Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия «Игры со Снеговичком».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Сидорова Наталья Владимировна

Представляю вашему вниманию конспект КРЗ по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 1015»

Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия

по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста

Тема «Игры со Снеговичком»

Подготовила: учитель-логопед Сидорова Наталья Владимировна

Москва, 2021г.

Цель: дифференциация звуков [с]-[с’]-[з]-[з’] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • учить давать характеристику звукам [с]-[с’]-[з]-[з’] в сравнительном плане;
  • тренировать детей в составлении предложений по демонстрации действия, по опорным словам, по картинке;
  • тренировать детей в составлении схемы предложения.

Коррекционно-развивающие:

  • учить детей дифференцировать звуки [С]-[С’]-[З]-[З’] в слогах, словах, предложениях на слух и артикуляционно;
  • закреплять навыки звуко-слогового анализа слов;
  • развивать внимание, память, воображение, мышление;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать речевое дыхание;
  • развивать координацию движений.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у детей самоконтроль за речью;
  • воспитывать уважительное отношение друг к другу;
  • воспитывать умение выполнять задания в коллективе и индивидуально;
  • воспитывать умение не перебивать друг друга, внимательно слушать ответы товарищей.

Оборудование: наборное полотно, «Домики звуков» (красный, синий, зеленый), схема для характеристики звуков, картинки-символы звуков [С]-[С’]-[З]-[З’], зеркала индивидуальные, индивидуальные карточки синего и зелёного для игры «Сигнальщики», дидактическое пособие «Подарки для Сани и Зои», массажный мячик, индивидуальные наборы карточек-символов для составления схем предложений, серия сюжетных картин «Ваза» (Нищева), наклейки зимней тематики.

Мультимедийная презентация «Игры со Снеговичком».

Технологическая карта

Этапы коррекционно-развивающего занятия

Виды работы на этапе

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

Приветствие.

Создание положительного настроя.

Логопед приветствует детей.

В начале нашего занятия вспомним наше правило:

«Каждый день всегда везде,

На занятиях, в игре

Громко, чётко говорим,

Никуда мы не спешим!»

Дети хором проговаривают правило.

Дети занимают свои места на стульях.

Организацион

ный

Активизация внимания к деятельности

Презентация

(слайд 2)

Вопросы:

Объявление темы

Ребята, отгадайте, кто пришел на наше занятие:

Его слепили дети ловко,

из снега сделали комки.

Вместо носика морковка,

вместо глазок угольки.

На голову ведро надели

и соломенный парик.

Теперь скажите-ка скорее

кто же это?

Правильно, сегодня к нам гости пришёл Снеговичок, вот он (посмотрите на экран).

Какой звук вы слышите и произносите в начале слова Снеговик?

В какое время года можно слепить снеговика?

Какой звук вы слышите и произносите в начале словазима?

Сегодня Снеговик приготовил для вас игры со звуками [С]-[С’]-[З]-[З’] и буквами С и З.

Отгадывают загадку: Снеговик.

Ответы детей:

В начале слова Снеговик мы слышим звук [С].

Снеговика можно слепить зимой.

В начале слова зима мы слышим звук [З’].

Основной

Акустико-артикуляцион

ная характеристика звуков по схеме

Актуализация знаний

Презентация (слайд 3)

Презентация (слайды 4-6)

Вспомним и расскажем Снеговичку, чем звуки отличаются от букв.

Посмотрите на схему и расскажите, как мы произносим звуки [С]-[С’]-[З]-[З’].

Что делают наши губы (зубы, язык), когда мы произносим звуки [С]-[С’]-[З]-[З’]?

Какая воздушная струя – холодная или теплая?

Приложим руку к горлышку и проверим, «голосок спит или проснулся».

Расселите звуки в домики.

Чем отличаются звуки [С]-[С’]-[З]-[З’]?

Ответы детей:

Звуки мы слышим и произносим!

Буквы мы видим и учимся писать!

Проговаривание звуков [С]-[С’]-[З]-[З’] хором и индивидуально.

Губы улыбаются.

Зубки сомкнуты.

Кончик языка – за нижними зубами.

Воздушная струя – холодная.

При произнесении звуков [С]-[С’] горлышко спокойное, «голосок спит».

При произнесении [З]-[З’] горлышко «дрожит», «голосок проснулся».

Характеристика звуков:

Звук [С] - согласный (не поется, воздух встречает преграду — зубы), твердый, глухой, обозначается синим квадратиком.

Звук [С’] — согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым квадратиком.

Звук [З] - согласный (не поется, воздух встречает преграду — зубы), твердый, звонкий, обозначается синим квадратиком.

Звук [З’] — согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым квадратиком.

Звуки [С]-[С’] – глухие. Звуки [З]-[З’] – звонкие.

