Конспект логопедического занятия с использованием песочного игротренинга " Путешествие на остров сокровищ. Дифференциация звуков С-Ш."
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Лебедева Олеся Владимировна

Занятие разработано для детей семи лет с проблемами в дифференциации свистящих и шипящих звуков, с  проявлениями дизартрического компонента. Занятие микрогрупповое, фонетическое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_zhurnal_-_kopiya.docx36.05 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка:

Занятие разработано для детей семи лет с проблемами в дифференциации свистящих и шипящих звуков, с  проявлениями дизартрического компонента. Занятие микрогрупповое, фонетическое. Дети прошли этап постановки и автоматизации свистящих и шипящих звуков, продолжается закрепление и упражнение в дифференциации свистящих и шипящих на материале звуков,  слогов, слов, приступили к дифференциации во фразе и предложении. Предварительная работа: систематические игры на развитие мелкой моторики, коррекцию дефектов звукопроизношения, развитие лексико-грамматических конструкций в песочнице; работа по развитию правильного речевого дыхания с опорой на специальныё карточки, работа по координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции,  работа с зашифрованными скороговорками.

 Ресурсы: специальная коробочка для фокуса, карта «Остров сокровищ», карточки с вариантами дыхательных  упражнений (дорожки: длинный выдох, отрывистый выдох, выдох с увеличением громкости, выдох с разным ритмом), песочница с песком, изображения туземцев, дракона Страшилы, изображение гор, картинки со звуками С и Ш в разной позиции, буквы А, У, О, Э, Ы, слоги-бусы с С и Ш, мяч, компьютер, фильм «Подводный мир», аудиозапись « Шум моря».

Цель: Дифференциация С-Ш в словах, фразах, предложениях.

Задачи

Содержание

Организация

Результат

I      Вводная часть          

1

Создать психологически комфортную обстановку. Способствовать вовлечению детей в совместную деятельность.

Развивать познавательную инициативу

Продолжать  формирование правильного речевого дыхания,  развивать координированную деятельность дыхания, фонации и артикуляции

Актуализировать имеющиеся знания по теме «Транспорт». Упражнять в умении отвечать предложением.

Продолжать работу по координации общей моторики с речью

Л: Ребята, здравствуйте! Я очень рада вас снова видеть!

Л: Ребята, вы любите фокусы? (Да) Посмотрите, у меня есть волшебная коробочка. Но у меня одной ничего не получается. Вы можете мне помочь?  

Л: Чтобы чудо случилось, мы должны спеть ей песенки.  Выберите песенку и карточку с дорожкой.

Дети выбирают «Дорожку» (вариант  выдоха) и песенку (гласный).

На карточках варианты: длинный выдох, отрывистый выдох, выдох с увеличением громкости, выдох с разным ритмом.

 Ребята, попробуйте все 4 песенки спеть

Л: 1, 2, 3 – коробочка чудо покажи! Дети достают появившуюся карту «Остров Сокровищ».

Л: Ребята, как мы можем воспользоваться картой?

Предполагаемый ответ: По ней можно отыскать клад.

Л: На чём можно отправиться в путешествие? Маша, как ты думаешь? (В путешествие можно отправиться на самолёте.  ( поезде, автомобиле, корабле).

Л: Валя, что это одним словом.

Предполагаемый ответ: Транспорт.

Л: Маша, назовите водный, воздушный, наземный транспорт.

Л: На чём можно отправиться в морское путешествие?

Предполагаемый ответ: на корабле.

Л: Ну что ж тогда назначаю вас юнгами (логопед одевает бескозырки детям)

Отправляемся в поход (марш)

Испытание нас ждёт.

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся.

Наша дружба так крепка.

Во всём поможет нам она.

По морям, по волнам (волнообразные движения руками)

Плывём к далёким островам

Л: Рассаживайтесь в корабле.

Дети стоят у круглого стола

Добиваться индивидуальных полных ответов

Дети встают в круг

Дети садятся за стол

Дети заинтересованы. Настроены на занятие, внимательно слушают.

Дети при выборе карточек договариваются, слушают друг друга. Упражнения выполняют на выдохе, плечи не поднимают, хорошо артикулируют гласные звуки.

Дети отвечают предложением, выслушивают друг друга.

Дети выполняют движения, координируя их с речью

II  Основная часть

2

Развивать  фонематический слух на материале неречевых звуков. Актуализировать личный опыт.

