественников. Повторяйте все за мной:

Вправо, влево повернись,

В путешественников превратись!

Дети стоят в кругу вокруг воспитателя.

Дети здороваются.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети выполняют.

Дети высказывают свои предположения. (самим больше узнать об этом звуке и букве)

Волшебная палочка.

2 часть – основная

Цель: Формировать навыки звукового анализа.

Закрепить навыки различения и правильного произношения звука «й»

Развивать фонематический слух, память, логическое мышление и внимание.

Познакомить детей с буквой «Йй»

Воспитывать уважительное отношение к высказываниям товарищей.

- Мы с вами оказались на планете Знаний. Первая наша станция «Любознай-ка» 

Я предлагаю вам повторить цепочку слов, у кого мяч окажется, тот и повторяет. Вы согласны?

каравай—край—улей,

двойка—воробей—лейка,

линейка—попугай—стройка,

герой—змей—трамвай,

попугай—балалайка—скамейка,

зайка—майка—сарай, копейка—клей—чайка,

скамейка—стройка—тройка.

- Подскажите, пожалуйста, о каком звуке сегодня пойдет речь. Правильно, о звуке й. А вам будет интересно узнать об этом звуке побольше? Тогда я предлагаю вам взять зеркала и понаблюдать, что же будет происходить.

- При произнесении этого звука губы растянуты в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Голосовые связки вибрируют. Воздушная струя выходит толчкообразно.

- Раз, два, три,

Зеркала все убери.

- А теперь я предлагаю провести небольшую речевую зарядку.

Ой-ой-ой — дядя наш герой.

Ай-ай-ай — испекли мы каравай.

Ей-ей-ей — на ветке воробей.

- А вот и следующая наша станция «Отгадай-ка»

- Подскажите мне, пожалуйста, звук (й) гласный или согласный?

- А почему вы решили, что он согласный? (Мы его пропеть не можем)

- Звук (й) согласный, звонкий и всегда мягкий.

-Молодцы. А каким цветом определяют звук (й) и почему?

-Посмотрите, на доске вывешены картинки. Я предлагаю вам внимательно посмотреть и сказать, в названии каких картинок есть звук (й)

- Назовите слова, в которых звук (й) стоит в начале слова?

- Назовите слова, в которых звук (й) стоит в середине слова?

- Назовите слова, в которых звук (й) стоит в конце слова?

Педагог вместе с детьми произносит и разбирает каждое слово (чайник, воробьи, трамвай, лейка, яйцо, кофейник, скамейка, чайка, караваи, соловей, майка, клей, сарай)

- Подскажите, пожалуйста, как можно изменить слова воробьи, караваи, чтобы в них слышался звук (й)?

- Правильно, поставить в единственное число – воробей, каравай.

- Следующая станция «Играй-ка»

- Вам я предлагаю сейчас поиграть в очень интересную игру. Вы согласны?

- Помогите мне, пожалуйста, подобрать к словам, изображенным на картинках слова мой, моя, моё, мои. Это ребята местоимения (место имени)

(мой чайник, моя лейка, мои майки, моё яйцо и т.п.)

- Я предлагаю вам присесть за столы. Не забывайте – ноги стоят плотно на полу, спины прямые, глаза смотрят вперед, руки на столе.

- Вот и следующая наша станция «Буквенная» 

Гимнастика для глаз.  

- Посмотрите вдаль. Повращайте глазами по кругу, в левую сторону, в правую, по диагонали, вверх, вниз. Молодцы!

Мы с вами уже знаем, что каждому звуку соответствует буква. Вот она какая.

- Букву «Й» зовут «И кратким»

«Й» почти как «И» в тетрадке.

Чтобы «Й» не спутать с «И»-

Сверху палочку пиши.

- Из каких элементов состоит эта буква?

- Посмотрите, пожалуйста, на магнитную доску на ней изображение буквы «Йй» - это символ звука (й) Буква «Йй» живет по адресу: пятый этаж, квартира № 5. Варя, посели, пожалуйста, букву «Йй» в буквенный дом.

- Давайте посмотрим еще раз на букву «Йй»

- Я предлагаю вам в воздухе прорисовать букву «Й»

- А теперь я предлагаю из счетных палочек выложить букву «Й» Две палочки вертикально, на расстоянии друг от друга. А третья – слева направо по диагонали. Не забудьте поставить галочку вверху. Если вам нужна моя помощь – поднимите руку.

- А теперь давайте немного отвлечемся и поиграем с нашими пальцами.

- Мы делили апельсин.                 Сжимаем и разжимаем кулак.

Много нас, а он один.                  

Эта долька для ежа.                      Загибаем пальцы, начиная с большого.

Эта долька для стрижа.

Эта долька для утят.

Эта долька для котят.

Эта долька для бобра.

А для волка кожура.                      Машем пальцами.

Он сердит на нас – беда.

Разбегайтесь кто куда!                  Стучим пальцами по столу.

