"Веселая азбука"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Байдуллина Ирина Александровна

Мастер клас для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_vospitateley_-_veselaya_azbuka.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  «Веселая азбука»

для воспитателей подготовительной группы

Задачи:

- сформировать у воспитателей представление о методах и приёмах работы с детьми по обучению грамоте;

-научить воспитателей применять данные методы и приёмы в работе с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях;

- расширить представление воспитателей об играх, которые существуют с буквами.

Вступительное слово воспитателя.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Начать свой мастер-класс на тему: «Веселая азбука» хочу словами русской пословицы «АЗБУКА – К МУДРОСТИ СТУПЕНЬКА»

Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения.

Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть взрослые, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом.

Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Формирование навыка чтения необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этим умением. Это отчасти происходит из – за того, что дети плохо запоминают зрительный образ буквы, путают похожие по написанию буквы, пишут их зеркально. Это приводит к низкой эффективности чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Для того, чтобы ребёнок прочно усвоил буквы, можно организовать с детьми соответствующие игры и упражнения.

Сейчас давайте  поиграем в  разнообразные игры и упражнения на запоминания букв.

1. ИГРА «ВЫЛОЖИ БУКВУ»
Цель: развивать пространственные представления, воображение, зрительную память, внимание, совершенствовать мелкую моторику
Оборудование: счетные палочки, проволока, пуговицы, шнуровка, камешки-марблс
Ход игры если мы знакомим детей с буквой- необходимо сначала  внимательно ее  рассмотреть, затем педагог просит выложить увиденную букву из предложенного материала, соблюдая при этом правильное расположение всех ее элементов. На втором этапе дети выкладывают букву самостоятельно по памяти.

2.ИГРА «УГАДАЙ НА ОЩУПЬ»

Цель: учить тактильно узнавать буквы, развитие мелкой моторики рук

Оборудование: деревянные буквы, коробка с отверстиями, мешочки

Ход игры: дети, не глядя в мешочек (коробку) засовывают руку и на ощупь определяют букву, спрятанную в мешочке (коробке), тем самым развивая мелкую моторику рук, тактильное ощущение и воображение

3.ИГРА «ДОРИСУЙ БУКВУ»

 Напишите на листе бумаги только элементы букв. Попросите ребенка угадать, какие буквы вы хотели написать? Предложите дописать недостающие элементы, чтобы получилась буква. Игра развивает воображение, поможет предупредить ошибки при написании букв

Спасибо, коллеги, присаживайтесь!

4.ИГРА « ЗАШТРИХОВАТЬ БУКВУ»

Развитие мелкой моторики, координации движения рук, зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти, мышления, развития речи.

Ход: следует заштриховывать букву по образцу, не выходя за контуры. 

(когда знакомим детей с штриховкой-показываем стрелочкой направление штриховки. На втором этапе взрослый задаёт направление штриховки. Например, с левого нижнего края к правому верхнему. Тем самым развиваем ориентировку в пространстве.)

5.ИГРА «НАЙДИ И ПОДЧЕРКНИ»

Для этой игры потребуется любые буквы с крупным шрифтом. Предложите ребенку, внимательно просматривая буквы, находить и подчеркивать нужную букву. Не забывайте спрашивать, какую букву он ищет? Букву можно обводить в кружок или зачеркивать и др. Задание полезно на всех этапах обучения (даже для читающих детей, так как тренирует еще и внимательность)

6.ИГРА «ВЫЛЕПИ БУКВУ»

Использование техники лепки из пластилина позволяет создать яркий образ буквы, стимулировать работу зрительного анализатора. Проводя пальцами ведущей руки по вылепленной букве, мы развиваем тактильные ощущения и мелкую моторику рук. Совместная и поочередная работа рук, обводящих контур вылепленной буквы, способствует развитию межполушарных связей. Мягкая структура пластилина оказывает расслабляющий эффект, что создает позитивный фон для коррекционной работы. Умение конструировать и реконструировать букву из пластилина, определять сходство и различие между графически сходными буквами развивает у детей мыслительные процессы, внимание и пространственные представления

 

Для следующей игры приглашаются трое желающих.

7.ИГРА «СОБЕРИ БУКВУ»

Игра по принципу разрезных картинок. Игра способствует не только запоминанию букв, но и развитию наглядно-действенного мышления, поможет предупредить ошибки в написании букв (зеркальное написание, написание «вверх ногами» и др.)

 Для этой игры необходимо подготовить карточки с буквами, разрезать их на две, на четыре, на шесть, на восемь частей. Разрезка должна быть от самой простой до самой сложной. Чтобы детали букв не путать, лучше их изготовить разного цвета. Не забывайте спрашивать и называть, какая получилась буква!

8.ИГРА «КАКИЕ БУКВЫ СПРЯТАЛИСЬ?

