Конспект открытого занятия по подготовке к грамоте "Согласные звуки С и С' , буква С"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
В конспекте представлены интересные задания на выявление слов, содержащих звуки С и С', на определение места звуков в словах (в начале, в середине, в конце слова).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_soglasnye_zvuki_s_i_s.docx | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8
Выборгского района Санкт-Петербурга
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области
«Речевое развитие»
в старшей группе на тему «Согласные звуки C и С’, буква С»
Воспитатель: Торопченкова К.В.
Санкт-Петербург
2022
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Физическое развитие»
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
1) Формировать представления о согласных и гласных звуках, о твердости и мягкости согласных звуков, познакомить с согласными звуками С и С’, с буквой “C”
2) Способствовать развитию логического мышления
Образовательная область «Речевое развитие»:
1) Расширять словарный запас
2) Развивать фонематический слух
3) Учить определять местонахождение звука в словах
Образовательная область «Физическое развитие»:
1) Обеспечивать условия для удовлетворения потребности в движении
2) Развивать мелкую моторику рук
Методы и приемы:
- практические:
- наглядные:
- словесные:
Материалы и оборудование:
куклы: мальчик Семен и девочка Саша, распечатанные картинки с вагончиками, синие, зеленые и красные фишки-квадратики по одной штуке каждого цвета на ребенка.
Предварительная работа:
Логика образовательной деятельности:
№ п/п | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
ционный момент, введение в игровую ситуацию | В гости приходят куклы: мальчик по имени Семен и девочка по имени Саша Воспитатель: Ребята, Семен и Саша приготовили для вас загадки. Отгадаете? Дети отгадывают загадки: Высокое хвойное дерево: (сосна) Птица с желтой грудкой (синица) Усатая рыба (сом) Что мы видим, когда спим (сон) То, на чем мы сидим (стул) | Дети: да | Вызвать интерес у детей, формировать эмоциональный положительный настрой |
2 Артикуляционная гимнастика, выполнение дыхательных упражнений. 3 Практическое упражнение 4 Чистоговорки 5 Физминутка 6 Выполнение практического задания 7 Скороговорки | Воспитатель: Ребята, какие звуки мы слышим в начале слов-отгадок? (“С”) А в слове синица? Эти звуки согласные или гласные? А чем отличаются эти звуки? Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной согласной буквой – буквой “C” и звуками “C” и “C’ ”, которые она обозначает. А чтобы наши язычки хорошо работали, давайте сделаем для них небольшую зарядку. (проводится артикуляционная гимнастика) Дыхательные упражнения: “Насосы” (насос большой работает: вдох и выдох “С”, а маленький насосик: вдох и выдох “СЬ” (часто повторять) Воспитатель: Ребята, я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте: Солнце греет все теплей, Начинается капель. Снег с полей бежит ручьями, В какое время, угадали? (Весной) У вас, ребята, какое настроение бывает Весной? Весеннее солнышко растопило снег на полянке и стали распускаться цветы. Семен и Саша хотят сделать красивые клумбы с цветами. Давайте поможем им правильно распределить цветы по клумбам. На синюю клумбу нужно посадить цветы, в названиях которых есть твердый звук “С”, а на зеленую клумбу – те, в которых есть мягкий согласный звук “С’ ” А как вы думаете, почему у нас клумбы синего и зеленого цвета? Куклы: Ребята, посмотрите, кто это прилетел на запах цветов? Вы не боитесь осу? Эта оса принесла нам игру “Чистоговорки” Хотите поиграть? Воспитатель: Са-Са-Са, прилетела к нам (оса) Со-со-со, у машины (колесо) Сы-Сы-Сы, у сома (усы) Физминутка: Поработали мы дружно, Отдохнуть теперь нам нужно. Раз подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре ноги шире. Пять руками помахать. Шесть на месте постоять. Тихо сядем, дружно встанем И закроем все глаза. Наступает, наступает, Наступает тишина. Ребята, Саша и Семен любят играть в паровозики. Они принесли паровозики и для вас. (У каждого ребенка паровозик с тремя окошками, воспитатель называет слово, ребенок определяет звук “С” или “С’ ” в этом слове, выбирает квадратик синего или зеленого цвета и ставит на 1-е окошко, если звук в начале слова, на 2-е окошко, если звук в середине слова и на 3-е