работа над звуковым анализом слова с использованием игрового, речевого и занимательного материала
консультация по обучению грамоте (старшая группа)

Алексанкина Елена Викторовна

Предварительный просмотр:

Речь является  не только средством общения людей, но и объектом осознания и изучения. По отношению к младшим дошкольникам Л.С. Выготский говорил: «Первоначально мы встречаем у ребенка неосознанность словесных форм и словесных значений. Слово и его звуковое строение воспринимаются ребенком как часть вещи или как ее свойство, неотделимое от других свойств». Поэтому важной задачей является научить ребенка не только слышать и правильно произносить слова и звуки, но и уметь анализировать звуковой состав слова. В практике речевого общения ребенок не испытывает необходимости в этом, он может легко общаться с другими, его речь понятна окружающим и он сам хорошо понимает речь других. Сложности возникают в процессе обучения грамоте. Ребенок не знает, что слово состоит из звуков, которые в свою очередь, связаны с буквами. Именно поэтому,  умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, является важнейшей предпосылкой для правильного овладения грамотой. Отсюда ясно, насколько важно своевременно начать работу по ознакомлению детей со звуковым составом слова.  В результате систематической работы по этому направлению слово перестанет быть для ребенка только отражением предмета, но и получит значение само по себе. Звуковая оболочка слова перестанет быть незаметной, ребенок будет иметь четкое представление о звуковом составе языка, сможет анализировать звуковой состав слова, что непременно облегчит и без того трудный процесс овладения грамотой.

Для реализации этой задачи необходимым условием в   работе является создание развивающей среды. Без игр, игровых упражнений, занимательного материала невозможно поддерживать интерес детей к данной теме, в доступной форме объяснить материал. Также нужно использовать большое количество наглядного материала, который служит не только для работы по подгруппам, но и для индивидуального пользования, при чем использовать не только иллюстративный материал, но и различные игрушки, предметы.

Начиная работу над звуковым анализом слова,  необходимо реализовать следующие задачи:

  1. учить детей вычленять и узнавать звуки;
  2. отработать чистое произношение звуков;
  3. познакомить детей со звучащим словом;
  4. учить сравнивать слова по звучанию;
  5. познакомить детей с протяженностью слова;
  6. учить  детей  интонационно  выделять звук  в слове;
  7. учить детей подбирать слова с заданным звуком;
  8. учить определять первый звук в слове;
  9. учить различать твердые и мягкие согласные звуки;
  10. развивать артикуляторный аппарат детей;
  11.  развивать  речевое дыхание.

Для реализации поставленных задач работу над звуковым анализом слова можно разделить на несколько этапов.

   Первый этап начинается с развития слухового внимания, которое имеет тесную взаимосвязь с фонематическим слухом. Внимание детей   направлено к звукам окружающего мира.  Для этого в своей работе  можно использовать различные предметы: деревянные, стеклянные, металлические. И вместе с детьми  послушать, как они звучат. После этого  предметы «прячутся» и дети должны   узнавать звучащие предметы, не видя их. У некоторых детей могут возникнуть сложности, т.к. они не видят предмет. Решить эту задачу можно  с помощью различных  игр, например «Угадай, чей голосок», «Кто сказал?», «Нагружаем машину». После освоения этих предметов,  осуществляется переход к музыкальным инструментам, где проводится аналогичная работа. Также можно знакомить детей и с окружающими   звуками (как поют птички, капает вода). Чтобы дети научились вслушиваться в окружающие  звуки,  используются различные игровые приемы: «Послушай водичку», «Где звучит голос?» и др.        

После того, как  освоен этот этап, осуществляется переход к следующему – звукоподражание. На этом этапе работать   не сложно, т.к. звукоподражание животным, персонажам сказок знакомо детям. Еще маленьким им говорили: «Как кричит петушок? Киска?». Ребята охотно включаются в звукоподражательные упражнения. При этом    обращать внимание детей сначала на то, как произносятся гласные звуки  (а, о, у, э, ы, и), а после их освоения, и некоторые согласные (м-мь, п-пь, б-бь, т-ть).  

При работе на данном этапе   уделяется внимание  развитию фонематического слуха. Ведь ребенок будет правильно произносить звуки только в том случае, если он хорошо слышит, может различать звуки на слух и стараться откорректировать свои звуки по услышанному. Для этого  используются различные игры:  «У кого такая картинка», «Кто позвал» и др.

Для закрепления правильного произношения звуков  можно предложить детям различные игры на подражания крику животных: «Кто кричит?», «Птицеферма», «Зоопарк», «Теремок» и др. В игровой деятельности  подобные упражнения хорошо использовать при разыгрывании сказочных ситуаций, а также использовать  театрализованную деятельность. В процессе театрализации решалась не только задача закрепления правильного произношения звуков, но и обучение детей интонационной выразительности, подражательности. Также вместе с детьми   разучиваются стишки, потешки, чистоговорки, что способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи.

Неотъемлемое звено в работе над правильным произношением – это движения артикуляторного аппарата. Для этого   есть специальная артикуляторная гимнастика, которая проводится в виде игровых упражнений.

