Слог
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Лялина Елена Алексеевна

Познакомить детей с термином "слог"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slog_1.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе.  Тема: «Знакомство с термином «Слог»»

Доминирующая образовательная область: речевое развитие

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие

Вид деятельности детей: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная

Цель: Познакомить с термином «слог»

Программное содержание: Формировать представление о том, что слова можно разделить на части; Познакомить с термином «слог»; Учить детей делить на слоги двух- и трёхсложные слова; Учить называть слова с заданным слогом; Закреплять умение интонационно выделять звук в слове; Развивать гибкость мышления, речь детей. Воспитывать умение слушать сверстников.

Предварительная работа: Игры «Назови слово с заданным звуком» «Слово можно прошагать»

Материалы и оборудования: картинки с изображением животных, картинка с изображением малины.

Планируемый результат: дети делят на слоги двух- и трёхсложные слова; называют слова с заданным слогом

Структура занятия

1

Вводная часть

Приветствие

2 мин

2

Основная часть

20 мин

1.

Игра «Кто у кого?»

3 мин

2.

Знакомство с термином «Слог».

5 мин

3.

Игра «Отгадай моё слово»

2 мин

4.

Физминутка

2 мин

5.

Игра «Кто внимательный?»

2 мин

6.

Игра «Волшебники»

3 мин

7.

Игра «Найди одинаковый слог»

3 мин

3

Заключительная часть

Итог

3 мин

Длительность занятия 25 минут

Ход занятия

Вводная часть. Приветствие

Ребята, давайте встанем в круг.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
- С таким замечательным настроением я приглашаю вас поиграть.

Основная часть. Игра «Кто у кого?»

- Ребята, я буду называть каких-либо животных, а вы в ответ называть детёнышей этих животных.

Лиса – лисёнок

Кошка – котёнок

Курица – цыплёнок

Собака – щенок

Корова – телёнок

Утка – утёнок

Знакомство с термином «Слог». Деление слов на слоги

-Ребята, а теперь давайте измерим хлопками все эти слова.

Например: Ли-са – ли-сё-нок.

Дети отмечают, что слово «лисёнок» длиннее слова «лиса». Затем они произносят слова по слогам и выясняют, что в слове «лиса» две части, а в слове «лисёнок» - три, поэтому оно длиннее.

- Ребята, части слова называются слогами, потому что слово слагается из них.

Называет первую часть, затем вторую. Когда мы произносим слово не полностью, а делим его на части – это значит, что мы делим его на слоги (показ).

В слове может быть два, три, четыре и больше слогов. А есть и такие слова, в которых только один слог. Поэтому вы, наверное, заметили, что слова бывают длинные и короткие. Это зависит от того, сколько в нём слогов. Вот послушайте, я произнесу слова из одного слога: дом, рак, сом, кот и т. д.

При произнесении этих слов рот открывается только один раз. А теперь послушайте и скажите, на сколько слогов я делю эти слова (воспитатель произносит – двух, трёхсложные слова)

Такая же работа проводится со всеми словами.

Игра «Отгадай моё слово»

- Ребята, я задумала слово (малина), которое начинается со слога «МА». Попробуйте отгадать моё слово. А отгадка нарисована на картинке. Она лежит у меня на столе. Я вам покажу её в конце игры.

(Игра продолжается до тех пор, пока дети не назовут 10-12 слов, даже если кто-либо отгадает слово в начале игры.)

В конце игры:

- Ребята, я загадала слово – название ягоды. Какое это слово? – «Малина». – Кто отгадал моё слово?

Физминутка

- Давайте немножко отвлечемся и представим, что мы превратились в веселых обезьянок:

Мы – веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску.

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три!

- И обратно превращаемся во внимательных ребят.

Игра «Кто внимательный?»

- Ребята, я сейчас прочитаю отрывок из стихотворения С.Я. Маршака, слегка выделяя голосом какой-то звук в словах.

Спит спокойно

Старый слон.

Стоя спать

Умеет он.

- Какой звук вы часто слышали в этом стихотворении? (звук «С»).

- Назовите пожалуйста эти слова.

Игра «Волшебники»

- Нужно превратить короткое слово - в длинное. А чтобы это сделать, надо назвать мое слово «ласково»

Лес - …(лесок)        кот - ….(котик)

Дом - … (домик)     стол - ….(столик)

Куст - (кустик)        флаг - ….(флажок)

дуб - …. (дубок)      гриб - …. (грибок)

Нос - …. (носик)       угол - ….(уголок)

Шар - ….(шарик)    круг - ….(кружок)

Игра «Найди одинаковый слог» из ряда слов.

- Послушайте внимательно 2 слова и определите слог, который повторяется в словах.

Во-РО-на, РО-за. (РО)

Кол-ба-СА, СА-ни (СА)

Ми-мо-ЗА, ЗА-яц (ЗА)

- Умницы справились со всеми заданиями.

Заключительная часть. Итог.

- Чем мы сегодня занимались? Что нового вы сегодня узнали? Что было трудно? Интересно?  Какая игра понравилась больше всего? Молодцы.

Занятие по обучению грамоте в старшей группе.  

Тема: «Знакомство с термином «Слог»»

содержание: Формировали представление о том, что слова можно разделить на части; Познакомились с термином «слог»; Учились делить на слоги двух- и трёхсложные слова; называть слова с заданным слогом; Закрепляли умение интонационно выделять звук в слове; Развивали гибкость мышления, речь детей. Воспитывали умение слушать сверстников.

Рекомендации: продолжать учить делить слова на слоги, называть слова с заданным слогом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование открытого слога у неговорящих детей, подготовка к обучению грамоте и обучение чтению открытых слогов детей дошкольного возраста. Раздел 1.

Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию Раздел 1 универсальной презентации, которая поможет закрепить произношение гласных звуков, сформировать навык звукослияния и слитного прочтения глас...

Учимся читать по слогам. Методика иллюстрированных слогов Олеси Емельяновой

Учимся читать по слогам, составляя слова, разгадывая ребусы и задания. Методика иллюстрированных слогов Олеси Емельяновой. Ваш ребенок уже хорошо знает и правильно называет буквы, но тем не менее...

Автоматизация звука «Ж» в слогах и словах с прямым слогом.

Конспект индивидуального занятия в старшей группе   Тема: Автоматизация звука «Ж» в слогах и словах с прямым слогом.   Цель: Автоматизировать звук «Ж» в прямых слогах и словах с пр...

Автоматизация звука ЛЬ в прямых слогах, в словах с прямым слогом.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука ЛЬ в прямых слогах, в словах с прямым слогом....

Автоматизация с слогах. Слог ЛА.

По личным разработкам И. Лебедевой, замечательного творческого педагога из небольшого уральского городка, я создаю простые и удобные в работе учителя - логопеда презентации. Данная "игра" по...