конспект НОД по обучению грамоте "Звуки С - З"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

план - конспект по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект НОД по обучению грамоте188.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы

на тему: «Звуки С - З»

 

Цель: дифференциация звуков [С]  -  [З].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • учить слухо - произносительной дифференциации звуков [С]  -  [З];
  • учить звуковому и слоговому синтезу слов;
  • учить сравнивать слова по звуковому составу, анализировать предложения с этими словами;
  • формировать навыки словообразования.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое внимание, память;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать умение детей координировать речь и движения;
  • развивать  общую, мелкую и артикуляционную  моторику.

Воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию в ходе образовательной деятельности;
  • формировать самоконтроль за речью;
  • формировать коммуникативные навыки.

Оборудование: звуковые символы, зеркала, предметные картинки со звуками [С]-[З], индивидуальный раздаточный материал: фишки, схемы слова, карточки «Наложенные изображения», мяч.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Организационный момент

Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята, умные, веселые и находчивые мальчики и девочки.                                                                                                                                     Вспомним наше правило.

Дети: Говорю всегда красиво,

           Четко и неторопливо,

           Внимательно слушаю, никому не мешаю,

           Когда меня спросят, тогда отвечаю.

Развитие мимических мышц.

Педагог (предлагает детям):- Улыбнулись!

                                                - Огорчились!

                                                - Удивились!

                                               - Рассердились!

                                               - Улыбнулись!  

 Назовите свое имя нежно, ласково. (Ответы детей)  

(Дети садятся на стульчики)

1.Сообщение темы.

Педагог: В детский сад пришло письмо!

                Интересно, от кого?

                Познакомьтесь, это – Знай-ка!

                Он знаток, а не зазнайка!

 (изображение Знайки)

Педагог: Знай-ка очень много читает, любит интересные задания…Он  прислал свои любимые игры, упражнения со словами и звуками. Предлагаю вам игры от Знайки! У вас будет возможность открыть для себя неизвестное.                                                                         Какой звук чаще встречается?                                                                                                           - Санки Санины сломались, на снегу лежать остались!  (Ответы детей)                                      - Две козы и два бизона истоптали все газоны!   (Ответы детей)

Педагог:- Сегодня мы будем играть со звуками [С]-[З]. Мы будем учиться их различать, сравнивать.                                                                                                                                          2. Акустико-артикуляционный образ звуков 

Педагог предлагает сравнить артикуляцию звуков [С]-[З], найти общее и различие, обратив внимание на  «работу горлышка»,вспомнить характеристику звуков [С]-[З], символы, обозначение.

- У насоса длинный нос, он свистит, как пылесос. (Символ звука, произнесение звука [С]-хором)

- Звенит в лесу комар, как будто он – лесной звонарь! (Символ звука, произнесение звука[З] хором)

– Дайте, пожалуйста, характеристику звука [С] (согласный, твёрдый, глухой)

– Дайте, пожалуйста, характеристику звука [З] (согласный, твёрдый, звонкий)

3.Развитие фонематического слуха

Упражнение « Хлопни в ладоши, когда услышишь звуки/слоги/слова со звуком [З], и топни ногой, когда услышишь звуки/слоги/слова со звуком [С]:                                               С, З, С, З… ;       СА, ЗА, ЗО, СО…;       САНКИ, ЗОЛОТО, ЗУБЫ, КОСА, КОЗА, НОС…

Упражнение с мячом «Скажи наоборот»: СА – ЗА, СО – ЗО…; ЗО – СО, ЗУ – СУ…;

Упражнение «Повтори три слога сразу, и не ошибись ни разу!»:                                                СА – за - за; ЗА – са - са; за – СА - за; са – ЗА - са; за – за - СА; са – са- ЗА…

 Упражнение «Угадай слово» (составить слово из звуков):

С, О, К; С,У,П;  З,У,Б,Ы; К,О,З,Ы; Р,О,З,Ы; Н,О,С,Ы.

Упражнение «Живые звуки» (составить схему слов)

С, О, К;    З, О, Н, Т.

4.Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях.

Упражнение «Закончи слово нужным слогом» (В конце слова добавить –СЫ или –ЗЫ):

Ва -…; но -…; та -…; бу - …; ко - …; ве- …; гро -…; бере - …; анана … ;. моро - … ; плак - …; зано - …; мимо - … .

Упражнение «Четвертый лишний» (по наличию в словах звуков [С] и [З]:

Педагог: Распознаем мы сейчас,

                Что же лишнее у нас:

Санки, забор, сова, сок; коза, роза, ваза, нос; самолет, сумка, стрекоза, суп.

 Упражнение «Замени звук  [С]  в словах на звук  [З]» (с использованием мяча): 

  Соя – Зоя, сайка – зайка, сахар - …, суп - …, коса - …., лиса - …., косы - … .                                                                                                                                         Упражнение «Разложи картинки»

Педагог:  Перед вами Саня и Зоя. Поделите картинки между Саней и Зоей, определите место звуков в словах. У Сани должны быть картинки, в названии которых есть звук [С], а у Зои – звук [З].

Упражнение «Один-много» (словообразование) с использованием «Чудесного мешочка»

Дети выбирают предметную картинку,  встают парами и называют выбранную картинку.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Упражнение «Путаница» Составить предложение (на слух), назвать в них слова со звуками [С]-[З]:

За, собака, гналась, зайцем ;  На, гуляет, поляне, Зоя;   Кустом, сидит, под, зайка.

 СКОРОГОВОРКА

ПедагогПовторите скороговорку, четко проговаривая все звуки: 

-Две козы и два бизона истоптали все газоны!   

Самостоятельная работа «Наложенные изображения»

Отгадать картинки, в названии которых есть звуки[С]-[З].

Итог, оценка деятельности детей.

 Рефлексия

https://perviydoc.ru/docs/41/40114/conv_6/file6_html_70cf4db6.jpg

https://sun9-84.userapi.com/impf/c638331/v638331964/1aad6/YVAVL2qZ0Us.jpg?size=495x604&quality=96&sign=4ec66282eeff8cb0bc022a0d995c78b6&type=album


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению плаванию детей среднего дошкольного возраста (второй год обучения)

Задачи: Формировать гигиенические навыки:раздеваться и одеваться в определенной последовательности; аккуратно складывать одежду; самостоятельно пользоваться полотенцем; последовательно вытирать час...

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего  сопровождения   в соответствии с  современными требованиями раз...

Конспекты занятий по обучению грамоте детей . Второй год обучения.

Лиманская О.Н. Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У», буква У,у).

Конспект занятия по обучению грамоте  для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе  «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У&raq...

Конспект занятия по обучению грамоте Логопедическая группа 2-ой год обучения Тема: Звуки [Л] [ЛЬ] буква Л

Конспект занятия по обучению грамотеЛогопедическая группа 2-ой год обученияСоставила Турова Н.В., учитель-логопед МБДОУ “Золотой ключик» р.п. ВаниноОбразовательная область: коммуникацияТем...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»

Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...

Конспект занятия по обучению дошкольников английскому языку» (2 год обучения) на тему"Фиксики"

Занятие включает: знакомство с лексическими единицами по теме «Школа», закрепление лексич. единиц по темам «Овощи и фрукты», «Посуда», «Дикие звери», &l...