Конспект занятия по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа)

На тему "Волшебный цветок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_3.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка организации образовательной деятельности по обучению грамоте на тему «Волшебный цветок».

        Воспитатель МБДОУ д/с № 64

                                                                                         Лукашова Наталья Викторовна

Задачи:

Образовательные:

1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные)

2.Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.

3. Упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения.

4 Формировать умение делить слова на слоги.

Воспитывающие:

1. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.

2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

3. Формировать чувство товарищества.

Материал: цветок с семью лепестками, конверт с письмом, тетради, карточки с заданиями

карточки с цифрами 1,2,3,4; полоски-схемы для составления предложения.

Организация детей: в кругу, за столами;

Предварительная работа: игра на развитие слухового внимания «Запомни, повтори»; составление предложений из заданных слов; составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов.

Ход:

Воспитатель.

- Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?

Дети. Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. (Дети становятся в круг).

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель. Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой замечательный цветок. Вы узнали его? Да, вы правы – это цветик-семицветик. Из какой он сказки? К нему приколото письмо. Почитайте, кто получатель письма? (подписано: «В Детский сад № 64 г. Ставрополя, группа «Облачко») Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны?

Воспитатель открывает конверт, достает письмо,читает:

«Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный цветок с заданиями - загадками. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе и вы успеете позаниматься. Я желаю вам удачи! В добрый час! Мудрая Сова.»

Воспитатель. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да). А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя и родители могли нами гордиться.

- Итак, какой лепесток откроем первым?

Задания на лепестках:

1.Красный:

1. Сколько букв в русском алфавите? (33)

2. Сколько гласных букв в алфавите? (10)

3. Сколько согласных букв? (21)

4. Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным и сколько их? (2 буквы – Ъ, Ь)

5. Как пишется начало предложения? (С заглавной буквы)

6. Что ставится в конце предложения?

7. С какой буквы пишутся имена и фамилии? (С заглавной буквы)

8. Какие звуки самые протяжные, певучие? (Гласные)

9. Назовите особенные гласные буквы. Объясните, почему они особенные.

10. Назовите особые буквы, которые не обозначают звуков. Объясните, зачем они нужны?

11. Назовите согласные звуки, которые не имеют мягкой пары.

12. Назовите согласные звуки, которые не имеют твердой пары.

13. Как определить количество слогов в слове?

14. Как определить ударный слог?

2.Желтый:

Игра: «Буква заблудилась».

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась,

Забежала в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Синеет море перед нами.

Летают майки (чайки) над волнами.

На виду у детворы

Крысу (крышу) красят маляры.

Сели в ложку (лодку) и айда,

Плаваем туда-сюда

Закричал охотник: «Ой!

Двери (звери) гонятся за мной!»

Сидит на грядке крепко

Оранжевая кепка (репка).

Лежит лентяй на раскладушке,

Грызет, похрустывая, пушки (сушки).

Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку (точку).

3.Оранжевый:

Ребята,послушайте предложение: «Девятого мая прозвучит салют Победы.»

Составьте схему предложения

Назовите слово, в котором есть буква «Ю».

Дети: Это слово «Салют».

Воспитатель: Правильно, молодцы.

Сделайте звуковой анализ этого слова.

Совместная работа воспитателя (на доске) и детей в тетрадях

4.Зеленый:

Три карточки, на которых записаны буквы. Вам нужно внимательно посмотреть и зачеркнуть лишнюю букву.

А, О, У, И, Б

П, Р, С, Э, Ь У, Я, Е, Ё, Ю

Физкультминутка:

Игра «Кто больше»

Проводится на ковре. Дети встают в круг, воспитатель в центре круга. Бросает мяч по очереди каждому ребенку, называя гласный звук, ребенок, возвращая мяч, говорит слово, которое начинается с этого звука.

5.Синий:Игра: «Где прячется звук?»

Отгадайте-ка, ребятки,

Мои трудные загадки.

А потом определите,

Где живет звук – расскажите.

Воспитатель. Мы с вами должны отгадать загадки Мудрой Совы и определить,где живет в этих отгадках звук: в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем.

Воспитатель читает загадки. Дети отгадывают загадки.

- Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

(Подснежник)

Воспитатель. Где в этом слове живет звук [н]?

Дети. В середине слова.

- В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

(Ручеек) Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?

Дети. В начале слова.

-Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы.

(Скворечник)

Воспитатель. Где в этом слове живет звук [с]?

Дети. В начале слова.

Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут.

(Гнездо) Воспитатель. Где в этом слове живет звук [о]?

Дети. В конце слова.

6.Голубой: Разгадай ребусы

7. Фиолетовый

«Подели слова на слоги и определи их количество».

Воспитатель. У вас на столах таблички с цифрами 1,2,3,4. Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3, 4 слога – с цифрой 4.

Воспитатель показывает картины (радуга, роза, мак, сосульки, одуванчик, верба, грач) и дети определяют количество слогов и поднимают карточки.

Воспитатель. Молодцы. Все верно.

Итог:

Воспитатель. Молодцы, ребята Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме Мудрой Сове.

Скажите, вам понравилось наше занятие? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным?

Вместе с детьми составляем текст письма для Мудрой Совы, запечатываем в конверт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.

В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей  фонематического  слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием Лего «Путешествие в Царство грамоты»

Цели: Научить детей характеризовать звуки М, Мь.Задачи:- Развивать у детей фонематический слух и восприятие. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ ...