Составление рассказа по картине «Одуванчики»
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа)

Ралко Татьяна Викторовна

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме "Составление рассказа по картине «Одуванчики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskaza_po_kartine_oduvanchiki.docx20.67 КБ
Файл kartina.docx219.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи

в средней группе

Подготовила и провела: Ралко Т.В.

Тема: «Составление рассказа по картине «Одуванчики»

Цель: Продолжать учить детей рассматривать и описывать картину  в определённой последовательности.

Активизировать словарь детей посредством подбора прилагательных и образных сравнений.

Уточнить и обобщить знания детей о весенних изменениях в природе. Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение. Воспитывать любовь к живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту.

Оборудование: картинка «Одуванчики», на каждый стол рисунок одуванчика.

Предварительная работа: беседа о первых цветах – первоцветах, упражнение в подборе сравнений и прилагательных при описании предметов и объектов природы, чтение стихотворений о цветах, слушание песен об одуванчиках.

                           

                                    Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо. Посмотрим, что там? …  «Здравствуйте, мальчики и девочки! Я очень хотела прийти к вам в гости, но у меня много дел.  И поэтому я решила отправить вам подарок. До скорой встречи. Весна».

Ребята в письме есть загадка. Давайте отгадаем её.

На лужайке, возле леса,

Расцвели цветочки.

Желтые, как солнышко.

На зеленой ножке.

А как только подрастут

Шапочки наденут-

Мягкие, воздушные-

Ветерку послушные (Одуванчики)

Дидактическое упражнение «Подбери слово»

Желтый, как солнышко.
Круглый, как …
Мягкий, как …
Белый, как …
Пушистый, как …
Хрупкий, как …
Вот какой удивительный цветок!

Воспитатель: Да конечно очень грустно, что весна пока не может к нам прийти. Но мы можем сходить к ней в гости. Ребята, а вы любите путешествовать?

Дети: Да

Воспитатель: А давайте отправимся туда, где сейчас весна.

Закройте глаза, и мы вместе произнесём волшебные слова «Крибле, крабле, бумс!»

Воспитатель: Представьте себе мы с вами переместились на красивую солнечную полянку, на которой играют дети и вокруг много-много цветов. Как здесь красиво! Как вы думаете, какое время года наступило?

Дети: Весна.

Воспитатель: Что происходит весной?

Дети: Снег тает, солнце греет…

Воспитатель: А что происходит весной  на полянках, лужайках?

Дети: Весной на полянках распускаются цветочки.

Воспитатель: А какие цветочки появляются на полянках??

Дети: На полянках появляются жёлтые одуванчики.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, на нашу полянку, сколько на ней много одуванчиков. Весной на лугу, как маленькие жёлтые солнышки, нежатся одуванчики. Расцветают, а потом отцветают. На длинных стебельках вместо жёлтых цветочков появляются белые пушистые шапочки. Из жёлтых одуванчиков можно плести венки. А на пушистые шапочки можно подуть, и пушинки разлетятся во все стороны. (Дети рассматривают картину, обмениваются впечатлениями.)

Воспитатель: Сейчас мы будем с вами рассматривать солнечную весеннюю полянку, обмениваться впечатлениями. Но я, как всегда, хочу вам напомнить, что, чтобы составить красивый и правильный рассказ по картине, надо рассмотреть её … (в определённой последовательности).

Воспитатель: Рассмотрите картину и расскажите, кто изображён на ней?

Дети: Воспитатель, девочка и два мальчика.

Воспитатель: Где они находятся и зачем они сюда пришли?

Дети: Они вышли на луг погулять и поиграть.

Воспитатель: Что делает воспитатель?

Дети: Она держит в руках одуванчик и дует на него.

Воспитатель:  Посмотрите на полянку, какие одуванчики вы видите?

Дети: Мы видим жёлтые молодые одуванчики и те, которые уже отцвели и превратились в пушок.

Воспитатель: А теперь закройте глаза,

                     Психогимнастическое упражнение.

Представьте, что вы – маленькие одуванчики. Теплые солнечные лучи согрели землю. Вы – маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Вот они распрямились, и все вокруг увидали пушистый желтый цветок, похожий на солнышко.  

Воспитатель: А сейчас мы опять вернёмся к рассматриванию нашей картины. А кого вы видите за спиной воспитателя? 

Дети: Девочку в красном платьице.

Воспитатель: Посмотрите, что вы видите на голове девочки?

Дети: Венок из одуванчиков.

Воспитатель: Венок из каких одуванчиков?

Дети: Из молоденьких и жёлтеньких.

Воспитатель: Что делает девочка? 

Дети: Она наблюдает за действиями воспитателя и мальчика.

Воспитатель: Посмотрите, ребята ещё на полянку, кого вы там ещё видите?

Дети: Мальчика в кепочке.

Воспитатель: Где он сидит?

Дети: Мальчик сидит среди одуванчиков.

Воспитатель: Что он делает?

Дети: Он хотел сорвать жёлтый одуванчик, но засмотрелся на мяч, который лежит на травке).

Воспитатель: А что на полянке делает мяч? 

Дети: Ребята с воспитателем пришли поиграть в игры и увидели одуванчики.

Воспитатель: Что дети  сделали с одуванчиками?

Дети: Девочка сплела красивый венок, воспитатель с мальчиком решили попускать парашютики, а другой мальчик собрал в лукошко несколько цветочков, чтобы поставить их в группе.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как кругом красиво, светло и празднично. Не так ли? Кому из вас хочется поиграть вместе с детьми на этой полянке? Тогда тихонечко вставайте, и мы с вами поиграем.

Физминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик!

Стебель тоненький, как пальчик.        (Приседают, потом медленно поднимаются.)

