Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Шведова Наталья Сергеевна

Образовательные задачи:

  • закрепить понятия «согласный звук», «гласный звук»;
  • продолжать учить различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки [c] и [c’] на слух;
  • продолжать закреплять навыки звукового анализа;
  • познакомить с буквой «С»;
  • уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ;
  • учить определять место звука в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении);

Развивающие задачи:

  • развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук;
  • побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к познавательной деятельности, инициативности, самостоятельности, умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей;
  • воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;
  • воспитывать у детей самоконтроль за речью;
  • воспитывать навыки общения в игре и на занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_gramote_zvuk_s_s.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе.

Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С»

Цель: Познакомить со звуками [с], [с’] и буквой «С».

Образовательные задачи:

  • закрепить понятия «согласный звук», «гласный звук»;
  • продолжать учить различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки [c] и [c’] на слух;
  • продолжать закреплять навыки звукового анализа;
  • познакомить с буквой «С»;
  • уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ;
  • учить определять место звука в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении);

Развивающие задачи:

  • развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук;
  • побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к познавательной деятельности, инициативности, самостоятельности, умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей;
  • воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;
  • воспитывать у детей самоконтроль за речью;
  • воспитывать навыки общения в игре и на занятии.

Оборудование:

Изображение Солнышко, бантики, демонстрационные и раздаточные предметные картинки на заданные звуки [с] и [с’]; цветные квадратики для звукового анализа; демонстрационные карточки с буквами «С», «с», игрушка Сова, альбомные листы; простые и цветные карандаши.

Ход занятия.

Приветствие:

(Дети в кругу)

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

В.: А когда начинается утро, к нам приходит Солнышко!

(Хоровод)

Солнышко на небе раньше всех встаёт.

Поздно спать ложится,

Как не устаёт?

Я бы не смогла так —

По его пути,

За один денёчек

Небо всё пройти!

В.: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Солнышко).

Правильно. Оно хочет согреть нас в эти осенние деньки и поиграть с вами.

Вопросы:

  • Ребята, давайте с вами вспомним, чем отличаются звуки от букв?

(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).

  • Какие звуки называются гласными?

(Звуки, которые можно долго тянуть, пропеть, при этом во рту не образуется преграды).

  • С какими гласными звуками мы с вами уже познакомились?

(А, О, У).

  • Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в схеме слова?

(Красным).

  • Какие звуки называются согласными?

(Те звуки, при произнесении которых воздух встречает препятствие – губы, зубы.).

  • С какими согласными звуками мы с вами уже знакомы?
  • Каким цветом в схеме слова мы обозначаем согласные звуки?

(Синим).

Игра.

Посмотрите на доске несколько букв, они знакомы вам?

Давайте вспомним, какие звуки они означают?

Прикрепите синий или красный кружочек под буквой, в зависимости от того гласный это или согласный.

Молодцы! Солнышко очень довольно.

Анализ слова (СОЛНЫШКО) (фишки)

  • сколько звуков в слове?
  • сколько гласных?
  • сколько согласных?
  • какой первый звук?
  • сколько слогов в слове?

Основная часть.

Речевая зарядка.

В.: Ребята, давайте произнесем все вместе речевую зарядку. И попробуем догадаться с какими звуками и буквой мы сегодня познакомимся.

СА – СА – СА – в лесу бегает лиса.

СО – СО – СО – у Вовы колесо.

СИ – СИ – СИ – сук в рук е неси.

УСЬ – УСЬ – УСЬ – на лугу пасется гусь.

Догадались? (Ответы детей).

Новый материал.

В.: Сегодня мы с вами познакомимся с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С».

Фонематическая зарядка.

В.: Когда воздушный шарик начинает сдуваться, воздух из него выходит так

[с – с – с].

Давайте все вместе произнесем. (Дети произносят).

Артикуляция звука.

В.: Обратите внимание, что когда мы произносим звук [с] наши губки растянуты в улыбке, а кончик язычка спрятался за нижние зубки. Давайте проверим какая струйка воздуха выходит изо рта, когда мы произносим звук [с], теплая или холодная? Подставьте ладошку.

(Холодная струя воздуха).

Характеристика звука [с].

В.: Звук [с] гласный или согласный? Как вы определили?

(Согласный, т. к. воздух встречает препятствие - зубы.)

Давайте определим звук [с] глухой или звонкий? Помните, что домик нашего голоса – это горло. Положим ладошку на горлышко и произнесем звук [с] – дрожит горлышко или нет?

