Конспекты занятиий по обучению грамоте для детей 6-7 лет.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.21 КБ |
![]() | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: ЗВУК И БУКВА «Ж»
ЦЕЛИ: Коррекционно-образовательные:
-Формирование предикативной функции речи и «семантического поля» слова «Жук»; формирование функции словоизменения.
II. Корекционно - развивающие:
1. Воспитание правильного артикуляционного уклада на звук «Ж».
2. Автоматизация звука «Ж» в слогах, словах, предложениях.
3. Развитие фонематического слуха и восприятия.
4. Закрепление знаний о насекомых и действиях которые они выполняют.
III. Коррекционно-воспитательная:
Воспитание любви к природе и её обитателям.
Оборудование: зеркала, наборы для составления схем, предметные картинки с изображением насекомых, таблица акустико-артикуляционной характеристики звука.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Какой звук чаще всего слышится:
Жук отважный однажды,
Жужжа, ожидал ужин важный.
Должен он был за ужином
Обслуживать жужелиц дюжину.
2.Общее расслабление.
Упражнение «Кулачки».
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко с напряжением,
Пальчики прижаты,
Пальчики сильней сжимаем-
Отпускаем, разжимаем.
Знайте девочки и мальчики
Мы с вами отдыхаем.
3.Развитие общей моторики.
Упражнение «ЖУК».
Жук ползёт по ветке – по положенной на пол узкой доске. Падает с ветки на землю - на пол, болтает лапками (руками и ногами), затем переворачивается, встаёт и «летит», на бегу взмахивает руками – «крыльями».
4. Развитие мелкой моторики.
Я весёлый майский жук,
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу
А зовут меня Жу-жу.
Не кусай комарик злой
Я уже бегу домой.
(Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны- «усы», пошевелить ими. Сжать кулачок, указательный палец вперёд (хоботок). Мизинец и большой пальцы, расслабив опустить вниз –«лапки»)
5. Массаж лица.
По общим правилам.
6. Развитие мимических мышц.
После массажа любуемся собой:
- Возмутились.
- Рассердились.
- Нахмурились.
- Удивились.
- Обрадовались.
7. Артикуляционная гимнастика.
- Округлить губы при сближенных зубах.
- Рот широко открыт, удерживание широко распластанного языка под счет на нижней губе.
- Широким языком обнять верхнюю губу, верхние зубы, занести язык в форме «чашечки» в рот.
- Удерживание языка в положении «чашечки» под счет снаружи рта и за верхними зубами.
- Занесение языка в положении «чашечки» за верхние зубы с подключением сильного ротового выдоха. ( Все упражнения выполняются перед зеркалом с подключением тактильного контроля.)
8. Работа над развитием дыхания и голоса.
В магазин жуки ходили
Шарик там себе купили:
Будут шарик надувать,
Будут шариком играть.
Раздувайся наш шар,
Раздувайся большой,
Оставайся такой и не лопайся!
(Контроль за движением брюшной стенки).
- Объявление темы занятия:
Сегодня мы с вами отправимся в страну «Жужандию», где проживают разные насекомые, а главный правитель у них жук. C приходом весны пробуждаются жители этой страны.
- Акустико-Артикуляционный образ звука.
Проверь, правильно ли у тебя работают губы, язык.
Губы вытяни бубликом, рупором; кончик языка поднимай за верхние зубы; боковые края языка прижимай к верхним коренным зубам; язык должен принять форму чашечки; превратись в жука и пожужжи так, как на лугу жужжат настоящие жуки;
Приложи руку к горлу, почувствуй, как работают твои голосовые складки.
Звук «Ж» –согласный, твёрдый, звонкий, шипящий.
11. Соотношение звука с буквой.
Это буква широка
И похожа на жука
И при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж!
С.Маршак.
12. Развитие фонематического слуха.
Игра «Чудо-дерево».
Украсить дерево игрушками, в названиях которых имеется соответствующий звук.
13. Автоматизация звука «Ж» в слогах:
Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.
14. Закрепление звука в словах. Звуковой анализ с графической записью.
15. Закрепление звука в предложениях.
По заданной схеме составить предложение со словом «жук» и «жужжандия».
16. Физкультминутка.
По бокам себя пошлёпай!
Можем хлопать за спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо машем!
Влево машем!
И крест на крест
Руки сложим.
17.Формирование лексико-грамматической стороны речи.
Логопед: Итак, мы отправляемся в Жужжандию. Это, ребята, страна насекомых: Как вы думаете, кто там живёт?
Дети перечисляют:
Бабочка, муха, пчела, оса, жук, комар, стрекоза, кузнечик, паук, муравей.
Логопед: Сегодня мы будем говорить о том, что умеют делать жители этой страны и поиграем в игру: «Один –много».
Бабочка порхает, а бабочки …/ порхают/.
Пчела мёд собирает, а пчёлы мёд …./собирают/.
Оса жалит, а осы … /жалят/.
Жук жужжит, а жуки … /жужжат/.
Комар звенит, а комары … /звенят/.
Стрекоза стрекочет, а стрекозы …/стрекочут/.
Муха в дом залетает, а мухи … /залетают/.
Кузнечик прыгает, а кузнечики …/прыгают/.
Паук паутину ткёт, а пауки … /ткут/.
