Конспект НОД по обучению грамоте "Звук и буква И"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Коробова Таисия Юрьевна

В конспекте представлен материал для знакомства со звуком и буквой И. Описаны практические игры и задания для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_3_zvuk_i_bukva_i.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 3. Звук и буква И                                                    Октябрь II неделя

Цели: - научить четко произносить звук [И];

          - упражнять подбирать слова на заданный звук;

           - научить выделять звук [И] в слове (начале, середине, конце);

           - продолжать формировать понятие «звук», «гласный звук», «буква»,   «слово», «предложение»

           - развивать фонематический анализ

           -  развивать мелкую моторику пальцев рук.

           - научить анализу и синтезу звуковых комплексов ИА, УИ.

Материал: изображение буквы И, картинки: иголка, индюк, чайник, веник, клетки, избушка, ива, диван, вишня, мячик, кабина, коньки, сумки, мухи, улитки, одуванчик, флаги, нитки; доска, маркеры для доски; демонстрационный материал «Звуки», «Предложения»; картинки с изображением фруктов; тетрадь Нищевой Н.В. для средней логопедической группы детского сада №3

Ход:

  1. Знакомство со звуком [И].

Демонстрируются картинки: индюк, ива, избушка, Дети называют их.

- Какой одинаковый звук слышится в начале?

  • Когда мы произносим [И], то

 - губки в улыбке;

- зубки сближены, но не сомкнуты;

- язычок лежит во рту, его края касаются коренных зубов;

- горлышко работает (положить руку на горлышко)

  • Звук [И] гласный, его можно петь, так как при произнесении ничего нам ни мешает. Обозначается красным кружком.

Если песенка поется,

Значит гласным назовется

И для всех не секрет

У него красный цвет

2. Фонетические упражнения

- показать, как девочка укачивает куклу: аааа…

- врач осматривает горло: А-А-А…

- произнести столько звуков А, сколько раз хлопну в ладоши.

3. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Предлагается внимательно выслушать ряд слов и выбрать:

  • имя которое начитается на [С]: Ира, Инга, Игорь, Саша

                                         [И]   Аня, Арина, Илья, Алена,

какой первый звук в остальных именах.

Кот, мох, носок, рак – по количеству слогов

4. Игра с мячом «Один – много»

Утюг – утюги                чулок - …                        сапог - …

Носок - …                     замок - …                        комок - …

Паук - …

5. Загадки «Где звук И»

Всех на свете обшивает,                                  Что у елки вместо листьев.

Что сошьет – не надевает.   (иголка)                                     (иголки)

Зубы есть, а рта нет.           (пила)

6. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь [И]»:

Арки, арбуз, Ира, сок, ананас                          апельсин, мухи, глаза, уши

Пила, молоко, улитки, шар, часы                     усы, руки, мох, сыр, иголки

7. «Разложи картинки»

Разложить картинки по схемам: иголка, индюк, чайник, веник, клетки, избушка, ива, диван, вишня, мячик, кабина, коньки, сумки, мухи, улитки, одуванчик, флаги, нитки

8.Знакомство с буквой И.

            Буква И как три иголки

            Три иголки очень тонки

- Продемонстрировать букву, прописать ее в воздухе. Придумать букву И из своего тела. На что похожа буква И?

- Выложить на столе из камушков (скорлупы фисташек) букву И.

9. Анализ звукокомплексов.

ИА        УИ

- Какой первый звук ты слышишь?

-Какой второй звук ты слышишь?

Дети выкладывают схему каждого из этих звукокомплексов с помощью красных кружочков на доске.

10. Составь предложение (использовать картинки по теме «Фрукты».

     

                  и                                     .      Фрукт какой?

                                                                Образец: Красное и сочное яблоко.

               

Итог:

- С каким звуком мы с вами познакомились?

- Каким цветом обозначается этот звук? Почему

- В какие игры мы играли?

- Какая игра показалась трудной?

11. Работа с кассой.

Открыть букву И, произнести ее, провести пальчиком по букве, Выложить: иа   уи.

12. Работа в тетради Нищевой Н.В. для средней логопедической группы детского сада №3, стр. 9: дети прописывают букву И ручкой.

13. Индивидуальная работа на компьютере:

1.Услышь звук [И] – третий уровень сложности (в слове) «Учимся говорить правильно».

2.Укажи картинку со звуком [И]. Режим 0. «Логоша»

14. «Су-джок» Использовать за столом, во время работы с кассой.

«Игра-знакомство»

Шарик, шарик, ты колюч                        Катать шарик между двух ладоней по кругу

Для меня к здоровью ключ!

Ты на ежика похож,                                Катать шарик между двух ладоней вперед-

До чего же ты хорош!                             назад, правая рука сверху

Я люблю с тобой играть,                        Катать шарик между двух ладоней вперед-

Я люблю тебя катать                               назад, левая рука сверху

Я сожму тебя немножко,                        Сильно сжать шарик в правой руке

Покраснеет пусть ладошка.                    Сильно сжать шарик в левой руке

Каждым пальчиком прижму                 Держать шарик в левой руке и прижимают

                                                                 каждый палец правой руки к иголочкам

И другой рукой начну!                         Держать шарик в правой руке и прижимают

                                                                 каждый палец левой руки к иголочкам

А теперь последний трюк:                   Перекидывают между рук               

Он метает между рук!

15. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла…»

Хозяйка однажды с базара пришла             Шагают пальчиками по столу

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку                      Загибают один пальчик на каждое название

Горох, петрушку и свеклу.

 Ох!                                                                   Хлопок

Вот овощи спор завели на столе                   Попеременные удары кулачками

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.      и ладонями

Картошка? Капуста? Морковка?                  Загибают один пальчик на каждое название

Горох? Петрушка иль свекла?

Ох!                                                                   Хлопок

Хозяйка тем временем ножик взяла            Резать ребром ладони правой руки, ладонь

И ножиком этим крошить начала               левой руки

Картошку, капусту, морковку, горох,        Загибают один пальчик на каждое название 

Петрушку и свеклу.

Ох!                                                                  Хлопок

Накрытые крышкой в душном горшке      Руки сцеплены в замок.

Кипели, кипели в крутом кипятке.             Шевелить пальцами обеих рук.

Картошка, капуста, морковка, горох         Загибают один пальчик на каждое название

Петрушка и свекла.

Ох!                                                                   Хлопок

И суп овощной оказался не плох.               Гладить по животу кругообразными

                                                                         движениями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Конспект обобщающего ОД обучение грамоте "Гласные буквы и звуки"

Образовательная область: «Коммуникация»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять ум...

Конспект по занятию обучение грамоте "ГЛАСНЫЕ БУКВЫ У, Ю"

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с иллюстрациями художника – иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова к детским художественным произведениям.Учить детей изображать знакомый образ птицы...

Конспект занятия по обучению грамоте "Гласная буква Я" в подготовительной группе детского сада.

Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я,я, случаем обозначения ею двух звуков [й'а].Задачи:Показать , что в начале слова и после гласных Я обозначает два звука;Познакомить со словом «Я&ra...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: "Буквы и звуки Ж-Ш. Чтение слогов и слов"

Цель: ознакомление детей со звуками и буквами [Ж-Ш].Задачи:1.Образовательные: познакомить звуками [ж-ш]; совершенствовать навык чтения слогов; формировать навык самоконтроля.2.Развивающие: развивать ф...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук, буква Н"

конспект занятия в средней группе...