Занятие по развитию речи для детей с НР
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Алла Александровна Тадтаева

Занятие по развитию речи для детей с НР

На бал к Фее согласных звуков

Цель. Закреплять навыки различения и правильного произнесения    звуков [с], [с’], [з], [з‘]. Упражнять в звуковом анализе и синтезе слов, в определении позиции звука в словах, в слоговом анализе и синтезе, в делении слов на слоги. Развивать силу голоса, слуховое внимание.

Материал. Предметные картинки (собака, сом, сорока, лиса, оса, крыса, лось, рысь, гусь, змея, заяц, зебра, зубр, коза, фазан, обезьяна, медуза, козёл, бабочка, кошка, воробей, лошадь). Символы для характеристики звуков. Экран. Плоскостные изображения феи и автобусов с номерами 1, 2, 3. Автобусные билеты пригласительные билеты. Пригласительные билеты со схемами. Схемы для слогового анализа и синтеза. Мольберт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_2.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи для детей с НР

На бал к Фее согласных звуков

Цель. Закреплять навыки различения и правильного произнесения    звуков [с], [с’], [з], [з‘]. Упражнять в звуковом анализе и синтезе слов, в определении позиции звука в словах, в слоговом анализе и синтезе, в делении слов на слоги. Развивать силу голоса, слуховое внимание.

Материал. Предметные картинки (собака, сом, сорока, лиса, оса, крыса, лось, рысь, гусь, змея, заяц, зебра, зубр, коза, фазан, обезьяна, медуза, козёл, бабочка, кошка, воробей, лошадь). Символы для характеристики звуков. Экран. Плоскостные изображения феи и автобусов с номерами 1, 2, 3. Автобусные билеты пригласительные билеты. Пригласительные билеты со схемами. Схемы для слогового анализа и синтеза. Мольберт.

Встаньте дети, встаньте в круг!

Я, твой друг и ты мой друг!

Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнёмся!

Логопед. Сегодня вы будете учиться различать согласные звуки, а какие – отгадайте. Я произнесу несколько слов, а вы внимательно и скажите, что в них общего. Вот эти слова: ананас, автобус, поднос, кокос.

Дети. В конце всех этих слов слышится звук [с].

Логопед. Гусь, рысь, лось, роспись.

Дети. В конце всех этих слов слышится звук [с’

Логопед. Козы, глаза, гроза, слёзы.

Дети. В середине всех этих слов слышится звук [з].

Логопед. Зелень, зефир, зеркало, зебра.

Дети. Все эти слова начинаются со звука [з‘].

Логопед. Так какие звуки мы будем различать?

Дети. Мы будем учиться различать звуки [с],[с‘],[з],[з‘].

Логопед. Давай дадим характеристики этим звукам.

Вызывают двух детей и предлагают охарактеризовать звуки с помощью символов. Дети выкладывают символы и комментируют свой выбор.

Первый ребёнок. Звук [с] – согласный (ставит серый кружок), потому что его нельзя пропеть или прокричать. Когда его произносишь возникает преграда для воздуха: язык и зубы. Этот звук бывает твёрдым и мягким (ставит символы и произносит: [с], [с‘]). Он глухой, потому что горло не звенит (ставит символ «перечёркнутый колокольчик»).

Второй ребёнок. Звук [з] – согласный (ставит серый кружок), потому что его нельзя пропеть или прокричать. Когда его произносишь, возникает преграда для воздуха: язык и зубы. Этот звук бывает твёрдым и мягким (ставит символ и произносит: [з], [з‘]). Он звонкий, потому что горло звенит (ставит символ «колокольчик»).

Логопед. Чем похожи эти звуки?

Дети. Они согласны, бывают твёрдыми и мягкими.

Логопед. Чем эти звуки различны?

Дети. Звук [с] – согласный, глухой, бывает твёрдым и мягким. Звук [з] – согласный, звонкий, бывает твёрдым и мягким

Проводиться игра «Будь внимательным».

Логопед. Я буду произносить звуки. Когда услышите звук [с] – хлопните, когда услышите звук [з] – топните. На какой звук вы будите топать? А на какой хлопать? (Ответы детей.) Будьте внимательны!

Логопед прячется за экран и произносит звуки. Игра повторяется, но не с отдельными звуками, а со слогами и словами.

Проводится игра «отгадай слово».

Логопед. Теперь поиграем в другую игру. Я буду произносить начало слова, а вы – добавлять к ним определённый слог. Так вы отгадаете, какое слово я загадала. Итак, сначала играем со слогом –са.

Колба-са

Терра-са

Грима-са

Ли-са

Ро-са

Ко-са

Кляк-са

О-са

Лари-са

Поло-са

Затем дети образуют слова со слогами –сы, -си, -сок, -за, -зы.

 Примерный лексических материал.

Слова со слогом –сы: бусы, весы, часы, плаксы, рельсы. Усы, носы, кулисы.

Слова со слогом –си: гуси, лоси, рыси, караси, росписи.

Слова со слогом –сок: песок, кусок, носок, лесок, кусок, бросок, волосок, голосок, колосок.

Слова со слогом –за: база, ваза, роза, поза, фраза, бронза, линза, гильза, польза, глаза, слеза, гроза, коза.

Слова со слогом –зы6 газа, берёзы, арбузы, морозы, занозы, алмазы, мимозы. Сервизы, карнизы, рассказы, паровозы, водолазы, грузы.