- Ну, что, продолжим? У вас у каждого есть на столах листы с заданиями. И первое задание будет таким. Вам нужно вместо точек написать букву «Й»

- Теперь кто справился может подчеркнуть внизу букву й в словах. Где она присутствует.

- И самое сложное задание: найти место буквы й в каждом слове. Если буква й находится вначале слова – предлагаю раскрасить этот квадрат зеленым цветом, если в середине слова, то второй, а если в конце слова- третий.

- Кто справился первым, напишет на доске. А вы проверьте, правильно ли написали.

- Пожалуйста, кто справился – помогите соседу по столу.

- Молодцы! Вот и закончилось наше путешествие. Положите аккуратно все на край стола, задвиньте аккуратно стулья и подойдите, пожалуйста ко мне. 

- Вправо, влево повернись.  

В группе очутись!

- Вот мы и вернулись обратно в нашу группу.

Дети стоят в кругу и повторяют.

Дети отвечают.

Дети отвечают.

Дети берут зеркала и произносят звук.

Дети проговаривают.

Дети убирают зеркала.

Дети повторяют.

Дети подходят к магнитной доске.

Дети отвечают полным ответом.

Зеленым, так как он мягкий.

Дети по очереди подходят и определяют место звука в слове.

Опрос детей.

Ответ детей.

Дети берут сами атрибуты и подбирают местоимения.

Дети рассматривают на слайдах букву Й.

Ответы детей.

Варя заселяет букву Й  в домик.

Дети выполняют.

Дети выкладывают самостоятельно.

Дети выходят из-за столов и встают на ковер.

Мяч большой рзиновый.

Иллюстрации  

на магнитной доске.

Стол с зеркалами на каждого ребенка.

На магнитной доске схемы «Место звука в слове», картинки по теме.

Атрибуты: лапти, яйцо, чайник, лейка.

Изображения с буквой «й» в разных вариациях.

Выкладываются счетные палочки.

На столах задания.

Цветные карандаши.

Вносится волшебная палочка.

3 часть – заключительная

Цель: Подвести общий итог НОД, провести плавный переход деятельности детей.

- Скажите, пожалуйста, с каким звуком и буквой мы с вами сегодня познакомились? (ответы детей полным ответом)

- Что вы сегодня для себя узнали нового?

-  Продолжите, пожалуйста, предложения:

  • Я знаю ...
  • Я запомнил ...
  • Я могу ...

- Вы хотели бы дальше продолжать знакомиться со звуками и буквами?

- А скажите, пожалуйста, можем мы теперь рассказать Юле и ее друзьям о звуке (й) и букве «Йй»?

- Вы знаете, вы хорошо сегодня занимались (отметить кто именно) (отметить и тех, кто не очень хорошо занимался) У меня для вас есть подарок - игра. После сна мы познакомимся с правилами и поиграем, сходим в старшую группу и расскажем ребятам о звуке и букве, с которой сегодня познакомились.  А сейчас мы с вами попрощаемся с нашими гостями, а сами немного потанцуем.

- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Если весело живется…»

Мы познакомились со звуком (й) и буквой «Йй»

Когда произносим звук (й), то губы вытягиваются в улыбке. Он согласный, мягкий, звонкий.

Буква «Й» состоит из трех элементов. Мы научились писать букву «Й»

Дети отвечают.

Ответ детей.

Дети прощаются с гостями.

Вносится новая настольно-печатная игра.

Включается музыка.

                                             

                                             

                                             

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/574080/img3.jpg

https://znanio.ru/static/files/cache/53/f1/53f16e005b0d5d8d5f24151da4b0ec36.jpg

https://arhivurokov.ru/multiurok/e/4/6/e4696810399b9b170323412b72fac2208c35d2f3/img2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте по теме: «Звук и буква З» (закрепление)

Цель:закрепление звука [З] и буквы З в форме игры – соревнования по командамЗадачи: учить подбирать слова с определенным звуком, закреплять умениеопределять место звука в слове, давать характерис...

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: "Волшебница буква"

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Волшебница буква"Данный материал предназначен для закрепления знаний детей по основам первоначальной грамоты.Задачи:Образовательные...

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [c] Знакомство с буквой С»

Занятие направлено на закрепление правильного произношения звука [с] в речи, на продолжение обучения детей подготовительной группы правильно определять наличие/отсутствие этого звука в словах, соверше...

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [г]. Знакомство с буквой Г»

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте. Знакомство с буквой "Г", звук "Г"...

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [г]. Знакомство с буквой Г»

Закреплять правильное произношение звука г в речи, продолжатьучить определять наличие или отсутствие этого звука в словах, развивать связную речь....

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте "Знакомство с буквой "Л""

Тема:   «Знакомство с буквой Л»Цель: познакомить с буквой Л.Задачи:Образовательные:- научить детей правильно произносить звук [Л], (ЛЬ)  в различных формах речевой деятельно...

Конспект НООД в подготовительной группе "Буква Л и звуки Л-Ль"

Цель: Закрепить навык правильного произношения звуков Л, Л’. Познакомить с буквой Л.Программное содержание:Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грам...