Конспект НОД по обучению грамоты Тема: Путешествие в город Звукоречье «Звук[а] и буква Аа»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Злобина Анна Сергеевна

 

Конспект НОД по обучению грамоты

 

Тема: Путешествие в  город Звукоречье «Звук[а]  и буква Аа»

Цель: познакомить дошкольников со звуком [а]  и буквой Аа

Задачи:

Учить выделять начальный ударный и безударный гласный звук А.

Учить определять позицию звука [а]  в словах.

Активизировать словарный запас.

Развивать внимание и память

Материал: предметные картинки (антенна, аист, автомобиль, автобус), натуральные фрукты или их муляжи (ананас, айва, абрикос), символ звука А (красный кружок), звуковые домики (индивидуальные), кассы букв, палочки, ручки, тетради, демонстрационные буквы А, а , плакат с планом города Звукоречье.

Ход занятия

1. Оргмомент

Мимические упражнения.

Дети, представьте, что мы купили ананасы, абрикосы и лимоны. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, что он очень кислый. А сейчас «съешьте» по дольке ананаса, апельсина, абрикоса и покажите ваши ощущения

 

2.      Сообщение темы занятия

Сегодня мы с вами отправимся в Звукоречье – это город звуков и букв. Наше путешествие будет  интересным, и  вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах.

Послушайте (фонограмма шума) в  этом городе что – то случилось, стоит страшный шум.  Все звуки громко спорят:

- Почему буква А стоит первая в алфавите? Почему к ней первой идут  гости?- кричат гласные.image

 – Не справедливо,- кричат согласные. - Нельзя начинать путешествие с буквы, которая  начинает слова ангина, акула.

- Да нет, все правильно,- воскликнули шипящие, - ведь недаром самые вкусные предметы - арбуз, апельсин, абрикос, ананас - начинаются на А.

Но громче всех кричала  буква Я.

- Почему она, а не Я?

- А потому, - сказала молчавшая до сих пор А - что самое первое слово каждого малыша начинается на А.

- Это, какое же слово? – не унималась Я.

- Агу, - сказала А. – И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А  всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!

- Ребята, давайте попробуем их помирить.

 

3.      Характеристика звука [а] по акустическим и артикуляционным признакам

Прислушайтесь, как красиво звучит звук а.

- Давайте споем этот звук. [А- а -а] Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук а-а-а. Ниточка длинная или короткая? (Длинная.) Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой клубок получился! Звук [а] мы можем петь, тянуть. Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздушной струи. Звук [а] называется гласным, от слов глас, голос и он очень  любит яркий красный цвет.

- Посмотрите, где  живет звук в нашем городе?  Как вы думаете почему? Каким цветом мы будем его обозначать? Почему? 

Перед вами  красные фишечки. Нажмите пальчиком, «оживите» звук.

Дети нажимают на кружочек и произносят звук [а].

 

4.      Развитие слухового внимания

Игра «Поймай звук [а]».

На ваши песенки оживших звуков слетелись другие звуки. Они хотят поучаствовать в нашей игре.

Логопед произносит ряд звуков, дети хлопают, услышав звук [а].

5.      Произношение слов со звуком [а], определение позиции звука.

Выставляются предметы и картинки, дети называют слова. Определяется позиция звука [а] в словах и его место в окошечке «Звуковой линейки».

 

6.Физминутка

Пантомима «В саду».

Звук [а] приглашает  нас в сад. А там — собака Авва сторожит сад. Покажите, какая она сердитая. А вот — сторож Антон. Мы улыбнемся ему, покажем свои добрые лица и попросим немного фруктов. На этом дереве растет айва. Потянитесь и сорвите айву. Она еще не созрела. По вашим лицам я должна догадаться, что айва невкусная. А вот — антоновка, она вкуснее. Посмотрите, какие чудесные цветы растут на клумбе! Это — астры. Повторите названия цветов. А теперь скажем все вместе: слова астра, азбука, айва. Начинаются на какой звук? Заканчивается  на какой?

7. Пропевание под фонограмму:

Астра, азбука, айва начинаются на [а],

Начинаются на [а] и кончаются на [а].

Поем тихо, а потом громко.

Какими фруктами нас угостит звук [а] в своем саду? (Айвой, абрикосами, апельсинами, антоновкой.)

8.Знакомство с буквой Аа.

А вот и в глубине сада домик звука [а]. Посмотрите,  какого он цвета?

