ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
статья по обучению грамоте

Петрушенко Екатерина Александровна

Начало обучения ребенка начинается уже в дошкольном учреждении. «Формирование произношения с элементами обучения грамоте» - одно из занятий, которое создаёт не только педагогическую готовность ребёнка к школе, формирует фонематический слух и восприятие, но и позволяет развивать мыслительные процессы: память, внимание, воображение, анализ и синтез. Это занятие требует от детей сложных умственных операций, большого умственного напряжения. Поэтому использование игровых приемов на логопедических занятиях по обучению грамоте и развитию речи – это наиболее эффективный способ повышения эмоциональной, речевой, мотивационной и познавательной активности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_statya.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Лиханова И.П., учитель-логопед

МБДОУ детский сад №90 г.Иркутска

Петрушенко Е.А., учитель-логопед

МБДОУ детский сад №145 г.Иркутска

ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Начало обучения ребенка начинается уже в дошкольном учреждении. «Формирование произношения с элементами обучения грамоте» - одно из занятий, которое создаёт не только педагогическую готовность ребёнка к школе, формирует фонематический слух и восприятие, но и позволяет развивать мыслительные процессы: память, внимание, воображение, анализ и синтез. Это занятие требует от детей сложных умственных операций, большого умственного напряжения. Поэтому использование игровых приемов на логопедических занятиях по обучению грамоте и развитию речи – это наиболее эффективный способ повышения эмоциональной, речевой, мотивационной и познавательной активности ребенка.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является создание условий для формирования у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе родного языка, обучение их звуковому анализу и синтезу слова на уровне звуков, слогов, слов, определению порядка следования звуков, слогов в слове, установлению различительной роли звука, основных артикуляторных и акустических его характеристик.

Детям с тяжёлыми нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук»,  «гласный звук», «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук», «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук». Этот процесс осложняется тем, что мышление ребенка в дошкольном возрасте преимущественно наглядно-образное, т. е. дети в основном оперируют образами, а не понятиями. На помощь учителю-логопеду приходят игры и игровые приёмы.

Очень широко можно использовать литературных персонажей, которые выполняют разные функции: приносят задания, помогают детям их выполнить, проверяют правильность выполнения задания, просят детей о помощи. Дети, включаясь в игру, помогают ему отобрать картинки, в названиях которых есть соответствующий звук, определяют место звука в слове, подсказывают пропущенный звук или слог в слове или недосказанное слово в предложении, восстанавливают перепутанные звуки, слоги и слова, составляют слоговые и звуковые схемы слов, дифференцируют звуки по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости. Как правило, это Незнайка, Буратино, Карлсон, Вини Пух,  Принцесса Азбука, гномики: Атик, Утик, Этик, Итик, Отик, Ытик.

Создание игровой ситуации на занятиях по совершенствованию произносительной стороны речи и подготовки к овладению элементарными навыками чтения и письма позволяет детям в игровой форме познакомиться с понятиями « гласный звук», «согласный звук», «согласный звонкий звук» и др., учит различать их, дифференцировать. Детям пришла посылка или письмо с заданиями, отправитель которых либо известен сразу, либо имя его выясняется в ходе выполнения заданий. Как правило, это занятия-путешествия, экскурсии. Например: «Путешествие в сказочную страну Принцессы Азбуки», где дети знакомятся с каким-либо звуком и буквой, выполняют различные задания по звуковому анализу и синтезу, «Экскурсия по волшебной полянке гласных звуков», где закрепляются знания о гласных звуках и буквах, «Путешествие в лес согласных звуков», где создаются условия для знакомства с понятиями «согласный звонкий звук», «согласный глухой звук». «В гостях у Принца мягкого звука и Принца твёрдого звука». На этом занятии игровая ситуация позволяет дифференцировать согласные звуки по твёрдости и мягкости, формирует предпосылки звукового анализа и синтеза слова. В ходе путешествий дети выполняют разнообразные задания. При этом  сюжетная линия проходит через все этапы занятия. Занятия такого рода вызывают огромный интерес у детей, оживление, радость и способствуют оптимизации процесса коррекционного обучения в группе для детей с нарушениями речи.

