НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Винни-Пух» по теме: «Насекомые»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Герасимова Ирина Сергеевна

  Открытое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._zan._po_podgotovke_k_obucheniyu_gramote_nasekomye.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по подготовке к обучению грамоте

в подготовительной группе «Винни-Пух»

по теме: «Насекомые»

Подготовила:

воспитатель Герасимова Ирина Сергеевна

Цель: расширять представления о насекомых посредством игр и игровых упражнений по подготовке к обучению грамоте

Задачи:

  • Закреплять умение проводить звукобуквенный анализ слов;
  • Продолжать формировать навык счета слогов и слов;
  • Формировать умения составлять предложения по сюжетным картинкам;
  • Развивать долговременную память, словесно-логическое мышление, умение рассуждать через работу с загадками;
  • Воспитывать бережное отношение к природе, насекомым и к окружающей среде.

Оборудование: наборы кружков синего, зелёного, красного цвета для звукового анализа, схемы для звукобуквенного анализа слов, схема предложения с предлогом, набор предметных картинок с изображением насекомых, картинки колокольчика, наушников, магнитофон, запись звуков насекомых.

Предварительная работа: беседы с детьми «Такие разные насекомые», выставка иллюстраций с изображением насекомых и книг по тематике недели. Наблюдение на прогулке за насекомыми (особенности строения тела).

Организационный момент:

Приветствие: Утром солнышко встает

                           Всех на улицу зовёт

                           Выхожу из дома я:

                           «Здравствуй, улица моя!»

                            Отвечаю Солнцу я,

                            Отвечаю Травам я,

                            Отвечаю Ветру я,

                            Здравствуй Родина моя!

-улыбнёмся друг другу и нашим гостям.

Артикуляционная гимнастика: (для язычка) «Шмель»

- Давайте с вами вспомним, как мы с вами общаемся, с помощью чего? (звуков)

- Каждый звук соответствует чему? (букве)

- Верно. Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем)

- Ребята, а какие бывают звуки? (согласные твёрдые, обозначаем синим кружочком, мягкие обозначаем зелёным кружочком и гласные – красным   кружочком)

- Правильно! Есть ещё другие буквы, которые обозначают только один звук! Какие это звуки? (ц, ш ,ж –всегда согласные твёрдые; й, щ, ч- всегда согласные мягкие)

Молодцы

Дыхательная гимнастика: «Муха в паутине»

Основной этап:

1. Загадки.

- Отгадайте загадки, каких же насекомых мы слышим.

У нее четыре крыла,

Тело тонкое словно стрела,

И большие –большие глаза

Называем ее ….(стрекоза)

Он работник настоящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом….(муравей)

Сок цветов душистый пьет,

Дарит нам и воск и мед,

Людям всем она мила,

А зовут ее ….(пчела)

Она легка, красива,

Изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок (бабочка)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь (шмель, жук)

Не зверь и не птица,

Нос как спица

Летит- кричит,

Сядет- молчит,

Кто его убьет

Свою кровь прольет (комар)

— Ребята, перечислите все слова – отгадки (ответы детей).

- Как можно их назвать одним словом (ответы детей).

-Насекомые приготовили для нас задания. (сзади на картинках задания для детей от насекомых)

2. Первое задание приготовил для нас кузнечик.

Д/И «Кто как издаёт звуки?»

Кузнечик, что делает (стрекочет, языком изображает моторчик с мягким произношением)

Стрекоза, что делает (трещит крыльями, языком изображает моторчик с твёрдым произношением)

Муха, жук- жужжит (ж-ж-ж)

Комар- пищит (пи-и-и)

Шмель, пчела, оса – жужжат (з-з-з)

3. Динамическая пауза: Отдохнуть нам предлагает стрекоза.

Координация речи с движением:

«Стрекоза».