Логопеды. Фея согласных звуков решила устроить бал в честь звуков [с], [с‘], [з], [з‘]. На этот бал приглашены только те гости, в названии которых встречаются эти звуки. Фея просит вас помочь гостям добраться до её замка. Для этого превратимся в водителей.

Проводиться разминка.

Едем, едем на машине,

(Дети крутят «руль».)

 Нажимаем на педаль.

(Стопу правой ноги поднимают и опускают.)

Скорости переключаем,

(Сгибают, разгибают руки в локтях.)

Смотрим пристально им в даль.

(Одну руку ставят на пояс, другую козырьком подносят ко лбу.)

Дворники счищяют капли

Вправо, влево. Чистота!

(Руки сгибают в локтях, изображают движение «дворников».)

Волосы шевелит ветер.

(Быстро двигают растопыренными пальцами согнутых в локтях рук.)

Мы шофёры хоть куда!

(Хлопают в ладоши.)

Во время разминки логопед выставляет мольберт, к которому заранее были прикреплены предметные картинки.

Проводится игра «Кто едет на бал?»

Логопед. Посмотрите сколько желающих поехать на бал к Фее согласных звуков. Но мы ведь знаем, что приглашены только те, в названии которых есть звуки [с], [с‘], [з], [з‘]. Кому же мы дадим билет на автобус?

Дети поочерёдно отвечают и прикрепляют билет рядом с выбранным гостем, например: «На бал поедет собака, потому что в начале этого слова есть звук [с]».

Логопед. Назовите тех кто не едет на бал к фее. (Дети перечисляют.) Почему они не получили билеты на автобус?

Дети. Потому что в их названии нет звуков [с], [с‘], [з], [з‘].

Логопед убирает лишние картинки и выставляет картинки с изображением трёх автобусов.

Проводиться игра «Рассади пассажиров».

Логопед. Билеты на автобус у всех есть, но вот беда, гости не знают, кому в какой автобус садиться. Давай им поможем. Посмотрите, у каждого автобуса есть номер. Этот номер указывает на количество слогов в слове – названии пассажира. Этот автобус номер один. Значит, сколько должно быть слогов в слове – названии пассажира?

Дети. Один слог.

Логопед. Верно. Вспомните, что такое слог.

Дети. Слог – это часть слова.

Логопед. Сколько может быть слогов в слове?

Дети. Один, два, три и больше.

Логопед. Верно, один слог и более. Какое правило вы знаете про слоги и звуки?

Дети. Сколько гласных звуков столько и слогов.

Дети поочерёдно подходят к мольберту, выбирают любую картинку и, объясняя свой ответ, прикрепляют её рядом с изображением одного из автобусов: «Со-ба-ка. В этом слове три слога. Собака поедет в автобусе под номером три».

Выполняется голосовое упражнение.

Первые две строчки дети произносят с увеличением силы голоса, последние две строчки – с уменьшением силы голоса.

Дети.

Раз, два, три, четыре, пять,

Быстро едем мы опять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Даже ветру не догнать.

Во время упражнения логопед убирает с мольберта изображения автобусов и предметных картинок, кроме картинок с изображением осы и лисы. Выставляет изображение Феи.

Проводиться игра «Кто забыл приглашение?»

Логопед. Ехали мы, ехали и наконец приехали. А вот и Фея согласных звуков встречает гостей. Но вот опять неприятность: кто-то забыл приглашение. Без него охрана замка не пропустит на бал. Давайте поможем гостям! (Выставляет звуковую схему слова «оса».) посмотрите вот приглашение одного из гостей. Как вы думаете, чьё оно?

Это приглашение осы, потому что в слове «оса» три звука и на схеме три звука: два гласных и один твёрдый согласный.

Логопед. (Выставляет звуковую схему слова «лиса»). А это чьё приглашение? (Ответы детей.)

Проводится игра «Подарки».

Логопед. Теперь все приглашённые в сборе, и бал начинается. Гости приехали к Фее не с пустыми руками, а привезли её подарки. Хотите узнать, что подарили Фее? (Выставляет схему.) Здесь зашифрованы слова – название подарков. Под картинками подписаны цифры, каждая показывает какой слог нужно взять по порядку из слова. Сложив слоги, получим новое слово – название подарка.

После того как дети отгадали слово, логопед переворачивает схему. На обратной стороне нарисован правильный ответ: бусы, духи, ваза, роза.

Логопед. Фея согласный звуков очень благодарна вам, что вы помогли её гостям собраться на бал. Вспомните, в честь каких звуков Фея его устроила.

Дети. В честь звуков [с], [с‘], [з], [з‘].

Логопед. Какой из этих звуков? Что вы можете сказать про звук [с], какой он? (Ответы детей.) Молодцы! Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста "Звуковая культура речи: звук И"

Упражнять в выразительности интонацией при воспроизведении звукоподражаний и стихотворных строк....

Конспект занятия по развитию речи для детей 5 лет с общим недоразвитием речи

Конспект занятия по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи...

Конспект индивидуального занятия по развитию речи у детей с системным нарушением речи при КИ. Тема Фрукты

Конспект занятия по развитию речи для ребенка с системным нарушением речи при  КИ (кохлеарной  имплантации, 2 год обучения)...

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Красивой речи».

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:Образовательные:1.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных отве...

Специальные игры и занятия по развитию речи у детей раннего возраста учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа)

Большую роль в развитии речи детей играют специальные игры, упражнения и занятия, преимущество которых заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у малыше...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....