занятие с использованием песочного столика. Путешествие в страну букв.
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа)

Татьяна Олеговна Дикарева

Занятие " Путешествие в страну волшебных букв" ( с использованием песочного столика), направлено на повторение изученных букв А,О, У, И, а также знакомство с новой буквой Ы  и ее звуком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в страну волшебных букв»

Цель:

 Повторить изученные буквы А, О, У, И, познакомиться с буквой Ы и звуком [ы].

Развивать психические процессы (внимание, память)

• Развивать эмоционально- чувственный мир детей.

• Развивать мелкую моторику

Материал: Песочница, в ней песок ,  буквы, картинки.

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей к песочнице.

Ритуал «входа» в Песочную страну:

В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди

Воспитатель: А теперь повторим правила поведения:

Здесь нельзя кусаться, драться!

И нельзя песком кидаться! 

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите, мы с вами очутились в стране волшебных букв. Давайте найдем их на песочке (дети находят буквы А,О,У,И и поют звуковые песенки этих букв).  Это гласные звуки, которые  мы уже знаем: [а, о, у, и]. Правильно, молодцы.

-А звуки [а, о, у, и] какие? Да, гласные. Мы произносим их свободно, во рту нет препятствий.

- А теперь послушайте, какие песенки я вам пропою: аы – оы – уы-иы .

-Какой новый звук вы услышали?

-Да, верно. Прозвучал звук[ы] . Он у нас тоже гласный звук. И обозначается он вот таким символом.(Выставить на песке  букву Ы).

-Ребята, поиграем в игру «Один – много». Я называю один предмет, а вы много: Кукла – куклы, гриб – грибы, машина – машины, лимон – лимоны, шкаф – шкафы, стол – столы, шар – шары, тыква – тыквы, кот – коты, зонт – зонты, ягода — ягоды, дуб – дубы, зуб – зубы, банан – бананы, двор — дворы, забор — заборы, комар — комары, топор — топоры.

- А теперь давайте вместе пропоем звук ы; - громко, тихо, кратко, длинно.

А теперь остановимся.

Дыхательная остановка.

- Нарисуем на песочке деревья , а мы будем, как ветер, дуть на них . Дует сильный ветер «Ы-Ы-Ы», раскачивая деревья, низким голосом протягивайте звук. Ветерок стих, стал легким (высоким голосом). Повторить.

- Посмотрите, у нас на песочке лежат карточки. Каждый берет одну карточку. Назовите громко свои предметы. Какой звук повторился много раз? Да, звук[ы] .

 Давайте назовем слова со звуком [ы], которые называли .

Звук [ы] - особенный. Он никогда не бывает первым, всегда находится в середине, или в конце слова.

Звук[ы] можно петь?

Дети: да.

Воспитатель: При пении

- Губы открыты или смыкаются? ( дети :открыты) .

- Зубы открыты или смыкаются? (дети: открыты) .

- Где находится язык? (он лежит на дне рта) .

- Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (нет) .

А сейчас - остановка словообразовательная( будем образовывать новые слова, в которых появится [ы]  :

- У соседей сад, у звука [ы] – сады (пример, говорит воспитатель, далее множественное число образуют дети) .

- У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды.

- У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы.

- На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы), не овца, а (овцы), не коза, а (козы).

- И дома у звука [ы] не комната, а (комнаты), не диван, а (диваны) .

- Интересно, ребята, только появился звук [ы] в конце слова, предметов стало больше.

-А сейчас познакомимся с буквой Ы( выставить на песочке), попробуем нарисовать букву Ы на песочке:

   Бывает эта буква

   В конце и в середине:

   В конце капустЫ, брюквЫ,

   И в середине дЫни.

Ребята, посмотрите, на что похожа буква Ы.

   Вот топор, полено рядом-

   Получилось то, что надо,

   Получилась буква Ы,

   Все мы знать ее должны.

 Начинаем рисовать букву Ы сверху, движемся вниз, делаем круг, рядом рисуем палочку сверху вниз. Молодцы. Повторим.

 Динамическая остановка.

-Немного отдохнем.

Тыр-пыр, восемь дыр, (хлопать в ладоши)

В каждой дырке - целый мир, (сделать руками большой круг)

В каждом мире - вкусный сыр, (погладить себя по животу)

В каждом сыре - восемь дыр. (попрыгать на месте).

-Повторим.

А сейчас -остановка Загадочная.

-Ребята, отгадайте загадки:

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я,

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло) .

Деревянных два коня

Вихрем мчат с горы меня.

У коней обычай свой:

Летом спят, бегут зимой. (Лыжи) .

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (Цветы) .

Вильнет хвостом туда-сюда

И нет ее, и нет следа. (Рыба) .

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки. (Мышка) .

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес

-И исчез. (Дым)

Дети показывают картинки-отгадки, проговаривая и выделяя звук [ы]

Воспитатель: Какой звук слышится во всех этих отгадках?

Дети: [ы].

Воспитатель: Придумайте сами слова, в которых есть звук [ы] .

Дети: Сыр, дыра, Мойдодыр.

Воспитатель: Отправляемся дальше.

 А теперь построим домик для звука [ы], в котором будут жить

картинки с этим звуком.

Дети строят домик, размещают внизу картинки со звуком [ы]  в

середине и в конце.

Воспитатель: Ребята,  какую букву и какую звуковую песенку этой буквы мы узнали в песочной стране?( буква Ы и звук [ы] ) .

 А наше путешествие в стране волшебных букв закончено, мы должны отправляться обратно, в детский сад. 

Дети прощаются с картинками, с буквами.

Ритуал «выхода» из Песочной страны:

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие с использованием песочной игротеропии "Путешествие в Песочное царство"

Цели: развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств, осознание нравственных понятий детей посредством песочной игротерапии.Задачи: Образовательные. Создавать положительный эмоциональный микроклим...

Конспект логопедического занятия с использованием песочного игротренинга " Путешествие на остров сокровищ. Дифференциация звуков С-Ш."

Занятие разработано для детей семи лет с проблемами в дифференциации свистящих и шипящих звуков, с  проявлениями дизартрического компонента. Занятие микрогрупповое, фонетическое....

Конспект НОД занятия ко Дню матери с использованием песочного столика в средней группе

Конспект  НОД  занятия ко Дню матери с использованием песочного столикав средней группе Автор: Балабанова Вероника КареновнаЦель: Формировать представления о празднике «...

путешествие в песочную страну с использованием песочного столика

занятие посвящено рисованию на песочном столике космических жителей в песочной стране...

Конспект занятия по грамоте в старшей группе " Путешествие в страну Звукобуквию" ( с использованием песочного столика)

Занятие с использованием песочного столика посвящено совершенствованию анализа звуков и букв, закреплению знаний детей о гласных и согласных звуках, умению дифференцировать понятия " звук" и...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием песочного столика " В гостях у букв Ь и Ъ ".

Данное занятие посвящено повторению букв Ь и Ъ средствами пескотерапии , определению функции Ь и Ъ,  позиции этих букв в словах. Дети на занятии определяют, на что похожи буквы Ь и Ъ, выкладывают...