Организованная образовательная деятельность – Речевое развитие (Развитие речи) – «Русские народные пословицы и поговорки».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Кононова Виктория Михайловна

Организованная образовательная деятельность - Речевое развитие (Развитие речи) - "Русские народные пословицы и поговорки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_poslovitsy_i_pogovorki.docx18.34 КБ
PDF icon ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.pdf798.43 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность – Речевое развитие (Развитие речи) – «Русские народные пословицы и поговорки».

Цель: Формирование знаний о жанрах и видах русского народного творчества.

Задачи:

Закреплять знания о жанрах и видах русского народного творчества;

Развивать устную речь, активировать словарь детей по теме;

Воспитывать интерес к культурному наследию народа.

Оборудование: Интерактивное оборудование, презентация «Устное народное творчество», конверты по количеству детей с разрезными картинками, волшебная коробка (для клада).

Ход ООД

1 слайд

Воспитатель: Встанем рядом полукругом

Улыбнёмся мы друг другу.

Скажем весело «Привет»

Всем удачи в этот день!

Воспитатель: Ребята, придя сегодня в детский сад я обнаружила письмо. Посмотрите очень загадочный конверт. Прочтем его вместе?
Как у нас уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя песни-шутки слагал.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы любите сюрпризы и поэтому для вас приготовил и спрятал клад. Предлагаю вам по следам фольклора дойти до клада. Но клад найти не просто. Вам надо пройти испытания, в помощь вам отправляю карту.

Желаю успехов!

Ваш дедушка Фольклор».

2 слайд

Воспитатель: Очень странное послание. И имя очень странное у дедушки - Фольклор. Ребята, вы знаете что такое «фольклор»? Фольклор – это разные русские народные потешки, прибаутки, считалки, загадки, игры, хороводы, сказки. А сочиняет фольклор народ.

3 слайд

Воспитатель: Ребята, давайте начнем наш путь. На карте есть подсказки. Давайте посмотрим какая первая.

Щелчок                                       Появляется язычок

Воспитатель: Вот и первая подсказка!

Величайшее богатство народа – это язык! Русский язык богат пословицами и поговорками. Пословицы и поговорки – это короткие, простые и поучительные изречения. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму – разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Используя пословицы и поговорки в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной. Есть пословицы, которые учат смелости, дружбе, говорят о любви к Родине, к матери. В них нередко говорится о животных, а подразумеваются люди.

Воспитатель: О чем же бывают пословицы?

Пословицы бывают о….

Добре и (зле)

Труде и (лени)

Счастье и (несчастье)

Любви и (ненависти)

Войне и (мире)

Правде и (лжи)

Диких животных и (домашних)

Родителях и (детях)

Горе и (радости)

Воспитатель: Повторите пословицу «Доброе слово и кошке приятно». Как вы думаете, что она означает? Идем дальше.


  Щелчок                                   Появляется мольберт

4 слайд

Воспитатель: Посмотрите-ка ребята, на мольберте разные картинки. К ним надо подобрать пословицы и поговорки. А что такое пословицы? А поговорки? Я буду говорить, а вы попробуйте угадать, где скрыта эта пословица или поговорка. 

«Что написано пером, не вырубишь топором»,
«Друг познаётся в беде»,
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»,
«За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь»,
«Хочешь есть калачи, не лежи на печи»

5 слайд

Щелчок                           Появляется солнышко

Воспитатель: Мы немного отдохнем и русскую народную игру проведем «Гори, гори, ясно».

6 слайд

Воспитатель: Водящего выберем по считалке:

Катилось яблоко мимо сада, мимо града,
Кто поднимет, тот и выйдет.
Мы собрались поиграть, ну, кому же начинать?
Раз, два, три начинаешь – ты.

7 слайд

Щелчок                                  Появляется пазл

Воспитатель: Следующее задание Собери пословицу. У вас в конверте разрезная картинка, надо собрать пословицу как можно быстрее поднять руку и назвать ее.

"Без труда не вытащишь и рыбку из пруда"

"Любишь кататься, люби и саночки возить".

8 слайд

Щелчок                                 Появляется книга

Воспитатель: Идем дальше. Следующая подсказка – книга. Здесь написаны поговорки и пословицы, но не полностью. Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.

Нет друга-ищи, а нашел-… (береги).

Труд человека кормит, а лень… (портит).

Любовь и труд счастье… (дают).

Без труда не придет на стол… (еда).

Старый друг… (лучше новых двух)

Кончил дело… (гуляй смело).

Воспитатель: Хорошую игру нам предложил дедушка Фольклор. Вы справились заданием. Молодцы!

Щелчок

Воспитатель: Продолжаем путь. Ребята, посмотрите на карте последняя подсказка. Что это? (шкаф)

Воспитатель: Это не простой шкаф. Давайте посмотрим, что за чудеса нас ждут?

Дети открывают шкаф, находят клад-коробку. В коробке письмо от дедушки Фольклора. 

9 слайд

Щелчок

«Дорогие ребята! Вы прошли весь путь по карте, вы много знаете, многое умеете. Все эти знания и есть бесценный клад для вас. Я очень рад и поздравляю вас! А в коробке для вас награды».

На экране появляется Дедушка Фольклор

Воспитатель: Ребята, вот и подошло наше испытание к концу. Мне так понравилось искать вместе с вами клад. А вам, ребята, понравилось? Ребята, о чем вы расскажете своим друзьям, родителям?

ИГРА «Гори, гори ясно»

Оборудование: Платочек для водящего.

Содержание: Дети образуют круг. Водящий (ребенок) под речевку ходит внутри круга. Дети все вместе говорят речёвку: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло, глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят».

Как только заканчивается речёвка, водящий подходит к детям, взмахивает платочком между двумя детьми, как бы их разделяя. Эти два ребёнка бегут в разные стороны, обегая круг снаружи. И возвращаются к своему месту и ведущему.

Правила: Тот из «бегунов, кто» первым добегает до ведущего, выхватывает у него платок и становится сам водящим.

Что развивает игра: Игра развивает память, внимание, мышление, ловкость, взаимопомощь, учит не наталкиваться друг на друга.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ/РАЗВИТИЕ РЕЧИ «В ЗИМНЕМ ЛЕСУ»

Цель: Учить правильно правильному произношению звуков  [у], [ф]. Программное содержание:1.ОБУЧАЮЩАЯ ЗАДАЧА: Расширять знания детей о зиме и празднике « Новый год».2.РАЗВИВАЮЩАЯ ЗАДАЧА: Разви...

Организованная образовательная деятельность: Развитие речи Тема: Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» (с элементами драматизации)

создание условия для развития умения детей  составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм...

Технологическая карта мероприятия НОД по образовательной деятельности «Речевое развитие» Тема «Пересказ русской народной сказки «Три медведя» (средняя группа)

Образовательная область: «Речевое развитие», художественная литература.Педагогическая цель: познакомить с русской народной сказкой «Три медведя», помочь оценить поступки героев...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Малые формы фольклора — пословицы»

С помощью организованной образовательной деятельности дети знакомятся с малыми формами фольклора - пословицами. С их помощью дети составляют небольшие рассказы, которые отражают их суть. Рассматривая ...

Непосредственно образовательная деятельность речевого развития (развитие речи) с детьми средней группы

Непосредственно образовательная деятельность речевого развития (развитие речи) с детьми средней группы   Тема недели «Маленькие исследователи «Взгляд через объектив»...

Организованная образовательная деятельность – Речевое развитие (Развитие речи) – Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Рождество».

Организованная образовательная деятельность - Речевое развитие (Развитие речи) - Составление описательного рассказа по сюжетной картине "Рождество"...