Конспект открытого занятия по подготовке к грамоте "Согласные звуки С и С' , буква С"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Торопченкова Ксения Викторовна

В конспекте представлены интересные задания на выявление слов, содержащих звуки С и С', на определение места звуков в словах (в начале, в середине, в конце слова).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_soglasnye_zvuki_s_i_s.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8

Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области

«Речевое  развитие»

в старшей группе на тему «Согласные звуки C и С’, буква С»

Воспитатель: Торопченкова К.В.

Санкт-Петербург

2022


 Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Физическое развитие»

Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
1) Формировать представления о согласных и гласных звуках, о твердости и мягкости согласных звуков, познакомить с согласными звуками С и С’, с буквой “C”

2) Способствовать развитию логического мышления

Образовательная область «Речевое развитие»:
1)
Расширять словарный запас

2) Развивать фонематический слух

3) Учить определять местонахождение звука в словах

Образовательная область «Физическое развитие»:
1) Обеспечивать условия для удовлетворения потребности в движении

2) Развивать мелкую моторику рук

Методы и приемы:
- практические:
- наглядные:
- словесные:

Материалы и оборудование:
куклы: мальчик Семен и девочка Саша, распечатанные картинки с вагончиками, синие, зеленые и красные фишки-квадратики по одной штуке каждого цвета на ребенка.

Предварительная работа:

Логика образовательной деятельности:

№ п/п

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

  1. Организа-

ционный момент,

введение в игровую ситуацию

В гости приходят куклы: мальчик по имени Семен и девочка по имени Саша

Воспитатель: Ребята, Семен и Саша приготовили для вас загадки. Отгадаете?

Дети  отгадывают загадки:

Высокое хвойное дерево: (сосна)

Птица с желтой грудкой (синица)

Усатая рыба (сом)

Что мы видим, когда спим (сон)

То, на чем мы сидим (стул)

Дети: да

Вызвать интерес у детей, формировать эмоциональный положительный настрой

2 Артикуляционная гимнастика, выполнение

дыхательных упражнений.

3 Практическое упражнение

4 Чистоговорки

5 Физминутка

6 Выполнение практического задания

7 Скороговорки

Воспитатель: Ребята, какие звуки мы слышим в начале слов-отгадок? (“С”)

А в слове синица?

Эти звуки согласные или гласные?

А чем отличаются эти звуки?

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной согласной буквой – буквой “C” и звуками “C” и “C’ ”, которые она обозначает. А чтобы наши язычки хорошо работали, давайте сделаем для них небольшую зарядку. (проводится артикуляционная гимнастика)

Дыхательные упражнения: “Насосы” (насос большой работает: вдох и выдох “С”, а маленький насосик: вдох и выдох “СЬ” (часто повторять)

Воспитатель: Ребята, я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте:

Солнце греет все теплей,

Начинается капель.

Снег с полей бежит ручьями,

В какое время, угадали? (Весной)

У вас, ребята, какое настроение бывает Весной?

Весеннее солнышко растопило снег на полянке и стали распускаться цветы. Семен и Саша хотят сделать красивые клумбы с цветами. Давайте поможем им правильно распределить цветы по клумбам. На синюю клумбу нужно посадить  цветы, в названиях которых есть твердый звук “С”, а на зеленую клумбу  – те, в которых есть мягкий согласный звук “С’ ”

А как вы думаете, почему у нас клумбы синего и зеленого цвета?

Куклы: Ребята, посмотрите, кто это прилетел на запах цветов?

Вы не боитесь осу?

Эта оса принесла нам игру “Чистоговорки”

Хотите поиграть?

Воспитатель: Са-Са-Са, прилетела к нам (оса)

Со-со-со, у машины (колесо)

Сы-Сы-Сы, у сома (усы)

Физминутка:

Поработали мы дружно,

Отдохнуть теперь нам нужно.

Раз подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре ноги шире.

Пять руками помахать.

Шесть на месте постоять.

Тихо сядем, дружно встанем

И закроем все глаза.

Наступает, наступает,

Наступает тишина.

Ребята, Саша и Семен любят играть в паровозики. Они принесли паровозики и для вас. (У каждого ребенка паровозик с тремя окошками, воспитатель называет слово, ребенок определяет звук “С” или “С’ ” в этом слове, выбирает квадратик синего или зеленого цвета и ставит на 1-е окошко, если звук в начале слова, на 2-е окошко, если звук в середине слова и на 3-е окошко, если  в конце слова).