Очень важна роль наглядного занимательного материала. Повышается эмоциональный настрой, интерес и мотивация детей. Так на этапе  ознакомлении детей с понятиями гласный звук, согласный звук, твердый, мягкий можно применять пособия: «Полянка гласных звуков», «Лес согласных звуков». При ознакомлении с твердыми и мягкими согласными звуками к детям приходят в гости два героя:  Принц твёрдого звука и Принц мягкого звука. Дети показывают, как по-разному Принцы выполняют действия: расчёсывают волосы, шагают, хлопают в ладоши, гладят себя по голове, т.е. определяют их характер  (сильный – слабый). Это позволяет понять разницу между твёрдыми и мягкими звуками и позволяет наглядно увидеть, чем один звук отличается от другого.  Пособие «Фонтан» позволяет дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости в словах. Дети должны разложить картинки (капельки воды) в двух направлениях. Принц Звонкого звука и принц Глухого звука приходят для того, чтобы познакомить с понятиями «звонкий согласный», «глухой согласный», научить дифференцировать согласные звуки по звонкости-глухости. Абстрактные понятия обретают материальную форму, это помогает детям в создании конкретного образа при усвоении абстрактных терминов.

        Очень интересны детям  игровые ситуации и стихотворные тексты.  При ознакомлении со звуками, используются сказки о  гномиках гласных звуков и соотнесение звуков речи с артикуляцией звука и моделями гласных звуков: У – маленький кружок (гномик Утик),  А – большой кружок (гномик Атик), И – прямоугольник (гномик Итик), Ы – овал (гномик Ытик) ,Э – треугольник (гномик Этик) , О – овал (гномик Отик). Согласные звуки тоже можно соотнести с образами: Р - рычит собака, Ж – жужжит жук, Ш – шипит змея и т. д. Для формирования звукобуквенной связи, для усвоения зрительного образа букв используются занимательные стихотворные тексты, которые помогают соотнести звук или букву с предметами  окружающего мира. Например,

К – дождинки бьют по крыше,

Г – горох лущат нам мыши.

Х – хомяк храпит во сне,-

Ц – разбудим по весне.

Таким образом, включение игровых приёмов на занятиях по обучению грамоте помогает детям овладеть звукобуквенным анализом и синтезом, создаёт предпосылки для развития фонематического восприятия. Дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения, навыки. Играть в логопедические игры становится весело и занимательно.

Литература

1.  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Пособие для дошкольников. – Москва: Издательство «Баласс», 2003. – С. 61-63.

2. Карельская Е. Использование символов в работе над звуком. // Дошкольное воспитание. – 2000. - №1. – С. 23-33.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ    НА    РАЗНЫХ    ЭТАПАХ    ФОРМИРОВАНИЯ    НАВЫКОВЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...

Формирование навыков звукового анализа и синтеза дошкольников

Крайне полезная и очень понятная информация для родителей!!!...

План занятий по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа и синтеза (1 год обучения)

Вашему вниманию предлагается План работы логопеда на учебный год в старшей группе детского сада. Он включает перспективное планирование по обучению детей грамоте, охватывает все лексические темы, изуч...

Презентация "Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР".

Нетрадиционные приёмы, используемые при формировании звукового анализа...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗРИТЕЛЬНОЙ СИМВОЛИКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребёнка к школе, в том числе к усвоению письменной речи....

Консультация для родителей «Формирование навыков звукового анализа и синтеза»

Для освоения чтения и письма важно научить ребенка вычленять отдельные звуки, слоги, определять их последовательность в слове, уметь соединять звуки в слоги и слоги в слово. Именно об этом я предлагаю...