Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Составление рассказов с использованием антонимов»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Арестова Аксана Сергеевна

Цель:связная речь: учить составлять рассказ, используя антонимы. Словарь и грамматика: учить выделять существенные признаки предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления; развивать умение подбирать одинаковые по смыслу слова, учить образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_v_pod.gr_.-_sostavlenie_rasskazov.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Составление рассказов с использованием антонимов»

Цель: связная речь: учить составлять рассказ, используя антонимы.

Словарь и грамматика: учить выделять существенные признаки предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления; развивать умение подбирать одинаковые по смыслу слова, учить образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.

Материал и оборудование: картинки с изображением предметов и игрушек из дерева, стеклянная ваза, игрушки из пластмассы, игрушки-обезьянки, мячик для игры.

Организационный момент.

Игра «Сядет тот....»

Сядет тот, чьё имя начинается на букву А, на букву О и т.д.

Обратить внимание детей на игрушки, доску, вазу и мяч. Предложить их рассмотреть.

Воспитатель: Эти предметы друг от друга отличаются. А чтобы понять, чем они отличаются, что надо сделать? Сравнить. Предметы отличаются своими свойствами (формой, цветом, размером).

Сначала рассмотрим игрушки. Из какого материала они сделаны?

Дети: Из пластмассы.  

Воспитатель: Как называются предметы, сделанные из пластмассы?

Дети: Они называются пластмассовые.

Воспитатель:Игрушки сделанные из дерева?

Дети: Деревянные.

Воспитатель: Предметы сделанные из стекла?

Дети: Стеклянные.

Воспитатель: Они очень хрупкие и могут разбиться. Поэтому к стеклянным предметам мы должны относиться как?

Дети: Бережно, аккуратно.

Воспитатель: Игрушки сделанные из резины?

Дети: Резиновые.

Воспитатель: Из чего сделан мяч? Из какого материала?

Дети: Из резины.

Воспитатель: Значит он?

Дети: Резиновый.

Прочитать стихотворение про мяч.

Воспитатель: Я вам прочитаю стихотворение про мяч, а вы определите, какое слово в стихотворении, повторяется несколько раз.

Он упрямый и пузатый,

Больно бьют его ребята

Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко

А за что беднягу бьют,

А за то, что он надут.

Дети: Слово бьют, повторяется три раза. 

Воспитатель: Что значит слово «мяч»? Что вы можете сказать про него?

Дети: Это игрушка, он круглый.

Воспитатель: Что с ним можно делать?

Дети: Его можно бросать, кидать, пинать…

Воспитатель: Посмотрите на следующую картинку. Что вы видите? Мальчика, который, что делает?

Дети: Бьет в барабан.

Воспитатель: А что можно сказать про часы?

Дети: Они тоже бьют. Часы бьют.

Воспитатель:Что делает фонтан?

Дети: Фонтан бьет.

Произнесем вместе фразы:

Мальчик бьет в барабан.

Часы бьют.

Фонтан бьет.

А сейчас я вам предлагаю отдохнуть.

Физминутка «Улыбнитесь»

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Идут, идут

И все тут, тут

Что это?           (Часы)

Игра «Скажи по-другому». Дети садятся в круг, передают друг другу мячик и произносят слова, близкие по смыслу.

Как сказать по-другому? Часы идут … (ходят, тикают, стучат).

Дождь идет … (льется, капает, моросит).

Мальчик идет …(шагает, бредет, плетется).

Поезд идет …(едет, мчится, подъезжает).

Весна идет …(наступает).

Пароход идет …(плывет).

- Ребята, есть и другие слова, противоположные по смыслу.

Ребята, а сейчас мы сыграем в игру «Скажи наоборот»(Игра с мячом)

Волк злой, а белка …

Береза высокая, и береза…

Дерево весеннее, дерево ...

Слон большой, а мышка…

Зимой погода холодная,  а летом…                             Лев смелый,     а заяц…

Молоко жидкое,  а сметана…                                       Работать трудно, а отдыхать…

Гепард быстрый, а черепаха …                                    Днем светло, а ночью …                                                Река широкая, а ручей …                                              Чай горячий, а мороженое…                                        У клюквы ягоды кислые, а клубни                               Буратино веселый, а Пьеро …                                      Зимой день короткий, а летом …

Воспитатель: Ребята, а сейчас послушайте мой рассказ «Наоборот». Я начну, а вы  продолжите.

У мамы обезьянки было две дочери. Старшую звали Послушница, а младшую – Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, а Упрямица их ...(интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу (разбросает). Если сестра закроет дверь, другая ее … (откроет). Одна обезьянка любит ходить быстро, а другая … (медленно). Послушница любит весело играть с друзьями, а ее сестра любит все время … (спорить). То игрушку отберет, то ее ... (сломает). Как только Послушница что-то принесёт, тут же Упрямица это... (унесёт), пришьёт... (оторвёт), вычистит... (испачкает), замолчит... (заговорит), повесит... (снимет) и т.д.

Итог.                                                                                                                                                               Что вам сегодня понравилось на занятии? Что не понравилось? Что вызвало затруднения? Что получилось легко?

Молодцы! Вы хорошо сегодня потрудились. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: «составление рассказа на тему «Как я буду заботиться о здоровье»

Тема «составление рассказа на тему «Как я буду заботиться о здоровье»» Цель: формировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни. - Закрепить навыки составления повествовательного расск...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Составление рассказа на предложенную тему"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Составление рассказа на предложенную тему".С использованием сказки "Белоснежка и семь гномов"...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Составление описательного рассказа о дереве»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Составление описательного рассказа о дереве»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Составление рассказа по картине Саврасова "Грачи прилетели".

Конспект поможет воспитателям организовать работу со старшими дошкольниками по составлению рассказа по картинам русских художников....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: "Составление описательного рассказа с помощью пиктограммы «Зимующие птицы»"

Конспект занятия по развитию речи  по теме:"Составление описательного рассказа с помощью пиктограммы  «Зимующие птицы»" для детей старшего возраста....