Конспект занятия по обучению грамоте с использованием песочного столика " В гостях у букв Ь и Ъ ".
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Татьяна Олеговна Дикарева

Данное занятие посвящено повторению букв Ь и Ъ средствами пескотерапии , определению функции Ь и Ъ,  позиции этих букв в словах. Дети на занятии определяют, на что похожи буквы Ь и Ъ, выкладывают эти буквы из фасоли на песочном столике, образовывают слова с Ь, печатают на песке слова с Ъ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_s_pesochnym_stolikom_i_.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте с использованием песочного столика «В гостях у Твердого знака и Мягкого Знака» в старшей группе.

Тема«В гостях у Твердого Знака и Мягкого Знака».

Цель:

Повторение букв Мягкий Знак и Твердый Знак средствами  пескотерапии.

Образовательные:

  1. Учить удерживать в памяти зрительный образ букв Ь и Ъ.
  2. Уточнить функции букв Ь и Ъ в словах.
  3. Определять, в какой позиции в слове находятся Ь и Ъ.
  4. Закреплять в памяти зрительные образы согласных и          гласных букв.

Развивающие:

1. Развивать фонематический слух и восприятие.

2. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.

3. Развивать психические процессы (внимание, память)

 Воспитательные:

1. Воспитывать у детей интерес к чтению.

2. Воспитывать активность, инициативность, навыки    

   сотрудничества.

Оборудование:

 песочный столик с подсветкой, буквы, фасоль, картинки, салфетки.

Ход занятия :

1. Организационный момент.

Воспитатель:

- Сегодня я приглашаю вас в волшебный песочный город букв.  В нём  живут буквы.

- Как вы думаете, кто жители этого  города?

- Что такое буквы? Какие бывают буквы?

2. Основная часть.

У жителей города, букв, есть правила, которые никогда не нарушают. Давайте мы вспомним эти правила и будем соблюдать их.

Вредных нет детей в стране —

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться,

И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!

Песок — мирная страна.

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была.

Воспитатель:

- Ребята, встанем в круг! Закройте глаза и произнесите: «Раз, два, три – повернись, в городе Волшебных Букв окажись».

- Вот мы и в волшебном городе букв.

Воспитатель:

-  Все буквы живут на своей улице. Как вы думаете, на улице каких  букв мы с вами очутились? (над песком расположены буквы Ъ и Ь).

Дети называют буквы.

Воспитатель: Какие звуки обозначают эти буквы?

( буквы Ъ и Ь не обозначают звуки).

Воспитатель:

Буква Ь ,сказать вам можно, очень на кресло  и валенок похожа. На какую букву похожа буква Ь (буква Р перевернутая).

 Мягкий знак - хитрый знак.

 Не назвать его никак.

 Он не произносится .

 Но в слове часто просится.

Буква Ъ , сказать вам можно, очень на ковш, на половник похожа.

На какую букву похожа буква Ъ (на Ь , Б, носит кепку козырьком назад).

  Ковшик с ручкой - твердый знак.

  Не сказать его никак.

Воспитатель:

- Посмотрите, рядом с буквами Ь и Ъ живут соседи - другие буквы. Какие звуки обозначают эти буквы?( гласные). Найдите и назовите их (Я,Е,Ё,Ю,И). Какого они цвета?( красного, они поются, все, кроме И, обозначают два звука).

Дети подходят к столику  песком.

Воспитатель:

  1. Ребята, давайте украсим страну букв и выложим  из фасоли буквы Ь и Ъ.(Дети выкладывают на середине столика, фасоль – на столике).

Какая функция у буквы Ь? (Ь смягчает предшествующий ему согласный звук).

