Конспект занятия в старшей группе. Тема занятия «Слово»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Трубникова Лариса Алексеевна

Формировать представление о слове

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramota_tema_zanyatiya_slovo.docx560.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия «Слово»

Цели занятия:

1. Формировать представление о слове.

2. Познакомить с понятием «живые» и «неживые» предметы.

3. Упражнять детей в назывании одного и того же действия, признака разными словами (мишутка - мишенька, красный - алый и т. п.)

4. Развивать мышление.

Оборудование занятия: предметы: мишка, книга, яблоко; предметные картинки: красный флаг, конфета, арбуз, пятак, крючок, щётка, свинья, собака, дверь, замок, мяч, полоска бумаги размером 8,5 х 4.

 

План занятия:

I. Организационный момент.  Предложить детям выполнить следующие инструкции:

«Тимур, сядь», «Лиза и Амир, сядьте!», «Сначала сядь Адия, а потом Илья» и т. п.

II. Постановка цели занятия: узнаем, что такое «слово».

III. Практическое усвоение понятия «слово»:

1. Педагог уточняет у детей, как они узнали, кому нужно сесть; что называли (имена). Знакомит с понятием: всё окружающее нас имеет свои имена – имена. Предлагает назвать предметы – мишка, книга, яблоко. Объясняет: называя предметы, мы произносим слова. Предлагает один и тот же предмет назвать разными словами, например: мишка, мишутка, мишенька,  игрушка,  он и т. п.

Формирует понятие: предметы могут быть живыми и неживыми. Дети определяют, какие, живые или неживые предметы,  находятся на столе. Объясняет: спрашивая про неживые предметы, мы говорим «Что это?». Если бы мишка был настоящим, а не игрушечным, нужно было бы сказать «Кто это?» Предлагает детям назвать любые живые предметы.

2. Педагог предлагает детям ответить на вопросы: «Что делает мишка?» (книга. яблоко) «Что можно с ним делать?» (играть, кормить, укладывать спать, носить, качать и т. д.)

Формирует понятие: слова называют не только предметы, но и действия. Предлагает детям назвать любые действия, которые они совершают или могут совершить

3. Дети отвечают на вопросы: «Какой мишка?» (книга, яблоко). Например: коричневый, плюшевый, мягкий, красивый, весёлый и т. п. «Какие вы?»

Педагог сообщает: «Называя признаки предметов, вы тоже говорили слова».

4. Предлагает детям отгадать загадки:  Сам алый, сахарный,

                                                                    Кафтан зелёный бархатный.

               Спереди – пятачок,

               Сзади – крючок.

               Посредине  - спинка.

               На спинке – щетинка.

                                                                  Не лает, не кусает,

                                                                  А в дом не пускает.

При необходимости уточняет значение слов: алый, сахарный, кафтан, бархатный, пятачок, крючок, щетинка.

При затруднении отгадывания загадок, предлагает ряд картинок, среди которых есть отгадка. Например, к третьей загадке картинки собака, дверь, замок. Дети определяют, на какой картинке отгадка, и почему не подходят оставшиеся (не собака, потому что собака лает и кусает; не дверь, потому что пускает в дом).

Дети вспоминают, какие слова помогли им отгадать каждую загадку.

5. Педагог знакомит детей с условным обозначением слова – полоской нейтрального (белого или серого цвета).

IV. Читает стихотворение – А. Барто

V. Физминутка (проводится по усмотрению педагога на любом этапе занятия, в зависимости от этапа занятия определяется сложность задания). Игра с мячом – дети ловят мяч и подбирают слова, отвечая на вопросы: «Что это?», «Кто это?», «Это какое?», «Что делает?», возвращают мяч педагогу.

VI. Итог занятия.

VII. Работа с индивидуальными листами из «Букваря» (на занятии. Во время свободной деятельности, дома).

А. Барто Игра в слова

Скажи погромче Слово «Гром» —

Грохочет слово, словно гром.

Скажи потише: «Шесть мышат» —

И сразу мыши Зашуршат.

Скажи: «Кукушка на суку»

Тебе послышится: «Ку-ку».

А скажешь слово «Листопад» —

И листья падают, летят…

Похожее изображение

Картинки по запросу конфета рисунок

Картинки по запросу арбуз рисунок

Картинки по запросу пятак рисунок

Картинки по запросу крючок рисунок

Похожее изображение

Картинки по запросу свинья рисунок

Картинки по запросу собака рисунок

Картинки по запросу дверь рисунок

Похожее изображение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе тема: «Путешествие в страну дорожных знаков»

Конспект занятия в старшей группетема: «Путешествие в страну дорожных знаков»...

Конспект занятий в старшей группе. Тема: «Приключение нитки»

Тема: «Приключение нитки»Задача: Познакомить детей с различными видами ниток (шелк, шерсть, хлопок), их производством и использованием человеком. Наглядно показать связь рукотворного мира с миром прир...

Конспект занятия в старшей группе Тема: “Сравнение групп предметов”

Конспект занятия по ФЭМП в саршей группе по системе Л.Г.Петерсон...

Занятие по художественно – эстетическому развитию.Лепка.Конспект занятия в старшей группе. Тема: "Фрукты и овощи".

Цель: закреплять приемы лепки сплющивание, скатывание, вытягивание, вдавливание.Задачи:1)Развивать умение лепить с натуры знакомые предметы (фрукты, овощи, передавая их характер особенности...

Конспект занятия в старшей группе Тема занятия: Перелетные птицы. Весна.

Задачи:Закреплять представления детей о перелетных птицах.Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.Систематизировать знания детей о видах птиц, упра...