Качество речи неизменно связано с речевым дыханием. Поэтому и на занятиях, и в свободное время проводится работу по формированию правильного речевого дыхания. Для этого   используют различные игры  и специальные упражнения. Чтобы детям было интересно,   берут различные игрушки – вертушки, дудочки и др;  специальные пособия для проведения игр, таких как «Забей мяч в ворота», «Сдуй жука». Для развития продолжительного, плавного выдоха детям предлагается произнесение речевого материала на одном выдохе с его постепенным увеличением. Это такие игровые приемы: «Скажи, как…» (девочка плачет  (а-а-а), «Протяни ниточку», «Нарисуй дорожку».

На пятом году жизни мы знакомим детей с понятиями «звук» и «слово», дети узнают, что слова могут быть похожими и разными, их можно сравнить по звучанию, по протяженности, можно делить на части (слоги). Они учатся интонационно выделять звуки, различать их акустически, подбирать слова с заданным звуком. Естественно для успешной работы по решению этих задач, необходимо   внести изменения в развивающую среду, подобрать такие игры, занимательный материал, который будет способствовать усвоению нового материала в доступной, интересной форме. Планируя игры и упражнения,  учитываются возможности детей, поэтому многие игры имеют различные степени сложности. Кроме того, многие игры – многоцелевые. Можно неоднократно возвращаться к ним, как при изучении нового материала, так и при закреплении пройденного.  Сюда можно отнести игры: «Кто в домике живет?», «Собери ромашку», «Чудо-дерево», «Поезд». С помощью данных игр дети учатся определять количество слогов в слове, дифференцировать звуки, определять первый звук в слове. Также в своей работе нужно широко использовать речевой материал: стихи, скороговорки, чистоговорки, загадки и др. Этот материал служит не только для закрепления правильного звукопроизношения, но и помогает детям размышлять над звуковым, смысловым содержанием слова. Дети учатся различать фонемы на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой.

 Чтобы дети быстрее поняли, что же такое СЛОВО можно  применять различные игры («Магазин», «Зоопарк», «Детский мир»).  При знакомстве детей со звучащим словом,   постараться идентифицировать его с определенным образом предмета, явления, признака и т.п. При сравнении слов по звучанию, можно провести с детьми игру с мячом «Назови пару» или «Найди пару».

После того, как дети освоили, что существует огромное количество слов, сравнили их по звучанию,   проводится  работа по следующему этапу – знакомство детей с протяженностью слов. На данном этапе главной задачей   познакомить детей с тем, что есть короткие и есть длинные слова, т.е. дети получают представление еще об одной речевой единице – о слоге. Для этого использовались «Звуковые часы», на которых  можно показать, что это значит. Также  предложить детям прохлопывать слова по  слогам. По количеству хлопков дети стали понимать, что одно слово длинное, другое – короткое. Но все равно у некоторых детей могут возникнуть сложности. Поэтому  в свободное время  можно поиграть с ними в игру «Построй пирамиду», использовала игровые упражнения «Прохлопай слово» и др.   А также я стала использовать в качестве заместителей мелкие игрушки, чтобы дети могли наглядно видеть – много или мало слогов, короткое слово или длинное.

Следующий этап – интонационное выделение голосом согласных звуков и умение подбирать слова с заданным звуком. На этом этапе акцентируется внимание детей на самом звуке (выделить согласный звук без призвука гласного). Для выделения  звука в словах   есть различные стихотворения с часто повторяющимся заданным звуком (см. приложение 1). Чтобы детям было легче придумывать слова с заданным звуком, можно сделать подбор картинок – подсказок. Если ребенок затрудняется в подборе слов, то используются картинки – подсказки. Ребенок называет слово, интонационно выделяя нужный звук. После этого   повторить все слова, при этом делая ударение на заданном звуке в каждом слове. Таким образом, у ребят складывается обобщенный способ выделения звука в слове, позволяющий вычленить звук любой качественной характеристики.

Параллельно  проводится работа по дифференциации на слух твердых и мягких согласных звуков. При этом дети различают пары звуков, не называя их твердыми или мягкими, а используются термины «старший» и «младший» братцы. Также при их дифференциации, я использую различные сравнения, например «с - большой мяч, сь – маленький мяч, з – песенка большого комара, зь – маленького комарика». Так как дети научились сравнивать слова по звучанию, то им не трудно будет установить, где звучит «старший» братец, а где – «младший».

  С помощью способа интонационного выделения звука в слове, дети легко определяют первый звук. Это и есть начало звукового анализа слова, т.е. определение последовательности звуков. При помощи «Звуковых часов»   демонстрируют  детям линейность слова. Для этого используют простые слова, звукоподражания: ау – уа. Сравнив слова,  объясняют детям, что они состоят из одних и тех же звуков, но с разным порядком следования.

 Демонстрация растянутого произнесения слова дает детям представление о выделении звуков как средстве звукового анализа, облегчает определение следования звуков. Для этого   используют слова, которые легко тянутся. После этого, дети сами тренируются в растянутом произнесении слов.

Проведя все эти этапы в системе,  мы научим детей слышать, произносить, отличать звуки, т.е. начнем работу над звуковым анализом слова.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игрового материала по обучению детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу слова.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение диффере...

Использование ребусов в работе по звуковому анализу слов

В небольшом методическом пособии описаны приемы работы с использованием ребусов в развитии фонематического слуха дошкольников...

Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

План работы по самообразованию Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет» 2020

План работы по самообразованию  Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»  2020...

План работы по самообразованию Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет» 2020-2021 учебный год (Подготовительная А группа) Воспитатель подготовительной «А» группы Абрахимова Р.М.

Тема:«Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»Цель: Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по данной работе....