Звучит музыка «Шум моря».

Л: Ребята, какие звуки вы слышите? Маша? Предполагаемый ответ: Я слышу шум моря.

Л: Валя?  Предполагаемый ответ: Я слышу крик чаек?

Л: Какие звуки ещё можно услышать на море?

Предполагаемый ответ: На море можно услышать гудок корабля, крик дельфинов.

Дети чётко различают неречевые звуки, пользуются знаниями из личного опыта.

Развивать артикуляционную моторику.

Л: Посмотрите, как красиво вокруг. Удивимся. (Артикуляционное упражнение «Окошко»).

А теперь наш язычок будет широкий, как палуба. А вот он острый, как нос корабля. («Лопатка» - «Иголочка»)

Наш кораблик качается вправо – влево. («Часики»)

Волны поднимаются вверх и вниз («Качели»)

Как ласково пригревает солнышко. Нарисуем языком солнышко. («Круговые движения языком»).

Помоем верхнюю, нижнюю палубу («Чистим зубки»)

Упражнения выполнены точно, правильно, в нормальном темпе

Закреплять понятие о механизмах формирования звуков С и Ш.  Уточнить и сравнить артикуляцию и акустические признаки звуков  С и Ш.

Закреплять умение дифференцировать звуки С-Ш на материале звуков.

Л: Посмотрите, как надулись паруса. Это подул холодный ветер –с-с-с- закачались сосны.  Ребята, подскажите, где должен быть язычок, а губки. (Д: язычок за зубками, губки в улыбочке, на выдохе холодный воздух). На что ещё похож этот звук? (Д: льётся водичка, звук насоса). Проговорим вместе, индивидуально.

Подул тёплый ветер – ш-ш-ш – зашелестели листики. Где язычок? Как помогают губки? А воздух идёт какой? (Д: тёплый). На что похож этот  звук ещё? (Д: шипит шина, останавливается паровоз, шум прибоя). Поиграем. Я называю звуки, а вы показываете движения (С – качают руками, Ш – шевелят пальчиками)

Дети чётко произносят и различают звуки С-Ш

Содействовать самостоятельному определению темы занятия

Л: Ребята, как вы думаете, какие звуки мы будем сегодня различать?

Предполагаемый ответ: Мы будем различать С-Ш.

Отвечают полным предложением

Актуализировать в речи знание вежливых слов приветствия. Развивать тактильные ощущения пальцев рук. Учить умению действовать по очереди.

Л: Долго-долго плыли,

к острову приплыли

Необычный островок.

А на острове песок.

Л: Поздоровайтесь с песочком. Для приветствия можно использовать разные вежливые слова.

Дети: (кладут руки на песок, гладят его). Здравствуй, песочек! Добрый день, песочек! Привет, песочек!

Дети садятся перед песочницей

В активном словаре детей: здравствуйте, добрый день, доброе утро, привет. Дети умеют уступать друг другу, договариваться.

Упражнять в дифференциации звуков С-Ш на материале слогов.

Развивать фонематичекий слух.

Развивать тактильные ощущения пальцев рук.

Развивать координированную деятельность речи с движениями пальцев рук. Упражнять в чтении слогов

Л: Кто встречает нас на острове? (Д: Туземцы). Послушайте, как смешно они говорят?

Су-са-сы. Какой звук повторяется? (с)

Шу-ши-ша. Что общего в этих слогах? (Ш)

ШУ-ШУ-ШУ-СУ. Какой слог лишний?

СЫ-СЫ-ШИ-СЫ. Какой слог лишний?

Л: Поздороваемся с туземцами на их языке. Закройте глазки. На чьи пальчики будет сыпаться песок, тот повторяет за мной слоговую цепочку.

са-ша-ша

сы-ши-ши

сэ-ше-сэ

су-шу-су    

шо-со-шо

шу-су-шу

Л: Ребята, оказывается С и Ш любимые звуки туземцев. Они предлагают поиграть нам одновременно и со звуками, буквами и песочком. Вам нужно выкопать гласную букву и составить слог, используя согласные С, Ш. (Дети составляют слог). А теперь одновременно с песочком.  Дети выбирают действие с песком (перетирать, сыпать порциями, имитировать ходьбу, прыжки пальцами по песку, рисование линий, точек, сжимать и разжимать песок в кулачках и т.д.) и одновременно проговаривают слоги.  