Муравей муравейник строит, а муравьи …/строят/.
18.Домашнее задание.
К занятию №43.
19. Итог занятия.
В какой стране побывали?
Кто главный правитель?
Какой звук он издаёт?
Кто его подданные?
20.Оценка работы детей.
Предварительный просмотр:
Тема: Звук и буква И.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
-дать понятия о механизме образования звука И;
-формирование умения образовывать прилагательные от существительных.
Корекционно-развивающие:
-работа по развитию фонематических процессов;
-работа по развитию дыхания, голоса;
-выделение звука И из состава слогов , слов, предложений.
Коррекционно-воспитательные:
-привитие навыка поведения на занятиях;
-воспитание бережного отношения к деревьям и природе в целом.
Оборудование: зеркала, тетради, карандаши, профили артикуляции звука, предметные картинки со звуком И в начале, середине и конце слова и деревьями, пособие «Домик».
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Отобрать картинки с лиственными деревьями.
2.Общее расслабление.
3.Развитие общей моторики.
4.Развитие мелкой моторики. См. занятие «Звуки У-А»
5.Массаж лица.
6.Развитие мимических мышц.
7.Развитие артикуляционной моторики.
для челюсти - имитация жевания;
для губ - «колесико»,удержать губами витаминку;
для языка - «иголочка»-«лопаточка».
8.Работа над дыханием и голосом.
Рука на диафрагме.
выдох
Стоя пауза шумный выдох
вдох
Голосовые упражнения:
ИИИИ АУИ АУИ АУИ АУИ
9.Объявление темы.
Сегодня мы с вами познакомимся со звуком И.
10. Акустико-артикуляционный образ звука.
Произношение изолированного звука И с подключением орального,
тактильно-вибрационного и акустического контроля.
Характеристика звука И (с опорой на схему). Звук И гласный- воздух выходит свободно через рот, не встречая преграды, поется, обозначается красным цветом.
11.Соотношение звука с буквой.
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?- Три!
А какая буква – буква И.
Отыскивание буквы И в разрезной азбуке.
12.Развитие фонематического слуха.
Отобрать картинки со звуком И в середине слова. Звук И в словах произносится утрировано.
13. Автоматизация звука в слогах.
Звуковой анализ слогов типа: ИП, КИ. Выкладывание схемы слогов из цветных фишек.
14.Закрепление звука в словах.
Звуковой анализ слова КИТ: сколько звуков в этом слове? Назови первый звук, назови второй, назови последний звук.
Определение места звука в названии картинок , выставленных на доске. Игра «Домик» -На плакате нарисован домик с тремя окошечками: картинка со звуком И в начале слова помещается в первое окошко, в середине- во второе, в конце- в третье.
Ребенок:»Я поселю иголку в первое окошко, потому что звук И находится в начале слова».
15.Закрепление звука в предложениях.
Составление предложений со словами в которых присутствует звук И , деление их на слова, запись графической схемы.
16.Физкультминутка.
А сейчас вы изобразите деревья и листочки, которые качает ветерок. Дует легкий ветер- листочки едва шевелятся .
Дети имитируют легкое дуновение ветра и слегка шевелят пальцами.
Сильный ветер - качаются деревья: наклоны туловища.
Осенние листочки на веточках сидят.
Осенние листочки ребятам говорят:
Осиновый: а-а-а! Рябиновый: и-и-и.
Дубовый: о-о-о! Березовый: у-у-у.
17.Формирование лексико-грамматической стороны речи.
Назовите правильно листья.
(С опорой на картинки.)
Лист дуба - дубовый,
Лист берёзы – берёзовый,
Лист липы – липовый,
Лист рябины – рябиновый,
Лист осины – осиновый,
Лист клёна – кленовый,
Шишка сосны – сосновая,
Шишка ели – еловая.
18. Домашнее задание.
К занятию №4.
19. Итог занятия.
С каким звуком познакомились?
Какой это звук?
Какие деревья называли? Назовите их.
20.Оценка работы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по обучению грамоте для детей подготовительной группы.
Учимся играяОбучение грамоте, 6-7летМногие современные родители хотят, чтобы перед поступлением в школу их ребенок обязательно научился читать, чтобы у него был развит фонематический слух.Я считаю, чт...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)
Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие. p1010388.jpg...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/14/picture-143477-1352889194.jpg)
конспект занятия по обучению грамоте для детей с онр в подготовительной группе
Конспект занятия в подготовительной логопедической группеТема:"Звуки (Д) (дь) и буква Дэ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/23/picture-664583-1442977182.jpg)
Конспекты занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста
Здесь Вашему вниманию представляю конспекты занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/16/picture-709481-1447684766.jpg)
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР по теме "Звук и буква [с]"
Занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме включает в себя разнообразные коррекционные упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/22/picture-705658-1490163969.jpg)
Конспект занятия по обучению грамоте у детей с ОНР "Звук С"(на материале лексической темы "Зима")
Закрепить изолированное произнесение звука С....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/12/picture-767262-1457799055.jpg)
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы "Шум дождя"
Упражнять детей в звуковом анализе слов, в выделении одинаковых звуков в начале и в конце слова. закрепить названия букв, знания о различии гласных и согласных звуков, умение давать основные характери...