Предложите ребенку угадать, какие буквы спрятались в этих картинках. Задания лучше нарисовать на отдельных листах. Если ребенок не может узнать какую-либо букву, обведите ее тупым концом карандаша, это поможет ему выделить букву на общем фоне.

Задание развивает зрительное восприятие

10.ИГРА «ТЕЛО-БУКВА»

оригинальный способ запоминания букв. Ребенок изображает букву с помощью всего тела. Можно загадывать такие “Тело-загадки”, а дети отгадывают, какая это буква. Затем можно поменяться ролями, ребенок будет загадывать. а вы отгадывать.

Подобные упражнения можно выполнять при помощи рук и пальцев

Заключение

Теперь давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи. Если информация была для вас полезна, то, пожалуйста, похлопайте в ладоши, а если нет, то потопайте ногами.

Хочу раздать вам памятки « Как помочь ребёнку запомнить буквы». Надеюсь информация будет для вас интересна.

Воспитателям раздаются памятки по теме:

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ЗАПОМНИТЬ БУКВЫ

Со старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) на специальных занятиях мы начинаем обучать детей звуковому анализу слов, формируем у детей фонематические процессы. Дети учатся на слух определять наличие определённого звука в слове (хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук С, учатся подбирать слова с заданным звуком, определять последовательность и количество звуков в слове (назови первый звук, второй, третий…; сколько всего звуков в слове).

Знакомя детей со звуками, мы учим их запоминать и буквы, которыми эти звуки обозначаются, учим складывать буквы в слоги и слова, осмысленно их читать.

Многолетний опыт работы по обучению дошкольников грамоте показывает, что некоторые дети с большим трудом запоминают буквы. Даже овладев элементарным звуковым анализом, умея выделять звук из состава слова, устанавливать порядок звуков в слове, эти дети не могут запомнить образ буквы, что мешает им овладевать навыками чтения.

Для того, чтобы помочь детям быстрее запомнить буквы и избежать трудностей в овладении чтением, предлагаем воспитателям использовать разнообразные игровые упражнения:

1. Обвести букву пальчиком. Буква должна быть довольно крупного размера. Обязательно спросить: какую букву обвели пальчиком?

2. Вырезать букву по контуру. Спросить: какую букву вырезали по контуру?

3. Обвести карандашом букву по точкам. Спросить: какую букву обвели по точкам?

4. Заштриховать букву.

5. Дорисовать элементы буквы так, чтобы получилась целая буква.

6. Написать букву в большой и маленькой клеточках.

7. Выложить букву из палочек, полосок бумаги, верёвочек, проволоки и других материалов.

8. Вылепить букву из пластилина, глины, теста.

9. Найти букву в текстах, назвать и подчеркнуть её.

10. Найти заданную букву среди других букв, обвести её в кружок.

11. Найти и обвести только правильно написанные буквы. Это упражнение хорошо проводить для запоминания начертания несимметричных букв, которые дети часто пишут зеркально: З, С, Г, Я, У, Р и др.

12. Выучить стихотворение про букву, выучить стихотворение, насыщенное словами с изучаемыми звуком и буквой.

После запоминания нескольких букв полезно провести игровые упражнения для различения букв и для закрепления связи звука с буквой. Например, ребёнок запомнил гласные звуки и буквы А, О, У, Ы, Э, И. Эти буквы, вырезанные ребёнком, лежат перед ним на столе.

1. Взрослый называет поочерёдно звуки А, О, У, Ы, Э, И и показывает соответствующие буквы на листе бумаги или на мониторе компьютера. Ребёнок ищет у себя соответствующую букву, показывает и называет её.

2. Взрослый молча показывает буквы, ребёнок их называет.

3. Взрослый называет звуки, не показывая соответствующие буквы. Ребёнок показывает буквы.

4. Взрослый выставляет перед ребёнком буквы, затем поочерёдно убирает их, а ребёнок называет, какую букву убрали.

Надеемся, что эти, а может быть, и придуманные вами игровые упражнения помогут вашим детям лучше запомнить буквы, легко и весело научиться читать. Успехов вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Веселая азбука" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

К моменту начала школьного обучения дети с ОВЗ, как правило, не приобретают тех знаний, умений и навыков, которыми самостоятельно овладевают их нормально развивающиеся сверстники. Без специального обу...

Кружковая работа "Веселая азбука"

Кружковая работа по обучению грамоте...

Дидактические игры "Веселая азбука"

Изучаем буквы весело, с интересом и разнообразно....

План-конспект занятия по тестопластике в подготовительной группе на тему "Веселая азбука"

Данный конспект занятия разработан для того, чтобы -учить детей работать с соленым тестом, применяя технику «жгутики»;- развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, мелкую моторик...