Л: Туземцы очень любят бусы. Они предлагают собрать бусы из слогов. (Дети индивидуально читают получившиеся слоговые цепочки.)

Дети по очереди отвечают

Дети одновременно кладут руки на песок.

Дети внимательно слушают вопросы и правильно отвечают.

Дети реагируют на ощущения от сыпающегося песка на пальцы. Чётко и чисто дифференцируют С  и Ш в слогах.

Дети одновременно проговаривают слоги и выполняют упражнения с песком

Упражнять в дифференциации звуков С-Ш на материале слов. Развивать  фонематические процессы.  Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Л: Поиграли. Поменяйтесь местами. Пора в путь.

Пойдём  по песку двумя ножками; попрыгаем, как зайчики; как слон (кулачки); как змея (ребром ладони), как жучки (хаотичные движения пальцев)

Л: Шли, шли и в лес пришли.

Л: Заколдованный лес. В нём живёт заколдованное эхо, которое делает в словах ошибки. Вы пройдёте через лес, если найдёте и исправите ошибки.

Каска, санки, шамолёт-

Кто ошибку здесь найдёт?

Крыса, шлон, велосипед-

Есть ошибка или нет?

Шуба, шапка, сарфик, шаль-

Вновь ошибка? Очень жаль!

Шишка, шапка, камысы-

Где ошибка? Покажи!

Сумка, сабля, пылесош-

Где ошибка? Ты найдёшь?

Л: Эхо приготовило вам ещё одно задание. Игра с мячом. Нужно заменить С на Ш, чтобы получилось новое слово.

сок- шок                       сила-шила

суд-шут                        суметь-шуметь

мыс-мышь                   скала-шкала

крыса-крыша               стуки-штуки

басня-башня                сутки-шутки

каска-кашка                 миска-мишка

Дети работают одновременно, в паре.

Дети по очереди отвечают на вопросы

Логопед бросает мяч и говорит слово со звуком С, ребёнок возвращает мяч со словом с Ш

Движения пальцев точные, координированные.

Дети определяют на слух дефектное произношение, исправляют его.

Дети на слух преобразовывают слова. Ловко ловят мяч.

Упражнять в умении определять место звука в слове.

Отрабатывать употребление в речи предлогов над,  под. Упражнять в словоизменении (мн. число существительных, Р.п. существительных).

Развивать зрительную память

Л:Какое испытание следующее?

Дети: «Болото»

Л: Чтобы преодолеть болото, пойдём по кочкам (картинкам). Назовите картинку,  определите, наличие и место звуков С и Ш.

Предполагаемый ответ: Машина. Звук Ш в середине слова.

(Дети выставляют картинки в 2 ряда).

Л: Поиграем с картинками:

- «Следопыт» (с предлогами над, под)

- «Один-много»,      «Чего не стало?» (Логопед засыпает картинку песком. Дети отвечают предложением: «Не стало самолёта»).

Дети действуют по очереди

Дети дифференцируют С-Ш в словах. Отвечают развёрнуто.

Закреплять  умение делить слова на слоги на материале слов со звуками С-Ш

Л: Валя, что нас дальше ждёт? (горы)

Л: Ребята, обратите внимание у гор разное количество вершин. Вам нужно разложить картинки с одним слогом к горе с одной вершиной, с двумя слогами к горе с двумя вершинами и т.д. Итак, какие картинки мы положим к горе с одной вершиной? (Дети кладут к первой горе картинки, в названии которых один слог,  говоря:«В слове шкаф 1 слог»).

Дети владеют навыками деления слова на слоги. Отвечают предложением.

Снять повышенное мышечное напряжение. Координировать речь и движения.

Физкультминутка

Продолжаем путешествие.

Мы топаем ногами.

Мы хлопаем руками.

Киваем головой.

Мы руки поднимаем.

Мы руки опускаем.

            К сокровищам идём.

(Дети выполняют движения соответственно текста)

Дети координируют движения с текстом

Упражнять в умении выполнять звуковой анализ слов. Привлечь внимание, к тому, что у разных по звучанию слов может быть одинаковый звуковой анализ.

Л: Перед нами река. Чтобы речку перейти, мы сделаем мост. Мост из звуков. Чем мы обозначаем звуки? (Д: цветными фишками). Детям предлагаются две картинки: мишка и мышка.

Самостоятельно выполняют звуковой анализ. Свободно определяют место звуков.