Вот какая стрекоза (руки в стороны, покачивание)

Очень круглые глаза (круговые движения кистей на уровне глаз)

Вертится, как вертолёт (поворот вокруг себя, руки в стороны)

Вправо, влево, взад, вперёд (соответствующие наклоны)

4. Следующее задание от жука деление слов на слоги.

- Нам надо распределить слова в группы где 1 слог, 2 слога, 3 слога.

-Как мы это выясним? (прохлопаем по слогам) (дети расставляют карточки с насекомыми к той цифре, которая соответствует количеству слогов)

-Молодцы ребята! Какое же у нас слово самое короткое (жук один слог)

- А самое длинное? (кузнечик)

5. Итак, следующее задание от комара! Звукобуквенный анализ слов.

- Комар просит его научить шифровать слова. Поможем комару?

- Давайте выложим первое слово, которое самое короткое. (жук)

- Как изменится слово, если он будет не один, их будет много? (жуки)

- Что изменится в шифровке? (обращаю внимание детей на звучание «к», дети кладут кружок зелёного цвета, добавляют кружок красного цвета – «и»)

- Сейчас давайте выложим слово, ещё одного насекомого - это (бабочка)

- Обратите внимание на то, что «ч» — согласный мягкий, по счету он пятый (работа выполняется на доске воспитателем или одним ребёнком и параллельно детьми индивидуально)

- Проверяем. Правильно зашифровали слово? Комар научился у вас шифровать слова. 

Пальчиковая гимнастика:

Прилетела к нам вчера (загибать пальцы по одному)

Полосатая пчела. А за нею шмель-шмелёк  и веселый мотылек, два жука и стрекоза, как фонарики глаза. (делать кольца из пальчиков, поднести к глазам)

Пожужжали, полетали, (машут ладошками)

От усталости упали. (уронить ладони на стол)

6. Работа с предложением. Следующее задание приготовил шмель. Он просит придумать предложение о нём.

- Давайте с вами вспомним, какой шмель? (большой, пушистый, жужжащий, красивый.)

- Что он умеет, может делать? (жужжать, летать, порхать, перелетать)

-Так, сейчас можно составить предложение!

|___ ___ ___ /_\ ___.

- Давайте посчитаем сколько слов в предложении? Как называется короткое слово? 

7. Пчёлы для нас приготовили последнее задание.

Так как они очень аккуратны и любят порядок, они нам предлагают разобрать согласные звуки на глухие и звонкие. Глухие составляйте, где картинка с наушниками, а звонкие где колокольчик. Представьте дети, что вы превратились в насекомых и полетели трудиться. (звуки насекомых)

- Молодцы! Все наши насекомые довольны!

Заключительный этап:

На этом наше занятие подошло к концу.

Скажите, вам понравилось наше занятие? Что понравилось больше всего?

Какое задание было, по-вашему, самым лёгким?

А какое самым трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к обучению грамоте (Подготовительная группа)

Конспект занятия «Подготовка к обучению грамоте»      Подготовительная группа. Программное содержание:систематизировать знания детей о букве Л и звуке (л,ль), закрепить з...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте (подготовительная группа)"Страна Красивой речи"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте "Страна Красивой речи".Цели занятия:Образовательные:Закрепить знания о пройденных звуках, буквах, упражнять в со...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Подготовительная группа

Конспект открытого фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: "Звук "Л". Буква "Л"". Подготовительная группа...

занятие по подготовке к обучению грамоте подготовительная группа

Конспект занятия по речевому развитию дошкольников....

Перспективное планирование по Подготовке к обучению грамоте подготовительная группа детей с ОВЗ (ЗПР) 2022-2023 уч.г.

Перспективное планирование по Подготовке к обучению грамотеподготовительная группа детей с ОВЗ (ЗПР) 2022-2023 уч.г....

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ   ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ  ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА....

Конспект Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте (подготовительная группа)

КонспектЗвуковая культура речи.Подготовка к обучению грамоте(подготовительная группа)Цель. Воспитывать у детей чуткость к слову, активизировать и обогащать словарь.Задачи.-Учить строить предложения.-С...