Обучение грамоте. Технологическая карта НОД Звук и буква С.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Рослова Наталья Сергеевна

Конспект НОД для детей группы компенсирующей направленности с ТНР 6-7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД  в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 6-7 лет.

Тема: Звук и буква С.

Используемые технологии и методики

Технология опережающего обучения.

Цель НОД

Создать условия для развития фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

Задачи

Коррекционно-образовательные

Коррекционно- развивающие

Коррекционно- воспитательные

Ознакомление со звуками [С], [С’] и буквой С. Совершенствовать навык чтения слогов. Определять место звука в слове. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.

Практическое закрепление в речи детей глаголов прошедшего времени.

Автоматизировать  у детей звук [С], [С’] в слогах, словах, предложениях.

Развивать дыхание и голос.

Развивать фонематический слух, восприятие, зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику.

Развивать навыки словоизменения.

Уточнять и расширять словарь через формирование семантического поля слова «снег»

Формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Оборудование

Магнитная доска, карандаши, семафоры, предметные картинки, фишки.

Ход НОД

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1. Вводный (организационный момент)

-Сегодня мы познакомимся с новой буквой. Скажите к какому времени года относятся слова: снег, санки, снежинка, снеговик?

 Дети называют.

-Зима.

Активизация внимания детей на мыслительную деятельность. Положительный эмоциональный расчёт.

2. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики

1.Общее расслабление.

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Открываем глазки…

Приготовились к сказке.

2.Развитие мелкой моторики.

Раз, два, три, четыре

Мы с тобой снежок лепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий.

И совсем, совсем не сладкий.

Выполняют действия.

Расслабление мимических мышц.

Выполнение действий по тексту.

3.Развитие артикуляционной моторики и мимических мышц

Мы умеем улыбаться

Мы умеем удивляться

Мы умеем сердиться,

Мы умеем огорчаться

Выполняют действия.

Развитие и подготовка артикуляционного аппарата к звукопроизношению.

4.Развитие дыхания и голоса

Если по свежему снегу гулять

Нужно воздухом дышать.

Выдох- пффф, возврат дыхания пффф пауза- возврат дыхания- с-с-с-с пауза- возврат дыхания – расслабление мышц брюшного пресса

Подготовка речевого аппарата к звукопроизношению.

Основной этап

1.Акустико–артикуляционный образ звука.

2. Звуковой анализ.

Проверьте, как у вас работают губы и язык.

-губы улыбаются;

-кончик языка находится за нижними зубами;

-боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам;

-по середине языка идёт сильная холодная воздушная струя.

Звук [С] – согласный, твёрдый, глухой, свистящий.

- каким цветом будем обозначать?

Звук [С’] – согласный, мягкий, глухой.

- каким цветом будем обозначать?

Игра «Семафор» синий-зелёный

Звуковой анализ слова ОСЫ

Какой первый звук в слове?

Каким цветом обозначаем?

Какой второй звук в слове?

Каким цветом обозначаем?

Какой третий звук в слове?

Каким цветом обозначаем?

Зрительный контроль.

Дети произносят вместе звук.

Синим.

Зелёным.

Определение звука (твёрдый согласный, мягкий согласный)

Самостоятельное применение полученных знаний на практике.

Формирование звукового анализа и синтеза.

3.Физ минутка

Снежинки пуховые, весёлые, живые

Вы кружитесь, мерцаете в молчании лесном

И землю устилаете блестящим серебром.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Положительный эмоциональный настрой, физическая активность.

 4.Автоматизация звука в слогах.

Чтение прямых и обратных слогов.

Са, со, су, сы, си,  Ас, ос, ус, ыс, ис

Дети хором читают слоги.

Применение полученных знаний на практике.

5. Развитие фонематического слуха.

Определить место звука в слове.

Солнце, коса, нос, маска, лось, апельсин, санки.

Дети произносят слово по буквам, определяют место звука в слове, отмечают простым карандашом.

Самостоятельное применение полученных знаний на практике.

6.Развитие лексико- грамматических категорий.

 Игра «А что вчера?»

Сегодня снег блестит, а вчера…

Сегодня снег падает, а вчера…

Сегодня снег сверкает, а вчера…

Сегодня снег тает, а вчера…

Сегодня снег идет, а вчера…

Дети образуют новое слово, повторяют предложение целиком.

Активизация словаря. Совершенствование навыков словоизменения.

7.Рефлексия

Какой звук мы научились произносить правильно? О каком времени года мы сегодня говорили?

Ответы детей.

Эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"

Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....

Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Твердый и мягкий звуки М. Буква М"

Конспект открытой НОД по области "Коммуникация" (подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми подготовительной к школе группы с ЗПР на тему "Твердый и мягкий звуки М. Буква М"....

открытое занятие по обучению грамоте для дошкольников. Тема: "Звук [Ж], буква Ж, ж.Конструирование буквы"

Знакомство с новой буквой русского языка, формирование умения у детей анализировать звук, пополнение словарного запаса учащихся....

Занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Звук и буква "В"

Цели: научить детей определять место звука в слове, расширять словарный запас, слоговой анализ и синтез, понятие «предлог»....

Занятие по обучению грамоте в логопедической группе. Звук и буква о.

Занятия по обучению грамоте  в старшей группе. Занятие проводила в игровой форме. Детям очень нравятся такие путешествия, сказки!...

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе " Звук и буква Ш"

Занятие проводилось в группе для детей с ОНР 3 уровня...