2. Воспитатель : посмотрите на картинки ( картинки - по краю столика) и напишите на песке рядом с Ь соответствующие согласные буквы, которые должны стоять перед Ь, в названии этих картинок. Проведем дорожки-«змейки» к  букве Ь и озвучим их . Не    забудьте, что согласный звук становится мягким (БЬ, ЛЬ, НЬ, СЬ, ТЬ). У нас образовались сочетания букв с Ь. Ребята, найдите на картинках слова с данными сочетаниями букв.( Дети находят: голуБЬ, рояЛЬ, коНЬ,  рыСЬ, косТЬ).  В какой позиции в слове находится  Ь? ( в конце слова).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы - волшебники, составили сочетания с буквой Ь. А теперь отправимся дальше в путешествие  по песочной стране, но сначала подготовим наш песок - и в путь! ( дети кладут ладони на песок ).

3. Воспитатель :Ребята,  для чего еще служит в словах буква Ь, кроме смягчения согласного звука? Посмотрите, ребята, вам подсказывают гласные буквы.( буква Ь  разделяет согласную букву и гласные Я, Е, Ё, Ю, И, при этом согласный звук - мягкий! ).

Составьте из полученных сочетаний букв ( БЬ, ЛЬ, НЬ,

 СЬ,ТЬ) и гласных Я,Е,Ё,Ю,И свои слова и напишите их под выложенной из фасоли буквой Ь  на песке. ( дети по одному выполняют задание: бьёт, льют, колье, перья). В какой позиции находится Ь в слове?( в середине слова).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы образовали слова с буквой Ь.  А теперь мы отдохнем на физминутке.

Физминутка.

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова - правою ногою,

Снова -левою ногою.

После - правою ногою.

После левою ногою.

И тогда придешь домой.

Чтобы дальше нам идти по песочной стране, нужно путь нам проложить - подготовить песочную дорогу.( дети набирают в руки песок  засыпают слова с Ь и выравнивают песочное поле ).

 Воспитатель : 4. Ребята !  Этот знак очень любит играть в прятки, прячется в словах, но где же?

Послушайте стихотворение:

Было « сели», стало - «съели».

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник? Этот знак!

Знак такой нам нужен тоже,

Без него писать не сможем:

Съезд, съедобный, объясненье,

И подъезд, и объявленье.

Что за буква?( Твердый знак). В каких словах стихотворения мы определяем ъ, перед какими гласными?( дети отвечают).

Для чего в словах буква Ъ? (этот знак разделяет согласную букву и гласные буквы Я,Е,Ё,Ю, при этом согласный звук перед Ъ - всегда твердый!).

А теперь напечатаем на песке свои слова с Ъ или те, которые вы запомнили, под созданной из фасоли буквой Ъ.

(Дети по одному подходят к песочным столикам и печатают на песке слова с  Ъ).

Воспитатель:

- Ребята, какие вы - волшебники! Вы создали слова со знаками, которые не обозначают звуков!

А наше путешествие в городе Волшебных Букв завершается.

 Чтобы нам вернуться в детский сад, закроем глаза и произнесём«Раз, два, три – повернись, в детском саду окажись».

- Вот мы с вами в нашем саду. Понравилась вам наше путешествие с буквами Ь и Ъ? (ответы детей)

- Что оказалось сегодня трудным? (ответы детей)

- Что было для вас самым интересным? (ответы детей)

- А помог нам в этом песок(дети показывают ладошки и произносят)

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем нам поумнеть помог!

Литература:

  1. И.Иванова «Уникальная методика обучения чтению».
  2. Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!».
  3. Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием песочной терапии "Звуки ибуквы А,У,И,О"

Использование песочной терапии для закреплениия навыков звукобуквенного анализа  печатания гласных букв А,О,У.И....

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста: "Дружим с буквами разными, гласными, согласными"

Тема: "Гласные звуки (А), (О), (У). Буквы А, О, У,"Цель: познакомить детей с гласными звуками А, О, У, буквами А, О, У....

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ "Звуки Н, Нь. Буква Н." + презентация. Подготовительная к школе группа.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Занятие привязано к лексической теме "Моя семья".Презентация большая по объёму,  пришлось делить на д...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.

В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей  фонематического  слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...