Занятие по обучению грамоте с детьми 5-6 лет «Соловей и ужик».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Гагуа Надежда Аркадьевна

Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков С-Ш

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_obucheniyu_gramote_s_detmi_5.docx16.08 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте с детьми 5-6 лет «Соловей и ужик».

Провела и подготовила воспитатель Гагуа Н.А.

Цель: совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков С-Ш

Задачи:

Образовательные: формировать умение дифференцировать и отчетливо произносить звуки «ш», «с» в словах, совершенствовать слуховое восприятие с помощью упражнений на определение позиции звука в слове, совершенствовать интонационную выразительность речи

Развивающие: развивать фонематический слух, дикцию, внимание, мышление, артикуляционный аппарат.

Воспитательные: воспитывать желание правильно произносить звуки родного языка, умение слушать других.

Оборудование: карточки – пианино с клавишами синего и красного цвета (синий цвет обозначает согласный звук, красный – гласный); чудесный мешочек с игрушками - машинка, петушок, мышь, шапка, шарф, карандаш; картинки с предметами в названиях которых присутствуют звуки – [с],[ш], 2 коробочки, музыкальное сопровождение – звуки ужа и соловья.

Ход занятия:

1. Ребята, мне кажется, я слышу какие-то звуки. Вы ничего не слышите (запись шипения ужа и пение соловья). А это Соловей и Ужик. Они здороваются с вами. Соловей по-соловьиному: «с-с-с», а Ужик по-змеиному: «ш-ш-ш». Давайте и мы с вами поздороваемся с ними на их языке. Сначала по-соловьиному «с-с-с»

(губы слегка растянуты в улыбку) «с-с-с».

А теперь по-змеиному «ш-ш-ш» (губы вытянуты вперед и округлены)

Молодцы, хорошо поздоровались с нашими гостями.

2. Вы заметили, что Соловей и Ужик очень любят петь. Они приготовили для вас пианино и просят вас спеть вместе с ними. Соловей поёт «са-со-су-сы». Нажимайте пальчиками на клавиши и пойте вместе с Соловьём. А теперь поёт Ужик : «ша-шо-шу-ши». Спойте вместе с Ужиком. А сейчас Соловей и Ужик будут петь по очереди, и вы пойте вместе с ними: «са - ша, со-шо, су – шу, сы-ши». Замечательная песенка у вас получилась. Какие слова вы услышали?

3. Следующая игра, в которую с вами хотят поиграть Соловей и Ужик, называется «Поймай звук». Я буду называть слова, а вы очень внимательно слушать. Если услышите звук С, хлопните в ладоши 1 раз, а если звук Ш, то 2 раза. Если же в словах вы не услышите нужные звуки, то хлопать не надо. Соловей и Ужик посмотрят, кто самый внимательный из вас.

Уши, усы, носы, ноги, каша, касса, Катя, басня, башня, баня, миска, мишка, крыша, крыса, шутки, сутки, утки.

Молодцы, вы правильно хлопали в ладоши.

4. Соловей и Ужик принесли картинки, но вот досада: картинки они сложили в одну коробку, а пока несли их, картинки перепутались. Давайте поможем Соловью и Ужику разобрать картинки по коробкам. Картинки со звуком С в коробку с буквой С, картинки со звуком Ш в коробку с буквой Ш. Какие вы молодцы, все картинки правильно разложили.

5. Физкультминутка под музыку

Упражнение «Шарик».

Надуваем шарик быстро: ш-ш-ш-ш….

Стал он толстый и большой.

Вдруг он лопнул, воздух вышел: с-с-с-с-с….

Стал он тонкий и худой.

6. Игра «Чудесный мешочек». Дети по очереди подходят к воспитателю, кладут руку в мешочек, достают картинку, правильно её называют, чётко проговаривая звуки С и Ш.

Игрушки: машинка, петушок, мышь, шапка, шарф, карандаш,

7. Игра «Весёлый поезд»

Сколько вагончиков у этого поезда? Правильно, три. А как вы думаете, что это за вагончики? Молодцы, догадались. Разместите ваши картинки в нужные вагончики. В первом вагончике поедут картинки в названиях, которых звук Ш в начале слова, во втором вагончике - картинки со звуком Ш в середине слова, в третьем вагончике – картинки со звуком Ш в конце слова. Аналогично игра проводится со звуком С.

8. Ребята. Помогите, пожалуйста, Ужику узнать, как кого зовут на этой картинке. Известно, что у Маши – шарики. Где Маша? У Саши лошадка. У Даши кошка. У Алёши шапка. У Наташи чашка. У Миши машинка.

9. Соловей тоже обращается к вам за помощью. Помогите ему ответить на следующие вопросы, а отвечая не забывайте выделять в словах его любимый звук.

Вопросы к картинке: Кто хрюкает? Что согревает нашу землю? Что одевают на ноги в холодную погоду? На чём можно поджарить картошку? Кто лает? Что любят кушать мышки? Что летит высоко в небе?

10. Молодцы, ребята. Соловей и Ужик вас благодарят и дарят вам вот такие раскраски с их любимыми буквами. А сейчас Соловью и Ужику пора отправляться домой. Они прощаются с вами. И мы давайте попрощаемся с ними на их языке.

Итог: ребята, кто был у вас в гостях? Чем вы занимались с Соловьем и Ужиком? Какие игры вам понравились больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы "Африканский сюрприз"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием занимательного материала....

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего  сопровождения   в соответствии с  современными требованиями раз...

Выступление на педсовете. Тема: « Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста».

Выступление на педсовете.Тема: « Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного     возраста»....

Итоговое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы

Конспект проведения итогового занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы, которое охватывает все разделы работы по обучению грамоте, а так же развития речи....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие паровозиков Томаса и Тишки» (Знакомство со звуками [T]-[T\'] и буквой Т).

Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с  ЗПР . На данном занятии дети  знакомяться со звуками  [T]-[T']  и буквой Т, помогая ...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы.

Цель: Поощрять интерес к учебной деятельности. Задачи:1.     Упражнять в умении различать и использовать в речи понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «текст».2....

Презентация к занятию по обучению грамоте с детьми 6-7 лет на тему: «Звук {О }и буква {О }

Презентация  к занятию по обучению грамоте с детьми 6-7 лет на тему: «Звук {О }и буква {О }...