Воспитатель: Ребята, а чтобы научится четко говорить, полезно проговаривать скороговорки. Давайте вместе выучим несколько новых скороговорок, в которых много слов со звуком “С”

Лиса со скалкой, Света со скакалкой

В миске кислая капуста, а в пустой кастрюле пусто

Дети: звук “C”

Звук “С’ ”

Дети: согласные, “С” – твердый звук, а “С’ ” – мягкий звук.

Дети выполняют упражнения “Вкусное варенье”, “Качели”, “Часики”, “Блинчики”, дыхательное упражнение “Насос”

Дети: весной

Дети: радостное, веселое, хорошее

Дети выполняют задание (у каждого на столе 6 цветов, используя геометрические фигуры из математических наборов дети выкладывают синюю и зеленую клумбы на столе. В них распределяют цветы

Дети: потому, что синим цветом мы обозначаем согласные твердые звуки, а зеленым – согласные мягкие звуки.

Дети: оса.

Не боимся

Дети: да

Дети выполняют движения согласно тексту

Дети определяют твердый или мягкий звук в слове, находят его место в слове и закрывают соответствующее окошко в паровозике

Дети повторяют скороговорки несколько раз сначала совместно с воспитателем, потом по одному.

Формировать у детей представление о согласных и гласных звуках, учить различать твердые и мягкие согласные звуки

Развитие артикуляционного аппарата

Учить различать слова с твердым согласным звуком “С” и мягким согласным звуком “С’ ”, развивать фонематический слух

Формировать четкое произношение

Удовлетворять естественную потребность в движении

Учить определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце)

Развивать дикцию, четкое произношение

8. Актуализация знаний

9 Игра “Исправь предложение”

10. Подведение итога.

Ребята, а чем же отличается звук от буквы?

Какой же буквой обозначаются звуки “С” и “С’ ”?

Буква “О” жила на свете

Что же с ней случилось, дети?

Вдруг кусочек “О” исчез,

Послучилась буква “С” [эс]

Игра с мячом: “Исправь предложение”

Воспитатель бросает мяч ребенку, называет предложение, ребенок исправляет ошибку и бросает мяч обратно:

Суп ест Соню

Сапоги надели Саню

Бусы носят Соню

Сосна сидит на сове

Кусок мяса ест собаку

Небеса летят в самолете

Самокат едет на Сереже

Воспитатель: С какой буквой мы сегодня познакомились вместе с Сашей и Семеном? Какие звуки обозначаются этой буквой? Они согласные или гласные?

Ребята, куклы Саша и Семен прощаются с вами, им пора возвращаться домой. Они говорят вам: “До свидания!”



Дети: звуки мы слышим и произносим, а буквы – читаем и пишем, буквы обозначают звуки.

Дети: буквой “С“ [эс]

Дети говорят предложение правильно

Дети отвечают

Закреплять знания об отличии звука и буквы.

Познакомить с буквой “С”

Развивать логическое мышление, формировать правильную речь

Рефлексия: закрепить в памяти то, что узнали на занятии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по подготовки к обучению грамоте

Конспект занятия по обучению грамоте, как элементу комплексного подхода к развитию речи. Занятие разработано для детей подготовительного возраста со зрительными нарушениями и нормой речевого развития....

Конспект открытого занятия по подготовки к обучению грамоте

Подготовка к бучению грамоте, как элемент комплексного подхода к развитию речи. Занятие- путешествие разработано для детей подготовительного возраста. Направлено на развитие фонематического слуха, свя...

Конспект открытого занятия по обучения грамоте в подготовительной группе по теме: «Буква У»

                                               Подготовила и провела...

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте на тему "ПОБЕДА"

В публикации представлен конспект открытого итогового занятия по подготовке к обучению грамоте на тему "ПОБЕДА"....

Конспект открытого занятия НОД в старшей группе «Звук [К]. Буква К.»

Знакоство со звуком и буквой "К" на материале лексической темы "Транспорт". Воспитание положительного отношения к учебной  деятельности, самостоятельности, активности....

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки [ф] И [ф’]. Буква «Ф».

Категория обучаемых: Подготовительная к школе коррекционная группа(дети с ЗПР).Цель: учить выделять звуки [ф] и [ф’]: изолированно, в слогах, в словах.Задачи:Учить выделять звуки [ф] и [ф&rsquo...

Конспект логопедического занятия «Мебель.Знакомство с новым звуком [Р], [Р’] и буквой «Р»

Цель: Закрепить знания по теме: «Мебель». Познакомить детей со звуками [Р], [Р’] и буквой «Р».Задачи:Коррекционно— образовательные:Закрепля...