«Особенности обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по обучению грамоте

В ходе обучения грамоте и чтению детей старшего дошкольного возраста  необходимо учитывать психолого-педагогические особенности детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста»

В обязательное содержание работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников входит:

 ознакомление детей со словом, вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

 ознакомление с предложением и его словесным составом;

 деление предложение на слова и составление из слов (2-4) предложений;

 членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;

 ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов;

  знакомство с буквами.

Главным в этой работе является формирование способности анализировать звуковой состав слов, так как процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот. Исходя из вышесказанного, перед педагогами детского сада не ставится задача обучать детей старшего дошкольного возраста чтению и письму. Эти навыки им предстоит осваивать в школе, вместе с тем, в детском саду необходимо провести тщательную работу по подготовке детей по указанным направлениям.

Ознакомление со словом. Слово представляет собой важнейшую единицу языка. При помощи слов называются все многообразные явления окружающего нас мира (предметы, их признаки, действия, состояния). Выполнять эту роль слово может потому, что оно имеет определенный смысл, значение, которое называется лексическим значением. В лексическом значении слова получают отражение сложившиеся у людей представления о существенных сторонах предметов, действий, признаков. Обучение детей старшего дошкольного возраста на этом этапе предполагает сначала закрепление умения ребенка бегло произносить слоги – это необходимое условие для понимания написанного. Начинать рекомендуется со столбиков слов с одинаковым началом (концом) для автоматизации техники чтения. Выполняется игра следующим образом:

  прочитываются слова несколько раз, ускоряя темп и меняя громкость;

 дальше следует обсуждение – что непонятно, какие общие признаки у слов в столбике;

 задание – педагог произносит прилагательное, а ребёнок подбирает слово из столбика (мягкая – подушка, яркое – солнце);

 полезно давать для чтения надписи с картинками, потому что в русском языке иногда буквы читаются не так, как пишутся, тогда зрительный образ помогает к этому адаптироваться;

 настольно-печатные игры.

В их комплект входят яркие рисунки предметов с карточками-подписями к ним. Можно просто читать или разнообразить способы игры:

 дать подписи и картинки с разницей в количестве на одну: задача заключается в том, чтобы найти лишнюю или недостающую;

 разложить предметы с подписями, дошкольнику дать минутку запомнить, затем поменять слова к рисункам местами – пусть он восстановит, как было;  пригодятся наборы букв и кубиков с ними – из них ребенок складывает слова.

Здесь идет работа над фонематическим восприятием, способностью концентрировать внимание, анализировать и синтезировать; развивая попутно мелкую моторику руки, можно лепить из пластилина буквы для слова и выкладывать его. Следует обратить внимание на то, что слова надо проговаривать четко, так, как они пишутся. Значение слова – это его содержание, звучание слова – его форма. Работа над словом начинается с уточнения термина «слово» – словами обозначаются: предметы, действия, признаки. С этой целью детям предлагают назвать предметы (игрушки), находящиеся в группе. Педагог уточняет, что у каждого предмета есть название, которое обозначено конкретным словом. Слов много и все они разные. Знания закрепляются в играх и упражнениях «Экскурсия в большой магазин», «Отгадай загадки», «Назови, что видишь на картинке», «Назови соседа», «Подскажи словечко». Педагог знакомит детей с тем, что эти слова отвечают на вопрос «кто это?» или «что это?».

При проведении упражнений «Кто что делает?», «Кто как передвигается?», «Кто как голос подает?» и т. п., детей знакомят с тем, что слова обозначают различные действия. Эти слова отвечают на вопрос «что делает?», «что делают?». Далее педагог знакомит детей со словами, которые, отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? С этой целью проводится игра «Догадайся по описанию, о каких предметах идет речь?». Детям показывают картинки с предметами, и предлагают узнать о каком предмете, говорит педагог:

– круглый, деревянный, обеденный (стол);

– колючая, лесная, пышная (ёлка);

– вкусный, хрустящий, зеленый (огурец);

– пушистая, хитрая, рыжая (лиса).

