Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте «Викторина»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте "Викторина". Возрастная группа: Подготовительная к школе группа. Цель: поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя целеустремленность, взаимопомощь. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

по обучению грамоте «Викторина»

Подготовила: Файзуллина Н.Н.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция с областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная

Цель: Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя целеустремленность, взаимопомощь.

Задачи:

Образовательные:

• совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов: определять гласные, согласные (мягкий, твердый); место звука в слове; делить слова на слоги, определяя количество слогов; упражнять в составлении предложений, используя схемы;

• закреплять графические образы изученных букв;

• обогащать словарный запас детей;

Развивающие:

• развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память;

• развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом;

Воспитательные:

• воспитывать чувство товарищества, доброжелательное отношение, взаимопомощь друг к другу и героям сказки, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе;

• воспитывать, желание говорить красиво, правильно;

• формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Словарная работа:

звук, слог, слово, предложение, ударение, буква.

Материал:

Демонстрационный: компьютерная презентация со  сказочными  персонажами и заданиями;

Раздаточный: названия команд; фишки команд «Грамотеи», «Умники»;

счётные палочки; схемы для определения места звука в слове, парные предметные картинки; 3 обруча (домика) и цифры: 1, 2, 3; пятизвуковые схемы слов и фишки зеленого, синего и красного цветов; разрезные буквы.

Ход ООД

1. Организационный момент (слайд 1)

«Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро! солнцу и птицам.

- Доброе утро! улыбчивым лицам.

Воспитатель:  Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся. Пусть на протяжении всего занятия, настроение у нас будет хорошее. Вы готовы начать?  

Послушайте пословицу: «Ученье свет, а неученье тьма». Как вы думаете, о чём говорится в этой пословице? (Ответы детей) Правильно, кто учится, тот всё знает, а кто не желает учиться, тот ничего не будет знать. Вы тоже скоро пойдёте в школу. Хотите проверить свои знания перед поступлением в первый класс?

А поможет нам в этом Фея Знаний (слайд 2)

Чтобы нам начать нашу проверку, я предлагаю поделиться на две команды, команда «Грамотеи», команда «Умники» (воспитатель раздаёт фишки для деления на команды)

Занимайте свои места за столами команды (стулья заранее расставлены)

 К нам пришло электронное письмо от Феи Знаний, давайте прочтём. (Слайд 3)

Фея Знаний: (читает воспитатель)

Здравствуйте, дорогие ребята!

Я добрая Фея, пришла к вам из сказки.

Волшебная палочка есть у меня.

Я рада приветствовать всех в этом зале,

Задания со своими друзьями всем приготовила я!

Слайд 4 (на слайде изображена картинка домика, в постройке которого спрятались буквы)

Воспитатель:  - Ребята, это дом, в котором  живет Фея Знаний. В постройке дома и во дворе спрятались разные буквы.

Давайте сначала вспомним, чем буква отличается от звука?  (звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим)

Какие бывают звуки и буквы? (гласные и согласные)

Команда «» отыщите гласные, которые спрятались в доме Феи Знаний и выложите буквы из палочек

Команда «» отыщите согласные, которые спрятались в домике Феи Знаний и выложите буквы из палочек. Время на выполнение задания – 3 минуты (песочные часы)

Воспитатель:  Давайте проверим, какие буквы вы отыскали. (Слайд 5)

Дети: АИОЮЕУ   НМТПГД

Воспитатель: Напомните, какие две группы у вас получились? (гласные и согласные)

Воспитатель: Как называются звуки, которые поются и не встречают преград при произношении? (гласные)

Как называются звуки, которые не поются и встречают преграду при произношении? (согласные)

Как выдумаете, мы справились с заданием Феи Знаний?

(Слайд 6) на слайде изображен смайлик «класс!»

Воспитатель: Посмотрим, кто ещё прислал нам письмо.

(Слайд 7) Незнайка: - Привет, друзья!

Все зовут меня Незнайкой,

Будто впрямь я глуповат.

Коротышки на лужайке мне и верить не хотят.

- Ребята, а вы мне верите?

- Тогда помогите мне разобрать слово по звукам и буквам.

(Слайд 8) (на слайде изображены Незнайка, картинки с книгой и белкой)

Воспитатель:  - Назовите, что изображено на  картинах? (книга, белка)

- Каждая команда составит звуковую схему к слову

 Команда «» - «книга»

Команда «» - «белка»

Дети работают группами, а один участник дает подробный анализ каждому звуку. (Звукобуквенный разбор слов)

Какой первый звук в слове?

Какой второй? – и т.д.

Сколько слогов в слове? Как определили?

На какой слог падает ударение?

Воспитатель: Давайте посмотрим, как Незнайка составил схемы (слайд 9)

Вы согласны с Незнайкой?

Значит, Незнайку зря называют  глупым мальчиком.

(Слайд 10) Незнайка поставил вам «Класс!»

Молодцы, справились с заданием!

Воспитатель: Посмотрим, кто нам ещё пишет.

(Слайд 11) Фиксик Нолик:

Вечно маленький я самый

Хоть подрос чуть-чуть с утра

Но, похоже, не дорос,

Чтобы приняли всерьез.

Дома, средь друзей и в школе

Фиксиков всех младше – Нолик.

Предлагает сыграть в игру «Найди домик». Каждому участнику игры картинка. Внимательно посмотрите на картинку, произнесите это слово и определите, сколько слогов в этом слове. Пока звучит музыка, все игроки двигаются под музыку, но как музыка закончится, вы должны найти себе домик с нужной цифрой (цифра обозначает количество слогов в слове).