Звуки [С]-[З] – согласные твердые, а звуки [С’]-[З’] – согласные мягкие.

Развитие фонематического слуха

Игра «Сигнальщики».

Презентация (слайд 7)

Я буду произносить слоги, а потом слова. Если вы услышите звук [С], поднимите синюю карточку без колокольчика, если вы услышите звук [З], поднимите синюю карточку с колокольчиком.

Са, за, зу, сы, со, ста, зда; зонт, сумка, коза, весы, фокус, ваза…

Выполняют игровые задания

Дифференциа

ция

звуков в слогах, словах

Игра «Подарки для Сани и Зои» (см. Приложение 1).

Презентация (слайды 8-9)

Игра «Хлопни-топни, раз-два-три, слово на слоги подели».

Под ёлкой лежит много подарков. Помогите Сане и Зое узнать, какие подарки приготовили для каждого из них. Для Сани – подарки со звуками [С], [С’] в названии, для Зои – со звуками [З], [З’].

А теперь разделите слова-названия подарков на слоги разными способами.

Выполняют игровые задания, прикрепляя картинки со звуками [С]-[С’]-[З]-[З’] на две рамки на липучки: на первую – слова со звуками [С], [С’], на вторую – слова со звуками [З], [З’].

Выполняют деление слов на слоги.

Игра «Превращения»

Презентация (слайды 10-14)

Проговаривание стихотворений с этими словами (см. Приложение 2).

1. Игра с мячом «Превращения».

Я бросаю мяч каждому по очереди и произношу слог со звуком [С], вы ловите мяч и бросаете обратно, заменяя звук [С] в слоге на звук [З], например: са-…за.

Со-…зо, су-…зу, сы-…зы, са-…за.

(аналогично проводится игра со звуками [С’], [З']).

2. Игра «Превращения».

Если в слове заменить звук [С] на звук [З], то получится новее слово. Посмотрите на картинку на экране, определите местоположение звука [С] в названии картинки и замените его на звук [З] (работа с мультимедийной презентацией).

Снеговик придумал с этими словами стихотворения и хочет вам их рассказать (логопед читает рифмовки, меняя местами пары слов).

Стоят в круге, выполняют игровые действия.

Проговаривают название картинки, определяю местоположение звука [С] (начало, середина, конец слова), устно заменяют звук [С] на звук [З], повторяют два слова вместе: роса – роза, косы-козы, лиса – Лиза, суп-зуб.

Слушают, исправляют ошибки Снеговика и повторяют стихотворные строчки правильно индивидуально и хором.

Динамическая пауза

Координация речи с движением (см. Приложение 3).

Презентация (слайд 15)

Показывает движения, произносит текст динамической паузы.

Выполняют движения, проговаривают стихотворения.

Дифференциа

ция

звуков в словах

Игра «Лабиринт».

Составление предложений по демонстрации действия.

Составление схем предложений с предлогом.

Презентация (слайды 16-17)

Следующая игра, которую для вас приготовил Снеговичок, это «Лабиринт».

Посмотрите на экран. Нам нужно узнать, куда идет Сеня и куда идет Лиза. Сеня может идти только по дорожкам, на которых картинки со звуком [С], а Лиза – только по дорожкам с картинками со звуком [З].

Составьте предложение, ответив на вопросы: Куда идет Сеня? Куда идет Лиза?

На столах перед вами контейнеры с карточками для составления схем предложения. Вспомните, как обозначается первое слово в предложении. А как обозначаем последнее слово? Каким символом мы обозначаем «маленькие» слова (предлоги)?

Составьте схему предложения Сеня идет к автобусу. Сколько всего слов в этом предложении? Какое слово первое (второе, третье, четвертое)?

Аналогично проводится работа со вторым предложением.

Молодцы, вы справились. Правильно определили дорожки для Лизы и Сени, составили предложения и выложили их схемы.

Выполняют игровое упражнение, выбирают дорожки, по которым пойдут Сена и Лиза.

На первой дорожке нарисован зайка, а на второй – санки, сеня пойдт по дорожке с картинкой санки. Потому что в этом слове есть звук [С]. И т.д.

Сеня идет к автобусу.

Лиза идет к красивому замку.

Линией с уголком мы обозначаем первое слово.

В конце предложения – точка.

Маленький прямоугольник обозначает на схеме «маленькое» слово.

Составляют схемы предложений на столе с помощью карточек-символов.

Отвечают на вопросы: в предложении 4 слова. Первое слово – Сеня и т.д.

Дифференциа

ция

звуков в предложениях

Развитие речевого дыхания.

Составление предложений по серии сюжетных картин «Ваза» по опорным словам.

Презентация (слайды 17-18).

Презентация (слайды 19-22).

А теперь посмотрим, что же было дальше.

Снеговик нес картинки для вас, но на пути к детскому саду налетел ветер и перепутал все картинки.