Если ветер быстрый-быстрый

На поляну налетит,        (Разбегаются в разные стороны.)

Все вокруг зашелестит.        (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш».)

Одуванчика тычинки

Разлетятся хороводом,        (Берутся за руки и идут по кругу.)

И сольются с небосводом.        (Соединятся все в центре круга.)

 А теперь, ребята, все тихонько сели и продолжаем работать. Мы с вами внимательно рассмотрели картину, и теперь будем составлять по ней рассказ. Причём по цепочке: начинает один, продолжает другой, заканчивает третий и четвертый ребёнок. Чтобы вам было легче рассказывать, используйте план:

• Какое время года изображено на картине?

• Кто изображён? Где происходит действие?

• Что делают воспитатель и дети на поляне?

• Что изображено вокруг?

   Но сначала послушайте, как составлю рассказ по картине я.

     (Рассказ детей.)

Одуванчик одним из первых появляется весной. Одуванчик так любит солнышко. У одуванчика много друзей-насекомых. К одуванчику любят прилетать бабочки. Спешат к одуванчику шмели и осы. Если одуванчик не раскрылся, то значит будет дождик, а если цветок раскрылся, то обязательно будет светить солнышко. Вот сколько всего полезного вложила природа в такой маленький цветок. Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Будем любоваться красотой этого чудесного цветка! На зеленой траве желтые одуванчики очень красивы. Хоть их и много, но не стоит их срывать. Одуванчики не будут долго стоять в вазе, они сразу поникнут. А венок из одуванчиков быстро потеряет свою красоту. В: На лужайке, где кусты, Ярко-жёлтые цветы С солнышком проснулись, Сладко потянулись.

В: Ребята, молодцы, рассказ составили хорошо. Но я немного дополню о

пользе одуванчиков.  

Одуванчик одним из первых появляется весной. Одуванчик так любит

солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним свою

головку-цветок. С кем дружит одуванчик? У одуванчика много друзей-

насекомых. К одуванчику любят прилетать бабочки, чтобы своим хоботком

попить сладкого нектара. Спешат к одуванчику шмели и осы, они тоже очень

любят вкусный нектар. А пчелы делают одуванчиковый мед – густой и

ароматный. У одуванчика много тайн.

Какую пользу приносит одуванчик? Одуванчик – лекарственное растение.

Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни

одуванчика. А из цветков одуванчика варят очень вкусное целебное варенье.

Из высушенных корней изготавливают здоровый и полезный напиток,

похожий на кофе, но при этом более полезный. Молодые листья практически

лишены горечи, используются для приготовления салатов и борщей. Люди

называют одуванчик – природным барометром. Еще до рассвета чувствует

цветок, какой будет день, если хмурая и дождливая погода, то цветок не

раскроется, если солнечная, то цветки раскрываются в 6 часов утра и до 2-3

часов дня золотятся его головки.

Вот сколько всего полезного вложила природа в такой маленький цветок.

Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам

спасибо скажут, что сберегли для них цветы. Будем любоваться красотой

этого чудесного цветка!

На зеленой траве желтые одуванчики очень красивы. Хоть их и много, но не

стоит их срывать. Одуванчики не будут долго стоять в вазе, они сразу

поникнут. А венок из одуванчиков быстро потеряет свою красоту.

В: Ребята, молодцы, рассказ составили хорошо. Но я немного дополню о

пользе одуванчиков.  

Одуванчик одним из первых появляется весной. Одуванчик так любит

солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним свою

головку-цветок. С кем дружит одуванчик? У одуванчика много друзей-

насекомых. К одуванчику любят прилетать бабочки, чтобы своим хоботком

попить сладкого нектара. Спешат к одуванчику шмели и осы, они тоже очень

любят вкусный нектар. А пчелы делают одуванчиковый мед – густой и

ароматный. У одуванчика много тайн.

Какую пользу приносит одуванчик? Одуванчик – лекарственное растение.

Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни

одуванчика. А из цветков одуванчика варят очень вкусное целебное варенье.

Из высушенных корней изготавливают здоровый и полезный напиток,

похожий на кофе, но при этом более полезный. Молодые листья практически

лишены горечи, используются для приготовления салатов и борщей. Люди

называют одуванчик – природным барометром. Еще до рассвета чувствует

цветок, какой будет день, если хмурая и дождливая погода, то цветок не

раскроется, если солнечная, то цветки раскрываются в 6 часов утра и до 2-3

часов дня золотятся его головки.

Вот сколько всего полезного вложила природа в такой маленький цветок.

Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам

спасибо скажут, что сберегли для них цветы. Будем любоваться красотой

этого чудесного цветка!

На зеленой траве желтые одуванчики очень красивы. Хоть их и много, но не

стоит их срывать. Одуванчики не будут долго стоять в вазе, они сразу

поникнут. А венок из одуванчиков быстро потеряет свою красоту.

Рефлексия

- О чём мы сегодня с вами беседовали?

- Какую картину рассматривали?

- Что нового для себя усвоили?

Все вы, ребята, на занятии хорошо работали, молодцы! Большое спасибо!



Предварительный просмотр:

http://i1.ytimg.com/vi/lLMMHD7Jsfg/maxresdefault.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин.

Содержание:1.Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность.2.Связная речь: диалогическая, монологическая.3.Обучение составлению рассказа по сюжетной картине:- традиционные методы и пр...

Конспект логопедического занятия Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана»

Материал представляет собой конспект  подгруппового логопедического занятия   по развитию связной речи....

Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".

Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема "Составление рассказа по картине "Одуванчики".

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема "Составление рассказа по картине "Одуванчики"....

Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Одуванчики»

Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Одуванчики» Цель: 1. Продолжать учить детей рассматривать и описывать картину в определённой последовательности. 2. ...