Что за значок  на домике? Такие значки раздал волшебник каждому звуку. Называется он буквой - это имя звука. Подойдем поближе и рассмотрим букву.

image

Что вам напоминает буква А? Ответы детей.

Вот два столба наискосок,

А между ними — поясок!

Ты букву эту знаешь? А?

Перед тобою буква А.

С. Маршак

Демонстрируются элементы букв, затем буква А.

Выкладывание буквы А из палочек. Сложить букву  из трех пальчиков. Нахождение букв Аа в буквенных кассах.

Буквы бывают строчные и заглавные.

Сравнение заглавной и строчной букв.

9.Написание букв  в тетрадках.

10. Обобщение знаний.

Ребята, у  нас было такое увлекательное путешествие, но в городе остались недовольные звуки.

 Как можем помирить их?

Какой совет мы можем дать?

Ответы детей:

Каждый  звук важен. Из них состоят слова. Мы обязательно  придем в гости к каждому, но в свою очередь. Живите дружно!

11. Итог занятия

Пора возвращаться домой, кто нам поможет найти дорогу?  Посмотрите, над садом летит птица с красными ногами и таким же клювом. Кто это? (Аист.) Изобразите, как ходит аист, как он стоит на одной ноге. Мы сбились с дороги. Спросим у аиста как нам вернуться обратно:

— Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист (ребенок):           

— Топни правой ногой,

Топни левой ногой.

Шагните правой ногой,

Шагните левой ногой,

Так и придете  вы домой.

Вот мы и дома.

Повторите, где мы с вами побывали.

С кем сегодня повстречались?

Оценка работы детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоты

Тема: Путешествие в  город Звукоречье «Звук[а]  и буква Аа»

Цель: познакомить дошкольников со звуком [а]  и буквой Аа

Задачи:

Учить выделять начальный ударный и безударный гласный звук А.

Учить определять позицию звука [а]  в словах.

Активизировать словарный запас.

Развивать внимание и память

Материал: предметные картинки (антенна, аист, автомобиль, автобус), натуральные фрукты или их муляжи (ананас, айва, абрикос), символ звука А (красный кружок), звуковые домики (индивидуальные), кассы букв, палочки, ручки, тетради, демонстрационные буквы А, а , плакат с планом города Звукоречье.

Ход занятия

1. Оргмомент

Мимические упражнения.

Дети, представьте, что мы купили ананасы, абрикосы и лимоны. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, что он очень кислый. А сейчас «съешьте» по дольке ананаса, апельсина, абрикоса и покажите ваши ощущения

2.        Сообщение темы занятия

Сегодня мы с вами отправимся в Звукоречье – это город звуков и букв. Наше путешествие будет  интересным, и  вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах.

Послушайте (фонограмма шума) в  этом городе что – то случилось, стоит страшный шум.  Все звуки громко спорят:

- Почему буква А стоит первая в алфавите? Почему к ней первой идут  гости?- кричат гласные.

 – Не справедливо,- кричат согласные. - Нельзя начинать путешествие с буквы, которая  начинает слова ангина, акула.

- Да нет, все правильно,- воскликнули шипящие, - ведь недаром самые вкусные предметы - арбуз, апельсин, абрикос, ананас - начинаются на А.

Но громче всех кричала  буква Я.

- Почему она, а не Я?

- А потому, - сказала молчавшая до сих пор А - что самое первое слово каждого малыша начинается на А.

- Это, какое же слово? – не унималась Я.

- Агу, - сказала А. – И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А  всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!

- Ребята, давайте попробуем их помирить.

3.        Характеристика звука [а] по акустическим и артикуляционным признакам

Прислушайтесь, как красиво звучит звук а.

- Давайте споем этот звук. [А- а -а] Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук а-а-а. Ниточка длинная или короткая? (Длинная.) Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой клубок получился! Звук [а] мы можем петь, тянуть. Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздушной струи. Звук [а] называется гласным, от слов глас, голос и он очень  любит яркий красный цвет.

- Посмотрите, где  живет звук в нашем городе?  Как вы думаете почему? Каким цветом мы будем его обозначать? Почему?  

Перед вами  красные фишечки. Нажмите пальчиком, «оживите» звук.

Дети нажимают на кружочек и произносят звук [а].

4.        Развитие слухового внимания

Игра «Поймай звук [а]».

