Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми 5-6 лет
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Захарова Анна Александровна

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Организация деятельности дошкольников средствами ООП «Детский сад 2100»

Тема занятия  Звуки и буквы: А, У, О.

Возраст детей:  5-6 лет.

Вид детской деятельности: Речевое развитие. Обучение грамоте.

Пособие из УМК «Детский сад 2100», по которому проводится занятие с детьми:  Рабочие тетради «По дороге к Азбуке», карточки с картинками.

Цель педагога: способствовать развитию речи в процессе подготовки к обучению грамоте.

 Развивать фонематический слух, воспитывать культуру звукопроизношения. Упражнять в звуко-буквенном анализе слов. Закрепить понятия: «звук», «буква». Упражнять в подборе слов на заданный гласный звук ([А], [У], [О]). Составлять, читать слова из гласных букв разрезной азбуки. Активизировать, обогащать активный словарь, развивать грамматически правильную речь. Развивать произвольное внимание, логическое мышление, память, зрительно-пространственную ориентировку.

Развитие через игру познавательных действий: составлять целое из частей, группировать, сравнивать, выделять признаки.

Цель ребенка - дети имеют представление о понятии «звук»  и «буква»;

-умело применяют свои знания;

-способны активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять индивидуальные и коллективные задания.

Этапы НОД

Деятельность педагога, ключевые слова (вопросы), побуждающие к деятельности

Деятельность детей

Мотивационный

Дети у нас сегодня в гостях игрушки Ёжик , Лисёнок и Сова. Как вы думаете куда мы сегодня отправляемся? Ведь в стране Звуков столько трудных Заданий, что им не справиться без нашей помощи. Но сначала давайте вспомним из чего состоят слова? Чем короткие слова отличаются от длинных? Для чего Мудрая Сова устроила Ёжику и Лисёнку испытание? Итак, мы отправляемся в город Звуков.

Дидактическое упражнение «Загадки про буквы» Отгадайте и загадайте загадки про буквы.

Пример загадки «У этой буквы 3 палочки. Две длинные и одна короткая. Длинные палочки наклонились друг к другу. Короткая палочка лежит между ними» (это буква А)

Загадки придумывают дети.

 Ответы детей:

-В путешествие по стране Звуков

-Слова состоят из звуков.

-Мудрая Сова устроила испытания ,чтобы попасть в страну Звуков.

Участвуют в обсуждении. Отвечают на вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы

Ориентировочный

Но не успели наши игрушки до него доехать, как услышали чей-то плач: А-А-А. (плачущую куклу использую). Это девочка Аня. Она пошла гулять и заблудилась. И вот теперь горько плачет. Посмотрите на рис. 1(с.4) и расскажите сами, как наши друзья помогли Ане. После того, как Аня попала к себе домой, у неё больше не было причин плакать. Как плакала Аня, когда заблудилась? ( А-А-А). Вот какой интересный, красивый Звук. Его можно тянуть, протяните. Звуки, которые мы произносим только голосом и при произнесении воздух не встречает никаких препятствий, такие звуки в русском языке называются гласные звуки. Как они называются? (гласные).

Игра «Кто внимательный»

-Слушай слова, подними букву А, когда услышишь в слове гласный звук А, букву О, когда услышишь гласный звук О.

Работа в тетради «По дороге к Азбуке» рис. 1(с.4)

Развитие произвольного внимания, фонематического слуха, вспоминают ранее усвоенные знания.

Исполнительский

Если звук –А- гласный, значит какого цвета башмачки будут у Звуковичка? (красные). Поиграем в игру «Загадки в картинках». Перед нами картинки. Назовите их (аист, пчела, мак, глаз,трава, лук, сорока).Надо отгадать во всех ли названиях есть звук А? ( В слове лук звука А нет). Правильно. Убираю картинку с изображением лука. В названии каких картинок звук А слышится в начале слова? (аист, арбуз). В названии каких картинок звук А слышится последним? (пчела, трава, сорока). В названии каких картинок звук А слышится в середине слова? (мак, глаз, сорока). В названии каких картинок два звука А? (трава, сорока). Назовите части тела, в которых есть звук А? (Глаза, спина, голова, рука, нога). Молодцы, дети, и с этим заданием справились хорошо.

Дидактическое упражнение(4-5 минут)

«Составь слово. Замени букву»

Звуковой анализ: стол. Составить схему. Заменить красный квадрат в схеме, обозначающий гласный звук [О] буквой О.

Замените в схеме букву О на букву У. –Назовите слово.

Замените в схеме букву У на букву А.

–Назовите слово.

Выполнение звуко-буквенного анализа односложных слов со звуками  [а]

Высказывают свое мнение. Основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенные знания

Выполнение звуко-буквенного анализа односложных слов со звуками [о], [у], [а]

Рефлексивный

 Наше путешествие подошло к концу, и мы подъехали к дереву Знаний, которое растёт в стране Звуков. Давайте его украсим разноцветными яблочками. Но сначала подумайте, какое яблоко выбрать. Кто занимался хорошо, отвечал правильно, хорошо себя вёл - берёт красное яблоко; кто не очень хорошо: делал ошибки, но на занятии их исправил - берёт жёлтое яблоко; кто плохо, ничего не ответил, но в следующий раз исправится - зелёное. Выберите соответствующее яблоко и прикрепите его на дерево Знаний. Вот какое красивое дерево получилось, потому что вы очень хорошо занимались, помогли игрушкам справиться с трудными заданиями, в следующий раз мы отправимся дальше

Высказываются по поводу качества выполненной работы.

Перспективный

Вам понравилось? Вы все гласные звуки запомнили? Сколько их? Назовите. Каким цветом они обозначаются? Почему мы называем их гласными? Для чего нам нужно знать буквы?

Ответы детей. Делают выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект образовательной деятельности по обучению грамоте на тему "Путешествие в Звукоград" с детьми 6-7 лет

конспект образовательной деятельности по обучению грамоте на тему "Путешествие в Звукоград" с детьми 6 - 7 лет...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в Страну Грамоты»

Конспект образовательной деятельности по обучению грамотев подготовительной к школе группена тему «Путешествие в Страну Грамоты»Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие» , «...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Гласные и согласные звуки и буквы.»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа №18имени Кавалера Ордена Красной Звезды С.И.Прокопьевагородского округа Сызрань Самарской областиструктурное ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми подготовительной группы с фонетико – фонематическим недоразвитием речи Дифференциация звуков [л] - [р].

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми подготовительной группы с фонетико – фонематическим недоразвитием речиДифференциация звуков [л] - [р].Коррекцио...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте. Тема: "Знакомство с буквой г и звуковой анализ слова град" с детьми старшего дошкольного возраста.

Обучение детей грамоте очень сложный материал для ребят, но и родители часто допускают ошибки при обучении детей буквам и чтению. Для того чтобы родители не делали грубых ошибок при обученнии грамоте ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми 6-7 лет: «Виртуальное путешествие в музей казачьей посуды».

Обогащение и активизирование словаря по лексической теме. Способствовать развитию речи в процессе подготовки к обучению грамоте....