Конспект занятия по обучению грамоте с использованием песочного столика " В гостях у букв Ь и Ъ ".
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Данное занятие посвящено повторению букв Ь и Ъ средствами пескотерапии , определению функции Ь и Ъ, позиции этих букв в словах. Дети на занятии определяют, на что похожи буквы Ь и Ъ, выкладывают эти буквы из фасоли на песочном столике, образовывают слова с Ь, печатают на песке слова с Ъ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_s_pesochnym_stolikom_i_.docx | 27.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте с использованием песочного столика «В гостях у Твердого знака и Мягкого Знака» в старшей группе.
Тема: «В гостях у Твердого Знака и Мягкого Знака».
Цель:
Повторение букв Мягкий Знак и Твердый Знак средствами пескотерапии.
Образовательные:
- Учить удерживать в памяти зрительный образ букв Ь и Ъ.
- Уточнить функции букв Ь и Ъ в словах.
- Определять, в какой позиции в слове находятся Ь и Ъ.
- Закреплять в памяти зрительные образы согласных и гласных букв.
Развивающие:
1. Развивать фонематический слух и восприятие.
2. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
3. Развивать психические процессы (внимание, память)
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей интерес к чтению.
2. Воспитывать активность, инициативность, навыки
сотрудничества.
Оборудование:
песочный столик с подсветкой, буквы, фасоль, картинки, салфетки.
Ход занятия :
1. Организационный момент.
Воспитатель:
- Сегодня я приглашаю вас в волшебный песочный город букв. В нём живут буквы.
- Как вы думаете, кто жители этого города?
- Что такое буквы? Какие бывают буквы?
2. Основная часть.
У жителей города, букв, есть правила, которые никогда не нарушают. Давайте мы вспомним эти правила и будем соблюдать их.
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться,
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Воспитатель:
- Ребята, встанем в круг! Закройте глаза и произнесите: «Раз, два, три – повернись, в городе Волшебных Букв окажись».
- Вот мы и в волшебном городе букв.
Воспитатель:
- Все буквы живут на своей улице. Как вы думаете, на улице каких букв мы с вами очутились? (над песком расположены буквы Ъ и Ь).
Дети называют буквы.
Воспитатель: Какие звуки обозначают эти буквы?
( буквы Ъ и Ь не обозначают звуки).
Воспитатель:
Буква Ь ,сказать вам можно, очень на кресло и валенок похожа. На какую букву похожа буква Ь (буква Р перевернутая).
Мягкий знак - хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится .
Но в слове часто просится.
Буква Ъ , сказать вам можно, очень на ковш, на половник похожа.
На какую букву похожа буква Ъ (на Ь , Б, носит кепку козырьком назад).
Ковшик с ручкой - твердый знак.
Не сказать его никак.
Воспитатель:
- Посмотрите, рядом с буквами Ь и Ъ живут соседи - другие буквы. Какие звуки обозначают эти буквы?( гласные). Найдите и назовите их (Я,Е,Ё,Ю,И). Какого они цвета?( красного, они поются, все, кроме И, обозначают два звука).
Дети подходят к столику песком.
Воспитатель:
- Ребята, давайте украсим страну букв и выложим из фасоли буквы Ь и Ъ.(Дети выкладывают на середине столика, фасоль – на столике).
Какая функция у буквы Ь? (Ь смягчает предшествующий ему согласный звук).
2. Воспитатель : посмотрите на картинки ( картинки - по краю столика) и напишите на песке рядом с Ь соответствующие согласные буквы, которые должны стоять перед Ь, в названии этих картинок. Проведем дорожки-«змейки» к букве Ь и озвучим их . Не забудьте, что согласный звук становится мягким (БЬ, ЛЬ, НЬ, СЬ, ТЬ). У нас образовались сочетания букв с Ь. Ребята, найдите на картинках слова с данными сочетаниями букв.( Дети находят: голуБЬ, рояЛЬ, коНЬ, рыСЬ, косТЬ). В какой позиции в слове находится Ь? ( в конце слова).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы - волшебники, составили сочетания с буквой Ь. А теперь отправимся дальше в путешествие по песочной стране, но сначала подготовим наш песок - и в путь! ( дети кладут ладони на песок ).
