ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Звуковой анализ слова"
материал (подготовительная группа)

Звуко – буквенный анализ слова – неотъемлемая часть обучения грамоте.

Данное умение  начинают формировать в детском саду в подготовительной к школе группе и продолжают в течение всего времени обучения. Ведь это основа и чтения, и письма. Однако, очень часто такой анализ слова вызывает затруднения не только у детей, но и у родителей. Поэтому попробуем определить, что включает в себя данная операция, и как помочь ребенку лучше ее освоить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_roditeley_-_zvukovoy_analiz_slova.docx254.54 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА.

Наша речь состоит из предложений.

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из звуков.

Звук - это то, что мы слышим и произносим.

Буква - это то, что мы видим и пишем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки - звуки, при произношении которых, воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].

На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».

Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.

Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука:  «я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо],

 в следующих случаях:

 - в начале слова (яма, юла);

 - после гласного звука (маяк, заюшка);

 - после мягкого и твердого знаков (семья, подъем).

В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук:  «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).

Согласные звуки - звуки, звуки, при произношении которых, воздух, выходящий изо рта встречает преграду.

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают,  то есть горлышко не дрожит):  [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р]..

Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]  

могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

ПРИМЕР ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА слова ДОМ        

                 

        Картинки домиков для занятий.

Ребенок проговаривает слово:

  • выделяя первый звук даёт характеристику первому звуку: звук [д] – согласный, твердый, звонкий; обозначаем синим цветом).
  • выделяя второй звук: дО-О-Ом. Второй звук [о]- гласный, обозначаем красным цветом;
  • выделяя третий звук: доМ. Третий звук [м]- согласный, твердый, звонкий; обозначаем синим цветом  

 

Задаём вопросы ребенку:

-Сколько всего звуков? Назови слово по звукам

-Сколько согласных звуков? Назови их

-Сколько гласных звуков? Назови их

-Сколько слогов?  (вспоминаем правило: сколько в слове гласных столько и слогов)

Назови первый слог, второй и тд. (можно спросить не попарядку)

Подготовила: учитель-логопед Титова Валентина Алексеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ слов и предложений. Памятка для родителей.

Материал для родителей детей-логопатов...

Памятка для родителей "Звуковой анализ слова"

ПАМЯТКА для родителей.ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА.Наша речь состоит из предложений.Предложения состоят из слов.Слова состоят из звуков.Звук - это то, что мы слышим и произносим.Буква...

Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

Памятка для родителей "Как проводить звуковой анализ слов"

Материал предназначен для помощи родителям в обучении детей звуковому анализу слов...

Памятка для родителей по звуко-буквенному анализу слов

Данная памятка поможет родителем разобраться в таком сложном для них звуко-буквеном анализе слов. В ней приведены примеры фонетического разбора слов, классификация звуков в виде схемы....

Памятка для родителей по подготовке детей к обучению грамоте. Звуко-буквенный анализ слова.

Памятка  предназначена для родителей с целью восполнить пробелы в знаниях фонетического разбора слов (звуках речи русского языка), грамотно выполнять с детьми домашнее задание....

памятка для родителей по звуковому анализу слова

Данный материал поможет родителям освежить в памяти звуковой анализ слов...