Изобразите, как сильно дул ветер: сделайте вдох носом, а выдох через вытянутые трубочкой губы.

Рассмотрите картинки и помогите Снеговичку расставить их по порядку, а потом составьте по каждой картинке предложение с нужными словами.

Спасибо, вы составили очень хорошие предложения.

Дети дуют на блестящий новогодний дождик.

Дети рассматривают картинки и на наборном полотне расставляют картинки в нужной последовательности.

Составляют предложения по опорным словам:

Рефлексия

Вопросы.

Презентация (слайд 23)

Итог занятия, поощрение детей за активную деятельность.

Чем отличаются звуки [С]-[С’]-[З]-[З’]?

А чем они похожи?

Попрощаемся со Снеговичком.

Вы все хорошо играли со Снеговичком.

На память Снеговичок подарил вам наклейки, которые мы приклеим в ваши альбомы

Звуки [С]-[С’] – согласные, глухие, а звуки [З]-[З’] – согласные звонкие.

Звуки [С]-[З] – согласные, твердые, а звуки [С’]-[З’] – согласные мягкие.

Все эти звуки согласные.

До свиданья, Снеговичок! Приходи к нам еще в гости и приноси новые игры.

Приложение 1.

Авторское дидактическое пособие «Подарки для Сани и Зои».

Описание: дидактическое пособие представляет собой две рамы для картин размером 40Х50 см. К пластику приклеены небольшие кусочки липучки на клеевом слое. Также небольшие кусочки липучки приклеены к картинкам. Картинки выполнены в виде подарочных коробочек, с обратной стороны – картинка, в названии которой есть звуки [С]-[С'] или [З]-[З’].

Приложение 2.

На лугу пасутся козы,

Заплела сестренка косы.

Есть резинки на косе!

Есть росинки на козе!

Ах, какая лисонька!

Посмотри-ка, Лизонька!

Роса на розе словно слезы,

С росой еще прекрасней розы!

Зоя есть не стала суп:

Разболелся Зоин зуб!

Синицына И.Ю.

Приложение 3.

Вот Снеговичка зарядка!

Выполняйте по порядку:

Хлопки в ладоши

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь!

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите – опустите!

Влево – вправо повернитесь,

Выполнение движений в соответствии с текстом

Рук коленями коснитесь!

Руки согнуты в локтях, вытянуты перед собой, поднимаем ноги, касаясь коленями ладоней

Сели-встали, сели-встали

И на месте побежали!

Выполнение движений в соответствии с текстом

Мы зимой в снежки играем, мы играем!

имитация лепки снежков

По сугробам мы шагаем, мы шагаем!

шагаем, высоко поднимая колени

И на лыжах мы бежим, мы бежим!

пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях

На коньках по льду скользим, мы скользим!

плавные пружинистые движения, руки согнуты в локтях

Использованная литература:

Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.-147 c.

Гомзяк О.С. Говорим правильно.конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе. – М: Изд-во ГНОМ и Д, 2007г.

Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков [с]-[с’]-[з]-[з’]. СПб.: ООО»Издательство «Детство-пресс», 2016.

Синицына И.Ю. Буду чисто говорить. – М: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008г.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого и логопедического занятия «Игра – путешествие по сказкам А.С.Пушкина»

Конспект открытого и логопедического занятия «Игра – путешествие по сказкам А.С.Пушкина»Подготовила учитель – логопедШолохова М.А. МДОУ д/с № 47 г. Старый ОсколПредварительно перед игрой детям даются ...

Конспект коррекционно-развивающего занятия психолога в старшей логопедической группе с применением утилиты "Несколько мышей" и с использованием лексичекой темы "Транспорт"

Одно занятие из цикла "Несколько мышей" в логопедической группе с использованием лексических тем, изучаемых в данный период....

Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей логопедической группе МДОУ "Детский сад комбинированого вида №131"

Коррекционно-развивающее занятие в старшей логопедической группе по лексической теме "Насекомые"...

Конспект коррекционно-развивающего фронтального логопедического занятия по теме:"Зимующие птицы"

Обогащение словарного запаса по теме, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи, формирование логического мышления и внимания....

Конспект коррекционно-развивающего занятия-практикума в старшей логопедической группе (ОНР) на тему: "Хотим быть здоровыми"

Познакомить родителей с методами и приемами массажа рук. Оптимизировать чувствительность рук у детей с ОНР с помощью пассивного массажа, который предусматривает использование разнообразных контрастных...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового логопедического занятия с использованием инновационных технологий Тема: «Дифференциация звуков [П] и [Б]. Волшебный цветок добра».

Цель занятия: развитие, коррекция и воспитание личности через использование инновационных технологий в коррекционно-образовательном процессе.Задачи:Коррекционно-образовательные:- закреплять навыки про...