обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)

Воротникова Анна Борисовна

Звуки С,Сь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsii_ns-portal.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: звуки [с], [сь].

Цель: уточнить произношение звуков [с], [сь]; учить выделять звуки из состава слова; дифференцировать звуки по твердости-мягкости; познакомить со звуковым анализом двусложных слов; упражнять в согласовании прилагательных и существительных в роде и числе; отрабатывать дикцию, развивать мышление.

Оборудование: зеркала, индивидуальные схемы, альбом 2. (Цуканова, Бетц). Настенное панно "Юпик" и карточки "символы звука С и Сь.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята послушайте стихотворение «Снегопад». Найдите в нем слова, родственные слову снег.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю снег.

В небе кружатся пушинки —

Серебристые снежинки.

Каруселью снеговою

На проселки, на лужок

Все снижается снежок.

Землю белой чистой, нежной

Застелил простынкой снежной.

Вот веселье для ребят —

Все сильнее снегопад.

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в снежки.

Снежный ком на снежный ком.

Все украсили снежком.

Словно белый пуховик

Вдруг надел наш снеговик.

Рядом снежная фигурка —

Это девочка — Снегурка.

— На осинке — посмотри —

С красной грудкой снегири.

После каждого четверостишья воспитатель делает остановку. Дети по цепочке называют родственное слово и садятся.

2.        Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель: Возьмите зеркала сделаем упражнения для язычка

«Заборчик».

«Улыбка».

«Горка».

«Почистим нижние зубы».

3. Знакомство со звуками [с], [сь].

а) Поиграем в игру "Доскажи словечко»

Не сможешь накачать колёса

Ты без помощника-... (насоса).

б) Анализ артикуляции звука [с].

Воздух из большого насоса бежит и свистит: с-с-с.

Губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка за нижними зубами, струя холодного воздуха идет по середине языка. Голос не включается.

—        Покажите, наблюдая в зеркале, как свистит большой насос.

в)        Звуковая характеристика звука [с] (по схеме).

г)        Анализ артикуляции звука [сь].

—        А из маленького насоса воздух свистит: сь-сь-сь.

Средняя часть спинки языка приподнята и придвинута к передним зубам.

—         Ребята, покажите, наблюдая в зеркале, как свистит маленький насос.

д)        Звуковая характеристика звука [сь] (по схеме).

е)        Упражнение в произношении звуков [с], [сь].

Дети имитируют работу насосов. Насосы свистят длительно: с_, с_, сь___, сь_.Насосы свистят отрывисто: с-с-с; сь-сь-сь

 Игра«Эхо».

—         Ребята произнесите так же,: са — со — су — сы; си — ся — сю— сё; ос — ас — ыс — ис.

4. Закрепление звуков [с], [сь] (с. 6).        

  • Посмотрите на насосы. Как свистит большой насос? — А маленький?
  • Какие фишки показывает Юпик? Почему?

5. Дифференциация звуков [с], [сь].

а)        Загадка.

Кто она, угадай-ка!

Седая хозяйка

Тряхнет перинки —

Над миром снежинки.

  • Пришла зима. Взяла зима волшебную кисть. Пошла в больших мягких валенках тихо, неслышно по лесам, по полям, по селам и городам. Нарисовала повсюду зимние картины. Посмотрите на ее картину «Зимний вечер».
  • Назовите слова со звуком [с]. Определите место звука [с] в слове.
  • Назовите слова со звуком [сь]. Определите место звука [сь] в слове.

б)        Упражнение в произношении.

Словно в сказке, как во сне,

Падает на землю снег.

Дети повторяют двустишие, выделяя голосом звуки [с] и [сь].

в)        Намела зима сугробами белый снег.

                На сугробах виден чей-то след..

—        Рассмотрите сугробы (с. 7). Над сугробами кружатся необычные снежинки. На снежинках — картинки. Снежинки кружатся, выбирают: на какой сугроб упасть? Подумайте и скажите, на какой из сугробов опустится каждая снежинка?

Физминутка: «Снежинки кружатся».

Дети кружатся, делают плавные движения руками.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки — балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

6. Формирование грамматического строя речи.

—        Приглашает зимушка детей на улицу погулять, поиграть. В какие игры вы любите играть зимой?

—Посмотрите на картинку «Сима на прогулке». Как играет Сима? Какие цвета любит Сима?

  • Сима любит звуки [с] и [сь], и даже в названиях цветов одежды у нее эти звуки. Какой цвет со звуком [с]? А какой — со звуком [сь]?
  • У Симы синяя ... (Шапка.) А пальто какое? Сапоги? Бант?
  • У Симы красный ... (Шарф.) А варежки какие? Штаны? Помпон? Ведро?

7.        Звуковой анализ.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2023/11/23/zvuki_s_s._otkrytoe_zanyatie.docx_image1.jpghttps://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2023/11/23/zvuki_s_s._otkrytoe_zanyatie.docx_image2.jpg

  • Посмотрите на схему слова. Сколько в слове слогов? Какой слог ударный? Сколько звуков в каждом слоге?
  • Подберите к схеме слово по картинке «Сима на прогулке». (Сани. Сима.) Обозначьте звуки фишками.

8.        Итог занятия.

  • Какие звуки мы сегодня изучали? Расскажите о них.
  • С этих звуков начинаются слова о зиме: снежная, суровая, сердитая, серебристая, седая.
  • Почему зиму так называют?

Молодцы ребята, спасибо всем за работу. (Каждый ребенок получает по красивой наклейке).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (по "Букварю" Жуковой)

Тематическое планирование по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Содержание: пояснительная записка, тревования к уровню подготовки детей к концу года, темы занятий....

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. На занятии дети учатся различать на слух твёрдый и мягкий звуки [д],  [д,]; дифференцировать звуки [д], [т];  знаком...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья содержит материал по использованию эффективного метода развивающего обучения по обучению детей грамоте. В статье описаны все основные модели в работе с детьми 5-7 лет....

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Из личного опыта воспитателя Быковой Татьяны Васильевны.Воспитатель второй квалификационной категории ГБОУ детский сад комбинированного вида №711 СВАО г. Москвы....

Технология по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Технология по подготовке к обучению грамотедетей старшего дошкольного возраста....

Подготовка к обучению к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Готовность к обучению грамоте детей 7-ми лет является составляющей частью речевой готовности. Как, впрочем, и речевая готовность входит в общую психологическую готовность ребёнка к обучению в шк...

Консультация для педагогов дошкольного образования. Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

Формирование представлений о содержании  и методике подготовки  детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....