(Горлышко не дрожит, значит, звук [с] глухой).

Значит звук [с] – согласный, глухой.

(Попросить повторить 2-3 детей).

Каким цветом в схеме слова мы будем обозначать звук [с]?

(Синим).

Давайте разучим скороговорку.

Глядят подсолнухи на солнышко, а солнышко – на подсолнушки.

В.: Солнышко предлагает вам поиграть в игру.

Игра «Поймай звук «С».

Хлопнуть в ладоши, когда услышат звук «С»:

а, у, с, з, и, с, о, м, с ;

за, та, су, ми, со, ма, са ;

нос, дым, сом, дом, собака, мыши, усы …

Игра «Бантики для Солнышка»

Нужно прикрепить бантик солнышку и назвать слово, начинающееся на звук [с].

(Собака, стол, сыр, сова, сын, свет, соболь, слива, сушка, сухари).

Нужно прикрепить бантик солнышку и назвать слово, где звук [с] стоит в середине слова:

(Весы, бусы, волосы, косы, паруса, крыса, носы).

Звук [с] стоит в конце слова:

(Волос, парус, нос, поднос, автобус, абрикос, ананас, лес, квас).

Молодцы.

Игра «Какой, какая, какое, какие?»

Утро осенью - осеннее утро

Сок из апельсина - апельсиновый сок

День весной - весенний день

Сок из ананаса - ананасовый сок

Листья сосны - сосновые листья

Сок из сливы - сливовый сок

Листья осины - осиновые листья

Суп из фасоли - фасолевый суп

Погода осенью - осенняя погода

Игра «Скажи наоборот».

Употребление антонимов.

кислый - сладкий

низко - высоко

трусливый - смелый

медленно - быстро

веселый - грустный

дружить - ссориться

пасмурный - ясный

Физминутка.

Ходит осень по дорожке

Промочила в лужках ножки.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клена листья сбросил

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

Знакомство с буквой С.

С – от бублика кусок,

Кто-то съел в нём правый бок.

На снегу подковы след.

«С» - сверкает силуэт.

Из веревочки кольцо

Послужило нам для О,

А для С теперь возьмем

Колечко справа разомкнем.

Показ буквы С.

В.: На что похожа буква С? (Ответы детей)

Написание буквы С пальцем в воздухе.

Дифференциация звуков:

«Чистоговорки»

Са-са-са - бегает лиса.

Се-се-се - ленточки в косе.

Со-со-со - мне дали колесо.

Си-си-си - подъехало такси.

Су-су-су - ягоды в лесу.

Ась-ась-ась - плавает карась.

Сы-сы-сы - тикают часы.

Ось-ось-ось - на поляне лось.

Ас-ас-ас - свет в окне погас.

Ос-ос-ос - на палубе матрос.

Си-си-си - сена накоси.

Ус-ус-ус - на ёлке много бус.

Усь-усь-усь - подходит гусь.

Ыс-ыс-ыс - такса ловит крыс.

Ысь-ысь-ысь - в капкане рысь.

В.: Ребята, Солнышко хочет к другим деткам ещё заглянуть на занятия, ему пора уходить. Что же ему подарить на память. А давайте нарисуем букву С.

Итог.

Ребята, вы справились со всеми заданиями.

Солнышко ушло, а что нового вы узнали сегодня?

С какими звуками вы познакомились? (Со звуками [с], [с’])

Звук [с] какой? (Согласный, глухой, твердый или мягкий.)

С какой буквой вы познакомились? (С буквой «С»).

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ОНР по теме: "Звуки А, У. Буквы А, У."

Занятие в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет по обучению грамоте. Проводится с целью закрепления знаний детей об изученных звуках А и У, обучения выделению этих звуков ...

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".

Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

Тема "Тема: Звуки С, СЬ. Буква С."

Тема: Звуки  С, СЬ. Буква С.    Цели:Знакомство и уточнение артикуляции звуков С СЬ, знакомство с буквой С.Дифференциация С, СЬ в словах, фразах, связной речи.Развитие фонемат...

Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звуки [р], [р\']" буква Р» Лексическая тема: «Весна»

Конспект НОД предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп. Цель: сформировать у учащихся представление о звуках [Р], [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графич...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки С, СЬ. Буква С.» Лексическая тема «Овощи»

Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука С, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; учить согласовывать существительные с прилагательными. Развиват...

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Ё] – [Ю]. Буквы Ю, ю. Ё, ё.

Цель: обучение дифференциации звуков [Ё] – [Ю] и букв Ю, ю, Ё, ё в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...