На ваши песенки оживших звуков слетелись другие звуки. Они хотят поучаствовать в нашей игре.

Логопед произносит ряд звуков, дети хлопают, услышав звук [а].

5.        Произношение слов со звуком [а], определение позиции звука.

Выставляются предметы и картинки, дети называют слова. Определяется позиция звука [а] в словах и его место в окошечке «Звуковой линейки».

6.Физминутка

Пантомима «В саду».

Звук [а] приглашает  нас в сад. А там — собака Авва сторожит сад. Покажите, какая она сердитая. А вот — сторож Антон. Мы улыбнемся ему, покажем свои добрые лица и попросим немного фруктов. На этом дереве растет айва. Потянитесь и сорвите айву. Она еще не созрела. По вашим лицам я должна догадаться, что айва невкусная. А вот — антоновка, она вкуснее. Посмотрите, какие чудесные цветы растут на клумбе! Это — астры. Повторите названия цветов. А теперь скажем все вместе: слова астра, азбука, айва. Начинаются на какой звук? Заканчивается  на какой?

7. Пропевание под фонограмму:

Астра, азбука, айва начинаются на [а],

Начинаются на [а] и кончаются на [а].

Поем тихо, а потом громко.

Какими фруктами нас угостит звук [а] в своем саду? (Айвой, абрикосами, апельсинами, антоновкой.)

8.Знакомство с буквой Аа.

А вот и в глубине сада домик звука [а]. Посмотрите,  какого он цвета?

Что за значок  на домике? Такие значки раздал волшебник каждому звуку. Называется он буквой - это имя звука. Подойдем поближе и рассмотрим букву.

Что вам напоминает буква А? Ответы детей.

Вот два столба наискосок,

А между ними — поясок!

Ты букву эту знаешь? А?

Перед тобою буква А.

С. Маршак

Демонстрируются элементы букв, затем буква А.

Выкладывание буквы А из палочек. Сложить букву  из трех пальчиков. Нахождение букв Аа в буквенных кассах.

Буквы бывают строчные и заглавные.

Сравнение заглавной и строчной букв.

9.Написание букв  в тетрадках.

10. Обобщение знаний.

Ребята, у  нас было такое увлекательное путешествие, но в городе остались недовольные звуки.

 Как можем помирить их?

Какой совет мы можем дать?

Ответы детей:

Каждый  звук важен. Из них состоят слова. Мы обязательно  придем в гости к каждому, но в свою очередь. Живите дружно!

11. Итог занятия

Пора возвращаться домой, кто нам поможет найти дорогу?  Посмотрите, над садом летит птица с красными ногами и таким же клювом. Кто это? (Аист.) Изобразите, как ходит аист, как он стоит на одной ноге. Мы сбились с дороги. Спросим у аиста как нам вернуться обратно:

— Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист (ребенок):                

— Топни правой ногой,

Топни левой ногой.

Шагните правой ногой,

Шагните левой ногой,

Так и придете  вы домой.

Вот мы и дома.

Повторите, где мы с вами побывали.

С кем сегодня повстречались?

Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте " Полет на луну" - Звуки Л-Ль. Буква Л

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте, лексической теме "Космос" с использованием ИКТ технологии...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ "Звуки Н, Нь. Буква Н." + презентация. Подготовительная к школе группа.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Занятие привязано к лексической теме "Моя семья".Презентация большая по объёму,  пришлось делить на д...

Конспект занятия по обучению чтению в подготовительной группе «Звуки [з], [з’], буква З,з»

Познакомить детей с буквой З,з; учить читать прямые и обратные слоги с данной буквой; формировать навык сознательного чтения; закрепить умение работать над рассказом; учить отвечать на вопросы педагог...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э» Цель: уметь выделять звук [Э] в начале слова,Задачи:  дифференцировать этот звук с другими гласным...

Конспект занятия по обучению чтению в подготовительной группе «Звук [Ё] и буква Ё»

Познакомить детей с новым звукоми буквой; учить определять позицию звука в словах; учить распознавать графическое изображение буквы; учить соотносить звук и букву; учить читать сло...

Конспект занятия по обучению чтению в подготовительной группе "Звуки [Т], [Т’], буква Т"

Познакомить детей со звуками [Т], [Т’], научить узнавать букву Т зрительно; учить читать слоги и слова с этой буквой. Способствовать умению давать характеристику звуков [Т], [Т’]. Закрепит...