Воспитатель: Сколько слогов в слове? Почему?  (воспитатель проверяет правильность выполнения задания)

(Слайд 12) «Класс» от Нолика.

Воспитатель:   - Кто же шлет нам следующее письмо?

(Слайд 13)  (появляется слайд с изображением Буратино)

Я - мальчишка деревянный

В полосатом колпачке.

Создан я на радость людям,

Счастья ключ в моей руке.

Воспитатель: Буратино предлагает вам небольшую разминку.

Физминутка:

Буратино потянулся (руки поднять вверх и потянуться на носочках)

Раз — нагнулся, два — нагнулся. (наклоны влево и вправо)
Руки в стороны развел, 
(развести руки в стороны)
Ключик, видно, не нашел. 
(вращения руками перед грудью)
Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать. (руки поднять вверх и потянуться на носочках)

- А сейчас  вас ждет следующее задание, присаживайтесь, слушайте внимательно.

(Слайд 14) (на слайде изображен Буратино и скороговорка)

Воспитатель: читает скороговорку: На горе Арарат рвала Варвара виноград.

 - Какой звук очень часто встречается в этой скороговорке?

Дети: звук «Р»

Воспитатель: - Сейчас я буду произносить слова, а вы должны определить место звука «Р» в слове: в начале, середине или в конце слова, и показываем место звука карточкой, где находится данный звук. Работать будем в парах (у каждой пары схема-поровоз для определения положения места звука в слове)

1 команда: река, барабан, комар, радуга;

2 команда: сыр, арбуз, размер, дерево

- Молодцы, ребята, справились с заданием!

 (Слайд 15) (на слайде смайлик «класс»)

Воспитатель: Открываем следующее письмо.

(Слайд 16) (на слайде Гномик)

У Феи Знаний

Помощников не счесть

Средь них чудесный Гномик есть

Я карточку со схемами в подарок вам принес

Вы ж проявите свое умение

Составьте со словами предложения!

Воспитатель: Вот этот Ученый Гном, просит вас составить предложения по схемам со словом весна! (На плакате нарисован Гном со схемами предложений). (Слайд 17)

Воспитатель: Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это  слово).  А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы).  Что ставим мы в конце предложения, и что это обозначает? (точку, что предложение окончено). 

(Дети составляют предложения со словом игрушки по схемам.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились!

Воспитатель: А сейчас мы сможем узнать, кто нам прислал последнее письмо.

(Слайд 18) Фея Знаний: Вы – Молодцы!

Награду вы найдёте, разгадав слово по первым буквам. (дети находят разрезные буквы и составляют слово  «ОГОРОД»)

1. Огурец; 2. Гвоздь; 3. Облако; 4. Ромашка; 5. Очки;  6. Дом

А вы догадались, где лежит наша награда?

(Конверт в огороде на окне)  Приносят конверт.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, выполнили все задания Феи Знаний. Вы хорошо подготовились, чтобы пойти в первый класс.

Рефлексия.

- Что для вас было сложным в нашей викторине?

- Что надо ещё повторить?

- Какое задание было самым лёгким?

Посмотрим, что же приготовила для вас Фея Знаний (в конверте медали от Феи Знаний)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Здравствуйте, дорогие ребята! Я добрая Фея, пришла к вам из сказки. Волшебная палочка есть у меня. Я рада приветствовать всех в этом зале, Задание со своими друзьями всем приготовила я!

Слайд 5

А И Ю О Е У Н М Т П Г Д

Слайд 7

Привет, друзья! Все зовут меня Незнайкой, Будто впрямь я глуповат. Коротышки на лужайке мне и верить не хотят.

Слайд 9

Б Е Л К А К Н И Г А

Слайд 11

Вечно маленький я самый Хоть подрос чуть-чуть с утра Но, похоже, не дорос, Чтобы приняли всерьез. Дома, средь друзей и в школе Фиксиков всех младше – Нолик.

Слайд 13

Я - мальчишка деревянный В полосатом колпачке. Создан я на радость людям, Счастья ключ в моей руке.

Слайд 16

У Феи Знаний Помощников не счесть Средь них чудесный Гномик есть. Я карточку со схемами в подарок вам принес Вы ж проявите свое умение Составьте со словами предложения!

Слайд 18

Вы – МОЛОДЦЫ!!! Награду вы найдёте, разгадав слово по первым буквам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в доступной, игровой  занимательной форме поможет педаго...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте. на тему: «Путешествие в космос». для детей подготовительной группы.

Данный НОД адресован педагогам и детям по обучению грамоте в подговительной группе.Увлекательное путешествие в космос.Можно использовать,как открытое занятие....

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР " В стране грамоты"

Конспект предназначен для учителей - логопедов и моспитателей ДОУ. Предложенный материал поможет разнообразить занятия по обучению грамоте, совершенствовать навыки анализа и синтеза,формировать у дете...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте Тема: «Уроки мудрой Тетушки Совы»

Возрастная группа: подготовительная к школе группаИнтеграция образовательных областей: Речевое развитие, Социально – коммуникативное развитие, Физическое развитие, Художественно – эстетическое развити...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте «Уроки грамоты»

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте «Уроки грамоты»...

конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Осень-запасиха, а зима-прибериха"

Представлен конспект организованной  образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Осень-запасиха, а зима-прибериха". Составлен в соответсвии с тр...

конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Осень-запасиха, а зима-прибериха"

Представлен конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Осень запасиха, а зима-прибериха"Конспект составлен в соответствии с ...