Отрабатывать  дифференциацию звуков С-Ш на материале словосочетаний, предложений.

Учить согласовывать существительное и прилагательное с числительным. Развивать слуховое внимание, логическое мышление.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Л: Вот и последнее испытание. Мы в пещере у Страшилы, где спрятаны сокровища. Он отдаст их нам, если вы выполните его задания.

1. Посчитать до 5 сосновую шишку,  пушистую сосну. Будем считать и рисовать цифру на песке.

2. Вставь пропущенное слово в предложение.

С сосны … шишка.

Мишка … из миски.

Пожарный … каску.

Стал солить - не надо … .

  1.  «Исправь предложение»

Шоколад съел Соню.

Сосна упала с шишки.

Маска одела Сашу.

Мышка схватила кошку.

Миску положили в ложку.

  1. «Зашифрованные скороговорки». Прочитать зашифрованные скороговорки. Дети выбирают скороговорку, читают, затем меняются.

Л: Ребята, а ведь Страшила совсем не страшный. Посмотрите, ему одному скучно. Давайте его развеселим и расскажем потешки с движениям.

а) Шишки на сосне, а шашки на столе.

б) Наша большая пушистая кошка спит на окошке,

а ваша маленькая смешная кошка спешит уйти с окошка.

Л: Страшила очень нам благодарен. Он говорит, что с удовольствием отдаст сокровища. Закройте глазки. (В песочнице появляется большая ракушка с маленькими ракушками, цветными камушками, красивыми бусинами и пуговицами)

Дети отвечают индивидуально, по очереди

Дифференцируют звуки С-Ш в словосочетаниях, предложениях.

Дифференцируют звуки С-Ш в скороговорках.

Эмоционально отзываются

Развивать мелкую моторику рук. Закреплять знание букв С, Ш. Формировать умение выкладывать буквы из бусин на песке.

Л: Посмотрите, какая красота. Вам нравится? Что можно из них выложить.

Дети предлагают. Это мы обязательно выложим, а сейчас в благодарность Страшиле выложите буквы С и Ш. Молодцы!

Дети работают одновременно в песочнице

Дети держат бусину тремя пальцами. Движения точные, координированные.

Актуализировать знания детей по теме «Обитатели моря».

Снять повышенноё мышечное напряжение, усталость

Л: Сокровища мы нашли. Пора отправляться в детский сад. Ребята, а каких обитателе моря знаете вы? (Дети: дельфины, медузы, черепахи, осьминоги). Сейчас вы можете превратиться  в любого из них. Игра «Море волнуется»  (Дети рассказывают, в кого они превратились).  

Л:Закройте глаза. Перед вами синее море, представьте, что вы маленькие дельфинчики (осьминоги, черепашки), плывущие по волнам. Вы можете нырнуть и опуститься на самое дно.  Осмотритесь вокруг. Какое оно морское дно? (Логопед включает фильм «Подводный мир»). А теперь вы можете открыть глаза.

Л:Плыли, плыли, плыли

В детский сад приплыли.

Вот коснулись мы земли,

Снова стали вы детьми.

Л: Вот мы и в детском саду.

Дети встают в круг с логопедом

Дети садятся на стульчики

Дети активны в своих высказываниях.

III Заключительная часть

Активизировать кратковременную память.

Создать ситуацию успеха.

Л: Вам понравилось наше путешествие? Где мы побывали? Что больше всего вам запомнилось?

Мне очень работать с вами в команде. Вы справились со всеми заданиями. И за ваше старание дарю вам золотые медали из сундука Страшилы.

Дети стоят рядом с логопедом

Дети эмоционально-положительно настроены. Припоминают и называют игровые упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для детей старшего дошкольного возраста "Остров Сокровищ"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием экспериментов: "тайнопись", "морская вода", "дождь", опыт с магнитом "достань ключ"....

Использование элементов песочной терапии для автоматизации и дифференциации звуков

Статья содержит теоретические сведения о песочной терапии и возможностях её использования на логопедических занятиях...

Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии. Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация.»

Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии.Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация.»...

Дидактическая игра " В поисках сокровищ" ( дифференциация звуков С - Ш )

Цель данной игры :  правильное произнесение, автоматизация  и дифференциация ранее поставленнных звуков С - Ш, а также развитие связной речи у детей с ТНР....

Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии. Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация»

Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии. Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация»...