Конспект занятия "Составление предложений" старшая группа
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Болгова Антонина Петровна

конспект занятия "составление предложения по обучению грамоте в старшей группе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_sostavleniyu_predlozheniya.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по составлению предложения

 

Цель – упражнять детей в составлении предложений и делении их на слова.

 

Ход.

- На прошлом занятии мы собирали с вами слова. Какие это были слова? (Слова, которые называли предмет)

- Вспомним эти слова… (Дети по очереди называют слова, кладут фишку в коробку. Каждому предоставляется возможность назвать слова, еще ни кем не названные).

Вос-ль:- Ребята, есть слова, которые являются признаками предмета, т.е. слова, которые описывают этот предмет. Например,  на этой иллюстрации нарисован стул. Какой он? (Деревянный, большой,..). Эти слова и есть признаки предмета.  Сейчас мы с вами поиграем.

Игра «Узнай слово».

- Я буду называть признаки какого-нибудь предмета, а вы догадаетесь, о чем я говорю.

  • Круглый, большой, резиновый, легкий… (Мяч)
  • Темная, большая, низкая, дождевая… (Туча)
  • Холодная, чистая, прозрачная, быстрая… (Вода, река)
  • Голубое, чистое, безоблачное, прозрачное… (Небо)
  • Белый, пушистый, холодный, скрипучий… (Снег)
  • Добрая, родная, ласковая, дорогая… (Мама)

- Теперь поиграем наоборот: я показываю предмет, а вы называете его признаки.

  • Яблоко какое? (Вкусное, сладкое, спелое, сочное, красное и т.д.)
  • Платье какое? (Новое, нарядное, дорогое, модное…)
  • Цветы какие? (Яркие, полевые, пестрые, большие…)
  • Малина какая? (Вкусная, малиновая, сладкая, мягкая…)
  • Какая бывает погода? (Солнечная, теплая, безветренная, морозная и т.д.)

Игра «Говори наоборот»

- Я буду говорить слово – «признак», а вы тоже называете, но наоборот, например:

 

большой – маленький

толстый – тонкий

черный – белый

горячий – холодный

пустой – полный

легкий – тяжелый

чистый – грязный

больной – здоровый

ленивый – трудолюбивый

храбрый – трусливый

послушный – балованный

богатый – бедный

сильный – слабый

веселый – грустный

красивый – безобразный

широкий – узкий

высокий – низкий

твердый – мягкий

гладкий – шершавый

кислый – сладкий

детский – взрослый

добрый – злой

 

- Молодцы! Вот сколько слов вы назвали. Ребята, а сейчас предлагаю выйти из-за столов и поиграть еще в одну игру «Путаница». Я буду вас путать, если вы согласны с моим утверждением, то хлопайте в ладоши, а если – не согласны, то топайте.

 

Пингвины – жители пустыни,

Ужата очень любят дыни,

Шоферы знают толк в малине,

Ребята ползают в пустыне,

Верблюды плавают на льдине,

Медведи возят груз в машине,

Неспешно ходит черепаха,

Колючий лев в траве таится,

Могучий еж не знает страха,

За ним охотится лисица.

Нет ни  склада тут, ни лада…

 

- Ребята, на прошлом занятии мы учились составлять предложения. Давайте вспомним,  из чего состоит предложение? (Из слов).

- Запомните, ребята, что слова бывают разными. Назовите длинные слова. (Ответ детей:конструктор, телевидение,…).

- Теперь назовите короткие слова.(Ответ детей: сон, лук, нос,…).

- Какими  можно назвать слова: гром, гроза, тигр? (Ответ детей: громкими).

-  Назовите тихие слова. (Ответ детей: шелест, шепот, тишина).

- А какие вы знаете звонкие слова? (Ответ детей: жаворонок, зайчик, жизнь,…).

- Какими ласковыми словами вас называют ваши близкие? (Ответ детей: солнышко, кошечка, доченька, сыночек,…).

 

-  Есть сладкое слово – конфета,

Есть быстрое слово – ракета,

Есть кислое слово – лимон,

Есть слово с окошком – вагон.

 

Есть слово колючее – ежик,

Есть слово промокшее – дождик,

Есть слово зеленое – ель,

Есть слово упрямое – цель.

 

Есть книжное слово – страница,

Есть слово лесное – синица,

Есть слово пушистое – снег,

Есть слово веселое – смех…

 

- Давайте придумаем предложение по этой картинке, состоящее из двух слов, из трех слов.

Выставляем слова – фишки.

- Что делают дети? (Дети играют)

«Дети» - выставляют одну фишку

«играют» - кладут рядом другую фишку.          

 

Далее воспитатель говорит предложения, а дети выкладывают фишки:

- Идет дождь.

- Идет сильный дождь.

- Птичка свила гнездо.

- Холодно.

- Прибежал пес.

- Брат читает.

- Мама готовит ужин.

- Рома пил молоко.

- Папа удил рыбу.

 

- Теперь я буду выкладывать фишки, а вы будете придумывать предложения. (Дети выполняют задание).

- Ребята, давайте сейчас вспомним, чем мы сегодня с вами занимались? (Учились составлять предложения из слов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД (старшая группа) Тема: «Государственные символы России. Создадим эмблему своей группы».

Конспект НОД(старшая группа)Тема:   «Государственные символы России. Создадим эмблему своей группы»...

Конспект дидактической игры "Группы растений" II младшая группа

Игра знакомит детей с различными группами растений: овощами, фруктами, ягодами, цветами. Игра направлена на развитие речи, способствует мыслительной деятельности, обогащению словаря детей. В процессе ...

План-конспект занятия (средняя группа) по теме: НОД в средней группе по обучению татарскому языку. Тема: "Бабай күчтәнәче"

Бурычлар:  1. Сүз байлыгы булдыру, сөйләмдә активлаштыру.                      2.Тәрбияче ...

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (подготовительная группа) на тему: «Согласование числительного с именем существительным в Именительном и Родительном падеже»

Учить детей образовывать словосочетания в Именительном, Родительном падеже, согласовывая при этом числительные существительные между собой,  обогащать словарный запас, развивать зрительное ...

План-конспект занятия (младшая группа) на тему: Конспект интегрированного занятия "Прогулка по весеннему лесу"

Обобщить знания детей по теме "Весна",уточнить знания детей о времени года,изменениях в природе,происходящих весной.Развивать речь детей,расширять словарный запас,ввести в активный словарь слово "стре...

Конспект НОД разновозрастная группа (старшая и средняя группы) Тема: «Спасем Буратино»

Упражнять  детей в  умении  пользоваться числами и циф­рами с целью обозначения количества. Формировать умение детей подлезать под дугу (ст. возраст), проползать под дугу (ср. возраст)....