окошко, если в конце слова). Воспитатель: Ребята, а чтобы научится четко говорить, полезно проговаривать скороговорки. Давайте вместе выучим несколько новых скороговорок, в которых много слов со звуком “С” Лиса со скалкой, Света со скакалкой В миске кислая капуста, а в пустой кастрюле пусто | Дети: звук “C” Звук “С’ ” Дети: согласные, “С” – твердый звук, а “С’ ” – мягкий звук. Дети выполняют упражнения “Вкусное варенье”, “Качели”, “Часики”, “Блинчики”, дыхательное упражнение “Насос” Дети: весной Дети: радостное, веселое, хорошее Дети выполняют задание (у каждого на столе 6 цветов, используя геометрические фигуры из математических наборов дети выкладывают синюю и зеленую клумбы на столе. В них распределяют цветы Дети: потому, что синим цветом мы обозначаем согласные твердые звуки, а зеленым – согласные мягкие звуки. Дети: оса. Не боимся Дети: да Дети выполняют движения согласно тексту Дети определяют твердый или мягкий звук в слове, находят его место в слове и закрывают соответствующее окошко в паровозике Дети повторяют скороговорки несколько раз сначала совместно с воспитателем, потом по одному. | Формировать у детей представление о согласных и гласных звуках, учить различать твердые и мягкие согласные звуки Развитие артикуляционного аппарата Учить различать слова с твердым согласным звуком “С” и мягким согласным звуком “С’ ”, развивать фонематический слух Формировать четкое произношение Удовлетворять естественную потребность в движении Учить определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце) Развивать дикцию, четкое произношение |
8. Актуализация знаний 9 Игра “Исправь предложение” 10. Подведение итога. | Ребята, а чем же отличается звук от буквы? Какой же буквой обозначаются звуки “С” и “С’ ”? Буква “О” жила на свете Что же с ней случилось, дети? Вдруг кусочек “О” исчез, Послучилась буква “С” [эс] Игра с мячом: “Исправь предложение” Воспитатель бросает мяч ребенку, называет предложение, ребенок исправляет ошибку и бросает мяч обратно: Суп ест Соню Сапоги надели Саню Бусы носят Соню Сосна сидит на сове Кусок мяса ест собаку Небеса летят в самолете Самокат едет на Сереже Воспитатель: С какой буквой мы сегодня познакомились вместе с Сашей и Семеном? Какие звуки обозначаются этой буквой? Они согласные или гласные? Ребята, куклы Саша и Семен прощаются с вами, им пора возвращаться домой. Они говорят вам: “До свидания!” | Дети: звуки мы слышим и произносим, а буквы – читаем и пишем, буквы обозначают звуки. Дети: буквой “С“ [эс] Дети говорят предложение правильно Дети отвечают | Закреплять знания об отличии звука и буквы. Познакомить с буквой “С” Развивать логическое мышление, формировать правильную речь Рефлексия: закрепить в памяти то, что узнали на занятии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по подготовки к обучению грамоте
Конспект занятия по обучению грамоте, как элементу комплексного подхода к развитию речи. Занятие разработано для детей подготовительного возраста со зрительными нарушениями и нормой речевого развития....
Конспект открытого занятия по подготовки к обучению грамоте
Подготовка к бучению грамоте, как элемент комплексного подхода к развитию речи. Занятие- путешествие разработано для детей подготовительного возраста. Направлено на развитие фонематического слуха, свя...
Конспект открытого занятия по обучения грамоте в подготовительной группе по теме: «Буква У»
Подготовила и провела...
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте на тему "ПОБЕДА"
В публикации представлен конспект открытого итогового занятия по подготовке к обучению грамоте на тему "ПОБЕДА"....
Конспект открытого занятия НОД в старшей группе «Звук [К]. Буква К.»
Знакоство со звуком и буквой "К" на материале лексической темы "Транспорт". Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, самостоятельности, активности....
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки [ф] И [ф’]. Буква «Ф».
Категория обучаемых: Подготовительная к школе коррекционная группа(дети с ЗПР).Цель: учить выделять звуки [ф] и [ф’]: изолированно, в слогах, в словах.Задачи:Учить выделять звуки [ф] и [ф&rsquo...
Конспект логопедического занятия «Мебель.Знакомство с новым звуком [Р], [Р’] и буквой «Р»
Цель: Закрепить знания по теме: «Мебель». Познакомить детей со звуками [Р], [Р’] и буквой «Р».Задачи:Коррекционно— образовательные:Закрепля...