«Знакомство со звуками [з], [з’] и буквой З з».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Судакова Екатерина Сергеевна

Конспект занятия по грамоте в старшей группе

«Знакомство со звуками [з], [з’] и буквой З з».

Образовательные задачи

Ознакомление со звуками [з], [з’] и буквой З з.

Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений.

Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой З з.

Развивающие задачи

Развитие фонетического восприятия, тонкой и общей моторики.

           Воспитательные задачи

Формирование взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по грамоте

в старшей группе

«Знакомство со звуками [з], [з’] и буквой З з».

   Образовательные задачи

Ознакомление со звуками [з], [з’] и буквой З з.

Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений.

Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой З з.

   Развивающие задачи

Развитие фонетического восприятия, тонкой и общей моторики.

           Воспитательные задачи

Формирование взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Ход занятия

   К нам в гости пришел зайчик и предлагает с ним поиграть. Он подготовил для нас много игр. Вы хотите поиграть с зайчиком? Тогда начнем.

Игра «Громко хлопай»

   Развитие фонетического восприятия.

Педагог. Послушайте стихотворение и подумайте. Какой звук встречается в нем чаще других.

Под зонтом гуляет Зоя,

Зоя прячется от зноя.

Дети. Звук [з].

Педагог. Давайте произнесем звук [з] все вместе.

Педагог. Почувствуйте, когда произносим этот звук, язык стоит «мостиком» за нижними зубами. Значит, во рту есть преграда из зубов. Как вы думаете, звук [з] - гласный или согласный?

Дети. Согласный.

Педагог. Верно. Его нельзя петь. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?

Дети. Синим.

Педагог. Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, он звонкий или глухой.

Дети. Он звонкий.

Педагог. Твердый или мягкий?

Дети. Твердый.

Педагог. Верно. Это согласный твердый звонкий звук. А теперь внимательно слушайте меня и хлопайте, как только услышите звук [з].

(З, с, д, з, ж, з, т, ц, з, с; за, ду, со, зу, жа, зо, то; зубы, сова, коса, ваза, жужать, звенеть, звонкий, острый, светлый).

Дети слушают и хлопают, услышав звук [з].

Физминутка «Замок»

На двери висит замок               (пальцы сомкнуты в замок)

Кто его открыть бы смог?

Потянули …                              (не расцепляя пальцев, тянем руки в разные стороны)

Покрутили …                            (не расцепляя пальцев, крутим руками, по принципу  

                                                     «от себя – к себе»)

Постучали …                            (не расцепляя пальцев, постучали основанием ладони

                                                     друг по другу)

И открыли!                                (пальцы расцепить, руки развести в сторону и

                                                     потрясти ладонями немного)

Упражнение «Разноцветные флажки»

   Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [з] – [з’]).

   Педагог раздает детям фишки двух цветов.

Педагог. С помощью наших фишек вы покажете мне, как умеете различать звуки [з] – [з’]. Услышав звук [з], поднимаете синюю фишку, услышав звук [з’]. Поднимаете зеленую фишку.

(Замок, забор, бульдозер, возит, железный, забивать, разравнивать, зубы, козлик). 

Дети поднимают соответствующую фишку.

Игровое упражнение «Эхо»

   Развитие фонематического слуха, навыка различения звуков [с] и [з] в слогах и словах.

Педагог. А теперь поиграем в игру «Эхо». Я буду произносить слог или слово со звуком [с], а вы будете заменять звук [с] на звук [з].

(Са-за, со-зо, су-зу, сы-зы, си-зи, коса-коза, суп-зуб, Сима-зима).

Игра «Назови слова»

   Педагог выкладывает на доске синюю, красную, синюю фишки и дети называют слова, в которых 1-й звук – твердый согласный. 2-й гласный, 3-й – твердый согласный. Когда будет названо 12-15 слов, педагог заменяет 1-й звук на мягкий согласный (зеленая фишка), и дети называют слова новой звуковой структуры.

Речевая зарядка

   У Зайки есть его любимая игрушка - коза. Он хочет сделать для него подарок. Давайте поможем зайчику и сочиним чистоговорки со словом коза.

За-за-за - на лугу стоит коза.

Зу-зу-зу - вместе мы пасли козу.

Зы-зы-зы - колокольчик у козы.

За-за-за - уходи домой коза.

А теперь я вам хочу предложить найти еще одну игрушку, в названии которой, есть звук [з] (слон, волк, зебра, медведь). У Зайки появилась еще одна игрушка, которой он очень рад. Ему очень понравилось с нами играть, и он обещал, что придет к нам снова, а теперь он вынужден попрощаться. До свидания!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство со звуками [М] [М\'] и буквой М.

Методические указания по работе с проектом: «Знакомство со звуками [м], [м’], буквой М».  Автор проекта: Крамаренко Марина Витальевна, воспитатель ГБДОУ №88 ...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие паровозиков Томаса и Тишки» (Знакомство со звуками [T]-[T\'] и буквой Т).

Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с  ЗПР . На данном занятии дети  знакомяться со звуками  [T]-[T']  и буквой Т, помогая ...

«Знакомство со звуками [С], [С’] и буквой «С».

Знакомство детей со звуками [С], [С’] и буквой «С»...

Конспект открытого показа ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Знакомство со звуками З-Зь и буквой З».

В материале представлен конспект открытого показа организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Знакомство со звуками З-Зь и...

Знакомство со звуком "Л", "ЛЬ" и буквой Л

Конспект занятия по обучению грамоте (образовательная область - развитие речи)...

Конспект НОД по обучению грамоте с детьми старшей группы Тема: «Знакомство со звуком [н], [нь] и буквой Н» Экскурсия в лесную школу

развивать связную речь, артикуляционный аппарат;знакомить детей со звуками [н], [нь], с их характеристикой;упражнять в умении выделять звуки [н], [нь] из слов;учить различать звуки [н] и [нь];развиват...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе "Знакомство со звуками (Л), (Ль) и буквой Л

Цель: познакомить со звуками (Л), (Ль) и буквой ЛЗадачи:образовательные: уточнение артикуляции звуков (Л), (Ль); формирование умения различать звуки (Л) и (Ль); сравнение звуков по твердости и мягкост...