Тема: Звуковая культура речи. Звук «Л», «Ль».
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа)

Титова (Корчинская) Ольга Игоревна

 

Цель: Учить детей артикулировать звук; закрепить произношение мягкого и твердого звука в словах; упражнять детей в определении наличия звука в слове.

Задачи: 

  • Дифференциация звуков «Л» и «Ль»;
  • Совершенствование навыка деления слов на слоги;
  • Закрепление знаний детей о гласных, твёрдых, мягких, звонких и глухих согласных;
  • Развитие памяти, мышления, воображения, связной речи, силы голоса, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, мелкой, Общей и артикуляционной моторики, дыхания; 
  • Координация речи  с движением.

Материал и оборудование: иллюстрации (акула, белка, лягушка, лук, пчела дятел); звук «л», листы заданием на каждого ребенка.

Ход НОД

  1. Организационный момент (Приветствие)

Воспитатель:

Собрались все дети в круг

Ты мой друг, и я твой друг

Крепче за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, послушайте загадки и постарайтесь найти на них отгадки:

  1. Рады мы, если не мелки

Вырастут на грядке стрелки, 

Но льём слёзы всё от мук, 

Если мелко режем…(Лук)

 

  1. Возле речки, на болоте

Летом вы её найдете. 

То не рыбка, не зверюшка –

А зеленая...(Лягушка)

 

 

 

  1. На цветы она садится, 

Не устав с утра трудиться, 

Людям воск и мёд дала

Беспокойная...(Пчела)

 

  1. Кто на дереве торчит, 

Носом в дерево стучит? 

Но недаром силы тратил

Для такого стука...(Дятел)

 

  1. И красива, и пушиста, 

Хвост и лапки моет чисто, 

Меж деревьев словно стрелка

Пролетает смело…(Белка)

 

  1. В самых разных морях они водятся

И опасны, коль рядом находятся. 

Не боится моторного гула, 

К кораблям подплывает…(Акула)

Воспитатель: Ребята повторите все отгадки.

Дети: Акула, белка, дятел, пчела, лягушка, лук. 

Воспитатель: Какой звук повторяется во всех перечисленных словах? 

Дети: Звук [л]

  1. Основная часть

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой «Л»

Знакомство с буквой Л. 

  • Буква «Л» обозначает два звука [л]-[л’]. Давайте вместе произнесем эти звуки (хоровые, индивидуальные).

Воспитатель: Давайте ребята дадим характеристику звуку «л», какой звук [л]? 

Дети: (Согласный, твёрдый)

Воспитатель: Правильно согласный и твердый. Как нужно произнести звук, чтоб он звучал твердо? В каких словах встречается твердый звук [л].

Например: лук, акула, мыло, пчела.

Воспитатель: Молодцы! Дети, что можно сказать о звуке [л’]. Какой он? Дайте характеристику звуку. 

Дети:  Звук [л’] согласный, мягкий.

Воспитатель: Правильно согласный мягкий. В каких словах встречается этот звук  [л’].

 Например: лягушка, лист, линейка, бинокль.

Чем отличается звук от буквы?

Дети:   (звуки мы слышим, а буквы мы видим)

  1. Задание на внимательность

Воспитатель: Ребята, я буду называть слова, если вы услышали в слове звук [л’], то хлопаете в ладоши, если нет, то молчите. 

Например: лампа, свечка, самосвал, лак, воск, яблоко, палка, муха, дятел, палатка, пчела, мак, пол, ласточка, платье, ложка, стол, кукла, мыло.

Воспитатель:  Молодцы! 

  1. чистоговорки:

Лы-лы-лы, забивали мы голы.

Лу-лу-лу, возле окон на полу.

Ла-ла-ла, не заметили стекла.

Лу-лу-лу, мы не били по стеклу.

Ла-ла-ла, только нет в окне стекла.

Физминутка (дни недели)

В понедельник я купался, 

А во вторник рисовал 

В среду долго умывался, 

А в четверг в футбол играл

В пятницу я прыгал, бегал, 

Очень долго танцевал. 

А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал. 

Воспитатель:  Отдохнули, а сейчас мы с вами поиграем в игру.

  1. Добавь –«ла» в конце слова и повтори все слово целиком

Иг... - игла

Кук... - кукла

Мет... – метла

Пи... - пила

Си... - сила

Ска... - скала

Шко... - школа

Шпа... - шпала

Смо...- смола

Пче...- пчела

Аку...- акула

Ю…- юла

Воспитатель: Самостоятельная работа. Назови и обведи картинку в кружок, в названия, которых начинается на букву « Л»:

  1. Итог:
  •  О чем мы сегодня говорили?
  • Что вы нового узнали?
  • Понравилось ли вам занятие?
  • Говорим друг другу спасибо.

 

Приложение 1

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "

Конспект  НОД по развитию речи в средней группеТема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "...

Конспект занятия по развитию речи с детьми второй младшей группы Тема: «Звуковая культура речи: звук «у»

Цель: учить  детей чётко артикулировать звук «у» (изолированный, в звукосочетаниях, словах, небольших фразах), произносить его на одном выдохе; побуждать детей произносить (по подражанию) звуки с...

Конспект НОД в младшей группе. Речевое развитие. Развитие речи. Тема. Звуковая культура речи звук: (о). Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».

Речевое развитие. Развитие речи.Тема. Звуковая культура речи звук: (о). Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».Форма работы – ситуативный разговор.Цель. Формировать умения слушать говоряще...

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе. Тема «Звуковая культура речи. Звуки с - ц - з»

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе. Тема «Звуковая культура речи. Звуки с - ц - з». Упражнять детей в правильном и чётком произнесении звуков. Закрепить их произношение в слова...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему "Звуковая культура речи: звук [ц]"

Предлагаю конспект занятия по звуковой культуре речи для детей второй младшей группы детского сада. Материал, который вы можете использовать дорогие коллеги! Провести занятие в своём детском саду со с...