Затем детям дается задание самостоятельно назвать словом признак того или иного предмета: мяч круглый, лента длинная, узкая, красная, мороженое холодное, вкусное и т. п. Для закрепления знаний можно провести упражнение «Про что можно сказать словом: круглый (мяч, обруч, шар, поднос), круглая (тарелка, сковорода), круглое (яблоко, колесо, зеркало); Для закрепления понятий о словах целесообразно провести следующее упражнение: педагог по картинкам составляет предложения из 2-3 слов. Например, «Собака лает», «Девочка стирает», «Летит пассажирский самолет» и т. п. Дети должны назвать в этих предложениях слова, обозначающие предметы (действия, признаки). Следующий этап работы – показать детям, что все слова состоят из звуков. Многие слова звучат по-разному, но есть в нашем языке слова, похожие по звучанию: дочка – точка, мак – рак, мышка – мишка, грач – врач, будка – булка и др. Обратить внимание детей, что один звук меняет смысл слова.

Затем необходимо уточнить, что если хоть одного звука в слове не хватает, то слово звучит неправильно:

– мальчик держит в руке каранда… (ш);

– на картинке нарисован жира … (ф);

– в небе летит самоле… (т).

В зависимости от количества звуков слова бывают длинные и короткие. Проводится измерение слов руками: руки подняты на уровне груди, ладони соединены (вместе); слово медленно произносится, ладони рук при этом разводятся в стороны. Например: лев – черепаха, жук – бабочка, лук – огурец и т. п. Эти знания закрепляются в играх «Что получится?» (цель – превратить короткое слово: лис, кот, лист и др. – в длинное), «Про двух котов» (подобрать им клички, угощение, игрушки). Знакомя детей со звуковой формой слова, следует научить их определять место конкретного звука в слове. Например: в словах матрешка, лимон, дом звук [м] соответственно находится в начале, в середине и в конце слова. Можно использовать схему, которая позволит детям наглядно увидеть, где находится обозначенный звук. Для закрепления этих умений проводятся игровые упражнения «Побери предметы, необходимые кукле для умывания (для еды), в названии которых есть звук [л], [к] или «Расскажи о куклах Гале и Кате. В рассказе о Кате должны быть слова со звуком [к], в рассказе о Гале – слова со звуком [г]. Таким образом, у детей формируется представление о слове в единстве формы и содержания. Следующим этапом в работе над словом является знакомство детей с его графическим изображением. В качестве модели слова используются короткие полоски одинакового цвета. С помощью этих полосок педагог на доске или на фланелеграфе «записывает» разные слова, обращая внимание на то, что между полосками оставляются небольшие промежутки. Это позволяет выделить каждое отдельное слово. Закрепляя полученные знания, дети, работают с раздаточным материалом, самостоятельно «записывая» слова, которые предлагает педагог или слова, которые называют сами.

Ознакомление с предложением. Предложение является единицей речевого общения. Именно в предложении реализуются основные функции языка – познавательная и коммуникативная. Предложения позволяют сделать сообщение, выразить мысль, желание, чувство. Один из характерных признаков предложения – интонационная оформленность. Интонация определяется как грамматическое средство оформления предложения и выступает в качестве одного из его постоянных признаков. По цели высказывания различают следующие виды предложений: повествовательные, вопросительные, побудительные. Работа по ознакомлению детей с предложением начинается с выделения предложения из потока речи. С этой целью предлагается готовый или составляется с детьми небольшой рассказ по картине. Рассказ произносится четко, с интонационным выделением каждого предложения: «В саду растут яблони. Дети собирают урожай. Яблоки они складывают в корзины». Далее к каждому предложению ставятся вопросы: – Что я рассказала про сад? Что делают дети в саду? Куда они складывают яблоки? Затем педагог говорит, что рассказ состоит из предложений. В этом рассказе три предложения. В каждом предложении про что-то говорится. Детям предлагается послушать рассказ еще раз. Затем дети сами составляют предложения по картинкам или по игрушкам. Необходимо далее познакомить детей с графическим изображением предложения, показать им как можно «записать» его. Для этого используется длинная черта. Начало предложения отмечается уголком, а в конце ставят точку. В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте. Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах. Затем проверяется правильность выполнения задания. Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как:

– придумывание предложений с заданным словом;

– придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова;

– составление предложения по двум картинкам;

– придумывание названия к картинке;

– придумывание «веселого» предложения;

– сочинение короткой сказки о хитрой лисе;

– составление предложений по «живым сценкам».

Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания. Овладение, словом предложение подготавливает детей к анализу словесного состава предложения. Знакомство со словесным составом предложения начинается с анализа простых предложений (без предлогов и союзов, состоящих из 2-3 слов). Например, «Собака лает», «Белка грызет орех». В основе обучения лежит следующее: четкое произнесение предложения, выделение слов голосом, их количественный и порядковый счет (сколько слов? какое слово первое? какое идет потом?). Целесообразно использовать пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски). Полученные детьми знания о словесном составе предложения закрепляются в работе со схемами. Детям объясняют, что предложение можно нарисовать (записать), чтобы узнать, сколько в нем слов. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорит: «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит в предложении три слова. Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку. В дальнейшем дети учатся самостоятельно составлять предложения по схемам, соотносить схемы с предложением, составленным воспитателем.

Обучение звуковому анализу слов. Звуковой анализ слов в современной методике понимается как:

 выяснение порядка следования фонем в слове;

 установление различительной функции фонем;

 выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

Это значит, что дети должны уметь давать звукам качественную характеристику (гласный, согласный, твердый, мягкий). В основе звукового разбора лежат аналитико-синтетические действия. Самое трудное в этой работе – формирование умения отделять каждый звук в слове отрядом стоящего. Эта трудность особенно возрастает, когда нужно отделить согласный звук от последующего гласного, ведь звуки в слове взаимосвязаны. Выделяют четыре вида взаимосвязи звуков в слове: – СГ (согласный, гласный) – самая сильная сочетаемость, потому что при медленном произнесении пауза между звуками не возникает. Следовательно, сочетание СГ неудобная позиция для выделения звуков. – СС (согласный, согласный) – менее сильная сочетаемость звуков, значит при медленном произношении пауза возможна: с-тол, с-тул, к-нига. – ГС (гласный, согласный) – слабая сочетаемость звуков, пауза легко возникает при медленном произношении: ма-к, до-м, гу-сь, сто-л, и-ва. – ГГ (гласный, гласный) – слабая сочетаемость звуков, так как при медленном произношении легко возникает пауза: а-ист, а-ул, о-азис. Вторая, третья и четвертая позиции самые удобные для выделения звуков при разборе. Для успешного формирования навыков звукового анализа слов необходимо выполнять следующие условия:

– звуковой разбор делать с опорой на графическую наглядность;

– разбор производить по определенному алгоритму, т. е. руководить умственными действиями;

– повышать уровень самостоятельности детей от занятия к занятию.

Подготовка к обучению письму. Процесс подготовки к письму связан непосредственно с овладением техникой письма, с двигательной стороной графического навыка, с формированием психомоторной готовности к письму. Начальный этап овладения навыком письма представляет для детей большую трудность, поскольку требует выработки плавных, ритмических, хорошо координированных движений кисти руки, тонких пространственных ориентировок, хорошего глазомера. Целесообразно проводить и специально подобранные подготовительные упражнения: обводку, штриховку геометрических фигур, контурных изображений овощей, фруктов, грибов, листьев; рисование предметов по пунктирным линиям, по точкам; рисование предметов, напоминающих элементы букв (флажки, кружки, огурец, удочка и др.); рисование бордюров, состоящих из углов, квадратов, кружков, полуовалов, петель, прямых линий, линий с закруглением вверху и внизу и др. в границах строчки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (по "Букварю" Жуковой)

Тематическое планирование по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Содержание: пояснительная записка, тревования к уровню подготовки детей к концу года, темы занятий....

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. На занятии дети учатся различать на слух твёрдый и мягкий звуки [д],  [д,]; дифференцировать звуки [д], [т];  знаком...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья содержит материал по использованию эффективного метода развивающего обучения по обучению детей грамоте. В статье описаны все основные модели в работе с детьми 5-7 лет....

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Из личного опыта воспитателя Быковой Татьяны Васильевны.Воспитатель второй квалификационной категории ГБОУ детский сад комбинированного вида №711 СВАО г. Москвы....

Подготовка к обучению к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Готовность к обучению грамоте детей 7-ми лет является составляющей частью речевой готовности. Как, впрочем, и речевая готовность входит в общую психологическую готовность ребёнка к обучению в шк...

Консультация для педагогов дошкольного образования. Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

Формирование представлений о содержании  и методике подготовки  детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для  фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...