Организованная образовательная деятельность – Речевое развитие (Развитие речи) – «Русские народные пословицы и поговорки».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Организованная образовательная деятельность - Речевое развитие (Развитие речи) - "Русские народные пословицы и поговорки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rr_poslovitsy_i_pogovorki.docx | 18.34 КБ |
ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.pdf | 798.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Организованная образовательная деятельность – Речевое развитие (Развитие речи) – «Русские народные пословицы и поговорки».
Цель: Формирование знаний о жанрах и видах русского народного творчества.
Задачи:
Закреплять знания о жанрах и видах русского народного творчества;
Развивать устную речь, активировать словарь детей по теме;
Воспитывать интерес к культурному наследию народа.
Оборудование: Интерактивное оборудование, презентация «Устное народное творчество», конверты по количеству детей с разрезными картинками, волшебная коробка (для клада).
Ход ООД
1 слайд
Воспитатель: Встанем рядом полукругом
Улыбнёмся мы друг другу.
Скажем весело «Привет»
Всем удачи в этот день!
Воспитатель: Ребята, придя сегодня в детский сад я обнаружила письмо. Посмотрите очень загадочный конверт. Прочтем его вместе?
Как у нас уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя песни-шутки слагал.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы любите сюрпризы и поэтому для вас приготовил и спрятал клад. Предлагаю вам по следам фольклора дойти до клада. Но клад найти не просто. Вам надо пройти испытания, в помощь вам отправляю карту.
Желаю успехов!
Ваш дедушка Фольклор».
2 слайд
Воспитатель: Очень странное послание. И имя очень странное у дедушки - Фольклор. Ребята, вы знаете что такое «фольклор»? Фольклор – это разные русские народные потешки, прибаутки, считалки, загадки, игры, хороводы, сказки. А сочиняет фольклор народ.
3 слайд
Воспитатель: Ребята, давайте начнем наш путь. На карте есть подсказки. Давайте посмотрим какая первая.
Щелчок Появляется язычок
Воспитатель: Вот и первая подсказка!
Величайшее богатство народа – это язык! Русский язык богат пословицами и поговорками. Пословицы и поговорки – это короткие, простые и поучительные изречения. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму – разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Используя пословицы и поговорки в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной. Есть пословицы, которые учат смелости, дружбе, говорят о любви к Родине, к матери. В них нередко говорится о животных, а подразумеваются люди.
Воспитатель: О чем же бывают пословицы?
Пословицы бывают о….
Добре и (зле)
Труде и (лени)
Счастье и (несчастье)
Любви и (ненависти)
Войне и (мире)
Правде и (лжи)
Диких животных и (домашних)
Родителях и (детях)
Горе и (радости)
Воспитатель: Повторите пословицу «Доброе слово и кошке приятно». Как вы думаете, что она означает? Идем дальше.
Щелчок Появляется мольберт
4 слайд
Воспитатель: Посмотрите-ка ребята, на мольберте разные картинки. К ним надо подобрать пословицы и поговорки. А что такое пословицы? А поговорки? Я буду говорить, а вы попробуйте угадать, где скрыта эта пословица или поговорка.
«Что написано пером, не вырубишь топором»,
«Друг познаётся в беде»,
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»,
«За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь»,
«Хочешь есть калачи, не лежи на печи»
5 слайд
Щелчок Появляется солнышко
Воспитатель: Мы немного отдохнем и русскую народную игру проведем «Гори, гори, ясно».
6 слайд
Воспитатель: Водящего выберем по считалке:
Катилось яблоко мимо сада, мимо града,
Кто поднимет, тот и выйдет.
Мы собрались поиграть, ну, кому же начинать?
Раз, два, три начинаешь – ты.
7 слайд
Щелчок Появляется пазл
Воспитатель: Следующее задание Собери пословицу. У вас в конверте разрезная картинка, надо собрать пословицу как можно быстрее поднять руку и назвать ее.
"Без труда не вытащишь и рыбку из пруда"
"Любишь кататься, люби и саночки возить".
8 слайд
Щелчок Появляется книга
Воспитатель: Идем дальше. Следующая подсказка – книга. Здесь написаны поговорки и пословицы, но не полностью. Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.
Нет друга-ищи, а нашел-… (береги).
Труд человека кормит, а лень… (портит).
Любовь и труд счастье… (дают).
Без труда не придет на стол… (еда).
Старый друг… (лучше новых двух)
Кончил дело… (гуляй смело).
Воспитатель: Хорошую игру нам предложил дедушка Фольклор. Вы справились заданием. Молодцы!
Щелчок
Воспитатель: Продолжаем путь. Ребята, посмотрите на карте последняя подсказка. Что это? (шкаф)
Воспитатель: Это не простой шкаф. Давайте посмотрим, что за чудеса нас ждут?
Дети открывают шкаф, находят клад-коробку. В коробке письмо от дедушки Фольклора.
9 слайд
Щелчок
«Дорогие ребята! Вы прошли весь путь по карте, вы много знаете, многое умеете. Все эти знания и есть бесценный клад для вас. Я очень рад и поздравляю вас! А в коробке для вас награды».
На экране появляется Дедушка Фольклор
Воспитатель: Ребята, вот и подошло наше испытание к концу. Мне так понравилось искать вместе с вами клад. А вам, ребята, понравилось? Ребята, о чем вы расскажете своим друзьям, родителям?
ИГРА «Гори, гори ясно»
Оборудование: Платочек для водящего.
Содержание: Дети образуют круг. Водящий (ребенок) под речевку ходит внутри круга. Дети все вместе говорят речёвку: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло, глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят».
Как только заканчивается речёвка, водящий подходит к детям, взмахивает платочком между двумя детьми, как бы их разделяя. Эти два ребёнка бегут в разные стороны, обегая круг снаружи. И возвращаются к своему месту и ведущему.
Правила: Тот из «бегунов, кто» первым добегает до ведущего, выхватывает у него платок и становится сам водящим.
Что развивает игра: Игра развивает память, внимание, мышление, ловкость, взаимопомощь, учит не наталкиваться друг на друга.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ/РАЗВИТИЕ РЕЧИ «В ЗИМНЕМ ЛЕСУ»
Цель: Учить правильно правильному произношению звуков [у], [ф]. Программное содержание:1.ОБУЧАЮЩАЯ ЗАДАЧА: Расширять знания детей о зиме и празднике « Новый год».2.РАЗВИВАЮЩАЯ ЗАДАЧА: Разви...
Организованная образовательная деятельность: Развитие речи Тема: Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» (с элементами драматизации)
создание условия для развития умения детей составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм...
Технологическая карта мероприятия НОД по образовательной деятельности «Речевое развитие» Тема «Пересказ русской народной сказки «Три медведя» (средняя группа)
Образовательная область: «Речевое развитие», художественная литература.Педагогическая цель: познакомить с русской народной сказкой «Три медведя», помочь оценить поступки героев...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Малые формы фольклора — пословицы»
С помощью организованной образовательной деятельности дети знакомятся с малыми формами фольклора - пословицами. С их помощью дети составляют небольшие рассказы, которые отражают их суть. Рассматривая ...
Непосредственно образовательная деятельность речевого развития (развитие речи) с детьми средней группы
Непосредственно образовательная деятельность речевого развития (развитие речи) с детьми средней группы Тема недели «Маленькие исследователи «Взгляд через объектив»...
Организованная образовательная деятельность – Речевое развитие (Развитие речи) – Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Рождество».
Организованная образовательная деятельность - Речевое развитие (Развитие речи) - Составление описательного рассказа по сюжетной картине "Рождество"...