3. Воспитатель :Ребята, для чего еще служит в словах буква Ь, кроме смягчения согласного звука? Посмотрите, ребята, вам подсказывают гласные буквы.( буква Ь разделяет согласную букву и гласные Я, Е, Ё, Ю, И, при этом согласный звук - мягкий! ).
Составьте из полученных сочетаний букв ( БЬ, ЛЬ, НЬ,
СЬ,ТЬ) и гласных Я,Е,Ё,Ю,И свои слова и напишите их под выложенной из фасоли буквой Ь на песке. ( дети по одному выполняют задание: бьёт, льют, колье, перья). В какой позиции находится Ь в слове?( в середине слова).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы образовали слова с буквой Ь. А теперь мы отдохнем на физминутке.
Физминутка.
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова - правою ногою,
Снова -левою ногою.
После - правою ногою.
После левою ногою.
И тогда придешь домой.
Чтобы дальше нам идти по песочной стране, нужно путь нам проложить - подготовить песочную дорогу.( дети набирают в руки песок засыпают слова с Ь и выравнивают песочное поле ).
Воспитатель : 4. Ребята ! Этот знак очень любит играть в прятки, прячется в словах, но где же?
Послушайте стихотворение:
Было « сели», стало - «съели».
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник? Этот знак!
Знак такой нам нужен тоже,
Без него писать не сможем:
Съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье.
Что за буква?( Твердый знак). В каких словах стихотворения мы определяем ъ, перед какими гласными?( дети отвечают).
Для чего в словах буква Ъ? (этот знак разделяет согласную букву и гласные буквы Я,Е,Ё,Ю, при этом согласный звук перед Ъ - всегда твердый!).
А теперь напечатаем на песке свои слова с Ъ или те, которые вы запомнили, под созданной из фасоли буквой Ъ.
(Дети по одному подходят к песочным столикам и печатают на песке слова с Ъ).
Воспитатель:
- Ребята, какие вы - волшебники! Вы создали слова со знаками, которые не обозначают звуков!
А наше путешествие в городе Волшебных Букв завершается.
Чтобы нам вернуться в детский сад, закроем глаза и произнесём: «Раз, два, три – повернись, в детском саду окажись».
- Вот мы с вами в нашем саду. Понравилась вам наше путешествие с буквами Ь и Ъ? (ответы детей)
- Что оказалось сегодня трудным? (ответы детей)
- Что было для вас самым интересным? (ответы детей)
- А помог нам в этом песок: (дети показывают ладошки и произносят)
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам поумнеть помог!
Литература:
- И.Иванова «Уникальная методика обучения чтению».
- Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!».
- Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме "Звук и буква Ш"
конспект по обучению грамоте...
Конспект НОД по обучению грамоте с использованием песочной терапии "Звуки ибуквы А,У,И,О"
Использование песочной терапии для закреплениия навыков звукобуквенного анализа печатания гласных букв А,О,У.И....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе ТЕМА: Звук [т] - [т,] Буквы Т, т
Знакомство с согласным звуком Т, буквой Т....
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста: "Дружим с буквами разными, гласными, согласными"
Тема: "Гласные звуки (А), (О), (У). Буквы А, О, У,"Цель: познакомить детей с гласными звуками А, О, У, буквами А, О, У....
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ "Звуки Н, Нь. Буква Н." + презентация. Подготовительная к школе группа.
Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Занятие привязано к лексической теме "Моя семья".Презентация большая по объёму, пришлось делить на д...
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ "Звуки Р, Рь. Буква Р." + презентация. Подготовительная к школе группа.
Конспект НОД по обучению грамоте Звуки [р],[р']. Буква Р. Презентация прилагается....
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.
В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей фонематического слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...