Буква Н, н. Звук Н.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Лялина Елена Алексеевна

Дать детям понятие согласный звук, слог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_n._bukva_n.n.docx482.65 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте

 в подготовительной группе (6-7 лет)

Тема: «Согласные звуки [Н,н]. Буквы Н,н. Понятие «слог». Чтение слогов с буквой Н.»

Доминирующая область: речевое  развитие

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Физическое развитие».

Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, двигательная

Цель: дать детям понятие «Согласный звук», «слог».

Программное содержание: 

-Познакомить с буквой Н,н, с твёрдым и мягким согласным звуком [Н,н], уточнить их артикуляцию. Научить различать твёрдый и мягкий звуки.

-Ввести понятие «слог», учить читать слоги

-Развивать связную речь, внимание, фонематическое восприятие через нахождение слов со звуками [Н,Н].

-Воспитывать самостоятельность.

Материалы: тетради, карандаши, картинки «барабан», «конь»,  образец напечатанной буквы Н, н. Картинки на что похожа буква Н. Игрушка Буратино, конверт с заданием, таблица слияния слогов

Предполагаемый результат: дети умеют выделять звук в слове и определять местоположение звука в слове, определяют, что звук Н звонкий, может быть мягким и твёрдым.

Структура занятия

1

Вводная часть

Буратино с конвертом

2 мин

2

Основная часть

Диктант

26 мин

Знакомство с буквой Н,н

Работа в тетради

Знакомство со звуком [Н]

Физкультминутка

«Где звук?» (в тетради)

Определи слово с нужным звуком

Чтение слогов

Игра «Наоборот»

3

Заключительная часть

Подведение итогов

2 мин

Длительность занятия: 30 минут

Ход занятия:

  1. Вводная часть

Дети находятся на ковре. Воспитатель показывает детям Буратино с конвертом.

-Посмотрите, ребята, кто пришёл в гости?

-Здравствуй Буратино.  (Он принёс нам конверт.)

- Как вы думаете, что в нём находиться? Вы хотите узнать что там? (Воспитатель открывает конверт.)

-Ребята здесь задания, которые Буратино придумал для вас. Вы готовы их выполнить?

Дети присаживаются за столы.

  1. Основная часть.
  • Печатание букв под диктовку (работа в тетради)

А,а. И,и. О,о. ы. Э,э. У,у.

  • Знакомство с буквой Н,н.

-Сегодня мы с вами познакомимся с буквой Н,н.

Посмотрите на картинку и скажите пожалуйста , на что похожа буква Н? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: НА , НА ГАМАК, НА БИНОКЛЬ, НА СКАНА ПАРОВОЗ, НА КЛОУНА, НА ЗДОРОВАЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ)

-Посмотрите как правильно печатать букву Н,н (На доску вывешивается образец печатания буквы Н,Н.)

-Из каких элементов она состоит?

-Какие по длине эти палочки?

Сколько всего элементов в букве? (3)

-Давайте напишем букву Н в воздухе пальчиком.

-А теперь напишите её у себя на ладошке.

-Выложите букву Н из счётных палочек на столах. А сейчас напечатаем в тетрадях.

  • Печатание буквы Н,н. (в тетради)
  • Знакомство со звуком[ Н,Н]

-Отгадайте загадку.

Деревянные подружки

Пляшут на его макушке

Бьют его, а он гремит

В ногу всем шагать велит.    (Барабан)

Вывешивается картинка с барабаном.

-Произнесите слово «барабан». Какой звук мы слыщим в конце слова? ([н])

Произнесите его ещё раз и понаблюдайте за положением губ, языка, зубов.

-Можно ли его спеть? (нет)

-Легко ли воздух проходит? (Нет. Его задерживает язык и направляет в нос. Воздух проходит через нос)

-Звуки, при произнесении которых воздух задерживается, называются согласными.

-Давайте ещё раз произнесём слово «барабан». Какой звук [н]? (твёрдый)

Каким цветом мы обозначаем твёрдый согласный звук? (синим)

-Отгадайте ещё одну загадку

Подкованы ноги

Бежит по дороге

Грива дугою

А хвост метлою.     (конь)

Вывешивается картинка.

-Какой последний звук слышится в  этом слове? (ответы детей)

-Верно, мягкий согласный. Каким цветом его обозначаем? (зелёным)

Делаем вывод, что согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими.

-Давайте произнесем ещё раз. Как произносятся звуки с голосом или без голоса? (с голосом)

-Звуки при произнесении которых участвует голос, называются звонкими. Значит, звук [Н] звонкий.

-Что мы узнали о новом звуке? (ОН согласный, звонкий, может быть твёрдым, а может быть мягким.)

Физкультминутка

В понедельник я купался (изображаем плавание)

А во вторник -рисовал. (изображаем рисование)

В среду долго умывался (умываемся)

А в четверг в футбол играл (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал (прыгаем)

Очень долго танцевал (кружимся)

А в субботу, в воскресенье (хлопки в ладоши)

 Целый день я отдыхал. (дети присаживаются)

  • Игра «Где звук [Н, Н]? (работа в тетради)

Дети определяют местоположение звука в слове и закрашивают нужным цветом по твёрдости и мягкости.

  • Игра «Определи слово с нужным звуком»

-Следующее задание. Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши если услышите мягкий звук Н. Если услышите твёрдый Н, то стукните по столу. Готовы? (КОМ, СОН, ТОРТ, ТЕНЬ, ПИЛА, СОСНА, ДЕНЬ, СЕНО, ВЕСЛО, НИТКИ, НОЖНИЦЫ)

  • Понятие слог. Чтение слогов слияний с буквой Н

Гласная звук образует слог при слиянии с согласным звуком. Сколько гласных, столько и слогов.

-Давайте прочитаем слоги, соединяя звук Н с гласными звуками (дети на своих карточках соединяют звуки в слоги и проговаривают какой слог получился)

  • Игра «Наоборот»

-Ещё одно задание от Буратино. Я буду называть слова, вы- слова с противоположным значением. (ВЕРХНИЙ—НИЖНИЙ, ВЫСУШИТЬ- НАМОЧИТЬ, ВЕСЁЛЫЙ- ГРУСТНЫЙ, КОРОТКИЙ- ДЛИННЫЙ, НАЛЕВО- НАПРАВОТЬ- НАДЕТЬ, ВЫСОКО- НИЗКО, БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ)

3. Заключительная часть.

-Ребята, кто к нам приходил в гости?

-С какой буквой мы сегодня познакомились?

-Что вам было интересно?

-Что было трудно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».

Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...

Любимая буква великана Кащея (звук и буква щ)

Ознакомление детей с буквой щ, уточнение артикуляции, развитие графо-моторного навыка....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»

Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...