Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего возраста "Знакомство с ударением"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Мамонова Елена Валентиновна

Конспект НОД  по обучению грамоте для детей старшего возраста «Знакомство с ударением» 15.07.2023

 

Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей«Познавательное развитие»«Физическое развитие»«Художественно-эстетическое развитие»«Социально-коммуникативное развитие».

Тема. Знакомство с ударением.

Программные задачи:

«Речевое развитие:

1. Дать понятие об ударении.

2. Учить правильно, ставить ударение.

3. Продолжать учить анализу и синтезу слов; развивать фонематический слух.

4. Дать понятие о смыслоразличительной роли ударения в слове.

5. Работать над ритмико-слоговой структурой слова

«Познавательное развитие»:

1. Закреплять знания о гласных звуках;

2. Закрепить навыки печатания слов;

3. Развивать внимание, память, логическое мышление.

«Социально-коммуникативное развитие»:

1. Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.

«Физическое развитие»: 1. Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук.

«Художественно-эстетическое развитие»: 1. Воспитывать аккуратность при работе на маркерных досках.

Оборудование: предметные картинки, папки для звукового анализа, маркерные доски, звенящий кубик (молоточек,

Ход НОД

I.Открытый вход в деятельность

Гимнастика ума:

Мурлычит. чирикает -. жужжит.

Ревёт -. воет -. фыркает -. каркает -.

Поёт -. пищит -. шипит -. .

Дети получают мяч, возвращают, называя существительное.

II. Мотивация на деятельность

Логопед:– Какие звуки называются гласными? 

– Назовите гласные звуки.  

– Вспомните, какими способами мы определяем количество слогов в словах.  

III. Расширение имеющихся знаний:

1. Работа над ритмом.

Игра «Повтори – не ошибись»

Простучать ритмический рисунок.  

! !, !! ,! !! … 

IV Знакомство с новым материалом.

Повторить слоговую цепочку, выделяя ударный слог.  

ПА – па – па, па – ПА – па.  

Логопед. Чем отличается произнесение этих слогов? 

Дети. Один слог звучит громче.  

Логопед:- Оказывается, когда мы произносим слова, то один слог всегда звучит громче, чем остальные, слог который мы произносим громче, чем остальные, называется ударным.

Ударный слог,

Ударный слог –

Он назван так недаром …

Эй, невидимка молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И четко речь моя звучит.

А. Шибаев

Логопед. Итак, сегодня мы познакомимся - с ударением.

Выделение ударного звука.  

Произнесение слов с отстукиванием (отхлопыванием, ударный слог выделяем с большей силой.  

Волосы, малина, эхо, голова, посуда, мыло.  

Логопед. На какой же звук падает ударение в слове «волосы», и какой это звук? 

Дети. В слове «волосы» ударение падает на гласный звук [о]. И т. д.  

Логопед. Итак, ударение падает только на гласный звук. Этот гласный называется ударным, а остальные гласные – безударными.  

V. Динамическая пауза

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят,

Как они сядут, покажем:

Крылья сложили назад.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

VI. Практическая работа

Смыслоразличительная роль ударения.  

Вывешиваются картинки: ирис – ирис.  

а) Показать ирис.  

Логопед. Что это? 

– Выложите слоговую схему, поставьте ударение.  

б) Логопед показывает ирис.  

Дети выкладывают слоговую схему слова, отмечают ударение.  

Логопед:– Сравните схемы и буквенное написание.  

– Чем они похожи? 

– В чём отличие? 

– Произнесите слова, выделяя движением руки с кубиком (молоточком, мячиком) ударный слог.  

– На какой звук падает ударение в слове «ирис»? В слове «ирис»

– Что же сделало ударение с одним и тем же словом? 

Дети. Изменило значение.  

Логопед.  

Я – травянистое растение 

С цветком сиреневого цвета, 

Но переставьте ударение

И превращаюсь я в конфету.  

Игра «Найдите ударение»

Логопед. Я буду называть слова, вы постарайтесь услышать, на какой слог падает ударение, назовите ударный гласный.  

Слова: лиса, мыло, карета, молоко, веник, дети называют ударный гласный звук.  

Логопед: В некоторых словах, ударение может передвигаться с одного слога на другой. Тогда оно, как волшебник один предмет превращает в другой.

Например: Гвоздики - гвоздики

Ирис - ирис

Замок – замок

Стрелки – стрелки

VII. Открытый выход из деятельности.  

Логопед:– Какой гласный звук в слове называется ударным

– Как называются остальные? 

– Почему? 

– Может ли влиять ударение на смысл слова?

Принес задания. (синий конверт)

 Послушайте стихи и назовите слова, которые состоят из одинаковых звуков, но отличаются местом ударения.

1. Мне слово «Чудно» изменить не трудно: Поставил ударение на «О» - Исчезло«Чудно», родилось«Чудно».

 - Какие слова в этом стих - нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами )

2. Косит косец, а зайчишка Косит, Трусит трусишка, а ослик Трусит.

 - Какие слова в этом стих - нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами )

 - Что значит трусит? Бежит.

3. От удивления ахнул кок и почесал затылок: капустный бросился вилок вскачь от ножей и вилок.

 - Какие слова в этом стих - нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами )

 - Кто такой кок? (повар на корабле)

4. Скорей, сестра, на рыб взгляни, попались на крючок они! В ведёрко руку Окуни, не бойся, это Окуни!

 - Какие слова в этом стих - нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами )

5. Сосульки, как носы у цапель, и тают, словно карамель. Я слышу звон весенних Капель, поёт весенняя Капель.

 - Какие слова в этом стих - нии состоят из одинаковых звуков? (выставляются карточки с этими словами )

 - Прочитаем ещё раз все слова. (читают хором)

 - Скажите, на какой звук всегда падает ударение, на гласный или согласный? (гласный)

Запомним, что согласные звуки ударными или безударными не бывают.

 - Как мы определяем ударный гласный звук в слове?

( мы выделяем его голосом, произносим громче и дольше других гласных звуков в слове. )

 - Сколько ударных гласных звуков может быть в слове? (один)

 - Как называются остальные гласные звуки в слове? (безударными)

 - А как будет называться слог, в котором находится ударный гласный звук? Ударный слог.

Вот, что говорит Волшебник ударение об ударном слоге:

Ударный слог, ударный слог - он назван так недаром. .

Эй, невидимка молоток, отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит, и чётко речь моя звучит.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iyun.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)

Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие.  p1010388.jpg...

Конспекты занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста

Здесь Вашему вниманию представляю конспекты занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста: "Дружим с буквами разными, гласными, согласными"

Тема: "Гласные звуки (А), (О), (У). Буквы А, О, У,"Цель: познакомить детей с гласными звуками А, О, У, буквами А, О, У....

Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Звуки»

Автором составлен план-конспект НОД по теме "Звуки" для детей старшего дошкольного возраста в помощь педагогам....

"Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) Тема: Путешествие к Звуковичкам.

Цель: Обобщить представление о гласных и согласных звуках. Закрепить представление о звуке и букве П. Обучающие задачи: закрепить понятия: гласный, согласный звук, твердый, мягкий, глухой и звонк...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну знаний"

Тема: "Путешествие в страну знаний"Цель: Обобщить и систематизировать у детей имеющиеся знания о звуках, буквах, словах....